Иванов-Петров ([info]ivanov_petrov) wrote,
@ 2009-06-13 09:00:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:entomology3

Эти неправильные пчелы

Вкус определяется ногами
Известно, что у многих насекомых, и в частности у медоносной пчелы, на лапках расположены рецепторы, определяющие вкус пищи. Зачем это надо? Обычно пчела выясняет, есть ли сироп в цветке, присев на этот цветок, засунув голову в венчик цветка и опустив язычок в нектарник цветка. Но иногда пчелы переходят к иной стратегии выбора цветков: едва коснувшись цветка усиками или передними лапками, пчела отвергает или выбирает данный цветок. Это позволяет экономить время, не тратя его на детальное обследование, и за счет сэкономленного времени увеличивать сбор нектара на 24%.


























Следы на цветке
Медоносные пчелы способны пометить посещенный ими цветок веществом, которое привлекает других пчел. Если источник нектара обильный, это для улья выгодно. Но пчела может оставить и другую метку, которая отпугивает от источника корма других фуражиров. Может быть, этот репеллент отмечает места, где нектара мало и другим фуражирам нечего терять время на обследование «пустого» цветка?

















Напиваются до потери памяти
Пчелы в особых экспериментах выдерживали определенное направление полета. Сначала их заставляли лететь по прямой, а потом они садились на кормушку и у них открывался выбор - лети куда хочешь. Обычно пчелы всегда предпочитали то направление, в котором они начали движение. Так сказать, похвальная целеустремленность. Правда, чем дольше пчела сидела на кормушке и питалась, тем чаще она забывала, куда летела. Ну а если ей давали сахарный сироп очень высокой концентрации, то всякая сосредоточенность покидала пчелу и пчелы очень быстро забывали избранное ранее направление.

















Пчелы чешут затылок
Когда пчела питается на каком-либо источнике корма, в ней борются два стремления - продолжать питание на данном источнике и готовности к поиску следующего источника. Поначалу сильнее первое стремление, потом превалирует второе. Оказывается, когда конфликт стремлений возрастает, пчела начинает уделять много времени чистке тела. Она охорашивается, приглаживает усики и вылизывает лапки тем дольше, чем сильнее конфликт - охорашивается пчела от недоумения, это как бы смещенная активность. Например, если источник пищи содержит слабую концентрацию сиропа, пчела раньше начинает чесаться и быстрее улетает, чем на сильно концентрированном сиропе. Пчела постоянно готова чиститься, и в случае «сомнительной» ситуации и затрудненного решения «на поверхность» поведения «всплывает» чистка.















(32 comments) - (Post a new comment)


[info]master_son
2009-06-13 05:49 am UTC (link)
у на в этом году крестьяне посеяли очень много рапса и пасечники жалуются - пчелы работают как сумашедшие, многие гибнут. они не могут сказать "нет", это как разбросать на улице деньги, невозможно остановиться.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 06:09 am UTC (link)
кто же откажется от хорошего взятка

(Reply to this) (Parent)


[info]albiel
2009-06-13 10:57 am UTC (link)
Одни пчёлы чешут репу, а другие чешут в рапс.

(Reply to this) (Parent)


[info]alxboev
2009-06-13 11:04 am UTC (link)
А еще мне один пасечник-любитель жаловался, что рапсовый мед практически не гонится - очень вязкий.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]master_son
2009-06-13 11:09 am UTC (link)
не могу ручаться, но по сезону идет распределение таким образом - ранние медоносы дают вязкий мед, поздние - жидкий.
у нас тут получился в этом году одуванчиковый, раньше рапса.
вязкий.

(Reply to this) (Parent)

Люблю фотографировать пчел!
[info]nata_venik
2009-06-13 06:14 am UTC (link)

(Reply to this) (Thread)

Re: Люблю фотографировать пчел!
[info]lubech
2009-06-13 06:38 am UTC (link)
Это у Вас муха-журчалка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antimantikora
2009-06-13 07:36 am UTC (link)
Интересно, что дети их порой боятся больше, чем настоящих пчел и ос!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lubech
2009-06-13 02:58 pm UTC (link)
Чрезмерно яркая окраска сирфид (по сравнению с осами и особенно с пчелами) действует, как сверхстимул не только на птиц, но и на человека.

(Reply to this) (Parent)

Re: Люблю фотографировать пчел!
[info]nata_venik
2009-06-14 05:32 pm UTC (link)
ммм.. действительно, я когда постила эту фотографию, заметила - что-то она слишком лысая для пчелы)
спасибо за наблюдение!

(Reply to this) (Parent)


[info]ruthinker
2009-06-13 07:57 am UTC (link)
На 24% )). А почему не на 23?

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 08:32 am UTC (link)
таков замер. Мецниереба, понимать надо

(Reply to this) (Parent)


[info]soyka62
2009-06-13 08:07 am UTC (link)
оказывается у людей и пчёл много общего. я, в подобной ситуации, тоже начала бы смещать активность и даже попробовала бы пригладить усики. а после сиропа высокой концентрации вообще никуда не полетела. и всё равно они меня часто жалили.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 08:31 am UTC (link)
да. с полным брюхом сиропа летать трудно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]soyka62
2009-06-13 09:09 am UTC (link)
но злые и голодные они бывают гораздо чаще.

(Reply to this) (Parent)


[info]a_p
2009-06-13 11:01 am UTC (link)
А я наконец-то понял, почему, будучи озадаченным, человек чешет в затылке!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]soyka62
2009-06-13 11:13 am UTC (link)
он ближе и безобиднее

(Reply to this) (Parent)


[info]albiel
2009-06-13 10:55 am UTC (link)
Выполним и перевыполним! Даёшь рационализацию производственного процесса! Артист должен быть голодным!

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 11:27 am UTC (link)
голодным, но пьяным

(Reply to this) (Parent)

24% — даешь перевыполнение!
[info]fregimus
2009-06-13 10:56 am UTC (link)
Ведь в прошлом квартале я выполнил план
на двести один процент
И в этом квартале даю обещанье
его перевыполнить вновь.

(Reply to this) (Thread)

Re: 24% — даешь перевыполнение!
[info]ivanov_petrov
2009-06-13 11:28 am UTC (link)
о. уловили мотив. Вот так они и жужжат

(Reply to this) (Parent)


[info]orbrider
2009-06-13 11:45 am UTC (link)
Так они, может, чистятся, чтобы сбросить старый запах и приготовиться к восприятию нового? Готовятся к поиску таким образом?

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 11:54 am UTC (link)
да нет, запахи они воспринимают и непочистившись

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]orbrider
2009-06-13 12:07 pm UTC (link)
Да, но они все в пыльце измазаны.

(Reply to this) (Parent)


[info]alisarin
2009-06-13 06:52 pm UTC (link)
*Медоносные пчелы способны пометить посещенный ими цветок веществом, которое привлекает других пчел. Если источник нектара обильный, это для улья выгодно. Но пчела может оставить и другую метку, которая отпугивает от источника корма других фуражиров. Может быть, этот репеллент отмечает места, где нектара мало и другим фуражирам нечего терять время на обследование «пустого» цветка?*

Любопытно, а есть на такую тему сравнительные исследования?

Различаются ли, например, особи или пчелы разных видов или даже просто роев по возможностям такой коммуникации и сигнализации? Могут ли они оставлять ложные метки и возникает ли проблема "доверия"? Т.е. вопрос вот в чем: насколько эта коммуникация "психична"? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-13 07:01 pm UTC (link)
джетальных уже не помню. Сколько помню - нет, никакой психики, все просто - вещество - безусловный стимул - видоспецифичный - никаких игр в индивидуальное опознание и пр.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alisarin
2009-06-13 07:03 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]shkrobius
2009-06-14 02:01 am UTC (link)
>>когда конфликт стремлений возрастает, пчела начинает уделять много времени чистке тела. Она охорашивается, приглаживает усики и вылизывает лапки тем дольше, чем сильнее конфликт - охорашивается пчела от недоумения, это как бы смещенная активность.

Where can one read about it?

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2009-06-14 07:36 am UTC (link)
увы, забыл

(Reply to this) (Parent)

до кучи
[info]tovstipartizany
2009-06-15 08:29 am UTC (link)

(Reply to this) (Thread)

Re: до кучи
[info]ivanov_petrov
2009-06-15 08:52 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!
[info]xeus_top_98
2009-06-15 03:26 pm UTC (link)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

(Reply to this)


(32 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…