Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Пауль Кристеллер

История европейской гравюры XV-XVIII века. перевод А.С. Петровского. изд. Искусство. 1939
Да, вот это книга. Не могу вспомнить, видел ли я лучше работу об изобразительных искусствах. Не могу понять, как это сделано... Наверное, замечательный перевод, и автор... Мне кажется, это результат долгого развития искусства описания: люди пару веков тренировались, каким образом следует строить текст, чтобы он мог описывать зрительные образы.
Кажется - библиографическая редкость. А, казалось бы - только такое и переиздавать. Спасибо lucas_v_leyden, который дал мне возможность прочесть эту удивительную книгу.

При чтении много чего приходит в голову. Вот один из возникающих сюжетов. Гравюра родилась в середине 15 века в Центральной Европе, это континентальное искусство - Германские земли. Италия. Потом к ним присоединились Нидерланды и - подражательным образом - Франция. А Англии гравюры почти не было, жалкие ошметки - ну почему-то не получалось. Не шло. И вот к концу 18 века изменяется ситуация. До того гравюры, хоть и были средством тиражирования - в сотне, максимум нескольких сотнях экземпляров - были всё же немногочисленны и оставались предметом роскоши. К границе 19 века возникает более обширный средний класс, буржуазия множится и тоже хочет приобщения к искусству. Подешевле. Возникают новые техники гравюры, позволяющие сделать ее массовым искусством - дешевым, производящим много копий, доступным широким словям. И - вот странно - лидером оказывается Англия. Потом, погодя, подражательным путем к англичанам присоединяются французы. Центральная Европа оттеснена - и больше уже не смогла захватить эти самые массовые средние слои. Распространялись умения центральноевропейских мастеров на молодой восток - русские учились гравюре у немцев.

Такой сюжет. Казалось бы - техника. Сиди, рисуй... гравируй. Тем не менее фантастика остается в литературе англосаксонским жанром. И вот - в живописи тоже... Кажется, среди музыкальных жанров тоже можно отыскать - что делают немцы, чего не делают, не способны англичане - и наоборот, что лучше всех в мире делают англичане. Другое дело, как англичане умеют продать и свою способность, и свою неспособность. Не то что мелочи - целые жанры, техники искусства довольно четко подразделяются... к сожалению, тема скользкая и не видел, чтобы кто-нибудь всерьез ее проработал.
Tags: art3, books6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments