Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Как делается Европа

"Самое удивительное событие в послевоенные годы было примирение двух заклятых врагов, Франции и Германии. Исцеление началось с деятельности Ирэн Лор и подобных ей людей. Затем инициатива перешла к Роберу Шуману. В начале 1948 года Шуман, будучи в то время премьер-министром Франции, как-то в поезде разговорился с одним промышленником. И тот рассказал ему о результатах встречи одной активистки движения Бухмана с тупоголовым функционером - председателем ассоциации по найму работников текстильной промышленности северной части Франции. Была тогда организована недельная конференция между рабочими и их работодателями, и это помогло добиться взаимопонимания. Собеседник Шумана сказал: "Это вселяет в меня надежду. Я католик и думаю, что должен позаботиться о судьбе моей страны". Шуман был весьма обеспокоен политической нестабильностью, он искал выход из этой ситуации. Когда он узнал, что за поисками примирения стоял Фрэнк Букман, то попросил организовать ему срочную встречу с этим человеком. Они познакомились и долго беседовали. Шуман был под большим впечатлением, и когда несколько позднее его попросили написать предисловие к сборнику речей Бухмана, он согласился.

В октябре 1949 года тот же промышленник пригласил своих друзей — Фрэнка Бухмана и Робера Шумана — к себе на обед. Шуман рассказал о своей неудаче, он пытался привлечь своих коллег к организации европейского союза. Повернувшись к Бухману, он сказал: "Мне нужен совет. Многие годы я мечтаю удалиться от политической жизни и засесть за писание мемуаров. У меня нет семьи, нет людей, которые нуждались бы в моей заботе. Я знаю один монастырь, там хорошая библиотека, там очень спокойно, и они готовы принять меня. Что вы посоветуете? Что выбрать?"

Бухман посмотрел ему прямо в глаза и спросил: "Месье Шуман, а что думаете вы должны сделать?" Премьер-министр закрыл лицо руками, а потом сказал, широко улыбаясь: "Вам не нужно было спрашивать меня об этом. Я прекрасно знаю, что должен остаться."

И потом уже совершенно серьезно добавил: "Есть одна вещь, которую я должен сделать. Я родился в Лотарингии, я рос как немец, и до первой мировой войны был немецким гражданином, потом Лотарингию присоединили к Франции, и я стал французским гражданином и служил во французской армии. Я знаю проблемы и особенности обеих стран. И я уже долгое время знаю, что должен сыграть решающую роль в примирении этих двух стран. Я говорил об этом с Гаспери. Он очутился в подобной ситуации — родился в Австрии, служил в австрийской армии, потом стал итальянцем, он понимает обе стороны. Мы оба знаем, что нужно что-то делать, мы обязаны это сделать, и мы именно те люди, которые призваны к этому. Я пока уклоняюсь от этого".

Бухман понимал, что это будет значить. Он сказал тогда Шуману: "Да, вы должны остаться. Это ваше призвание."
На что Шуман ответил: "Есть некоторые затруднения, я не знаю, на кого я мог бы рассчитывать в новой Германии".

Бухман парировал: "У нас в Ко есть надежные люди. Я могу назвать дюжину имен." И он передал Шуману поименный список, включая Аденауэра, Любке, Арнольда, фон Херварта. Доктор Конрад Аденауэр — первый канцлер Западной Германии, Генрих Любке - будущий президент Западной Германии, Карл Арнольд - президент земли Северный Рейн и Вестфалия, барон фон Керварт — первый послевоенный посол Германии в Лондоне. "На следующей неделе я еду в Германию, постараюсь с ними встретиться", — сказал Шуман.

Аденауэр и Шуман встретились. Весной 1950 года Аденауэр получил секретное послание с проектом европейского соглашения, которое потом получило название План Шумана.

............Совершенно очевидно, что те, кто не могут решать свои собственные проблемы, не могут решать мировые проблемы. Как любил повторять Бухман: "Вы не сможете сделать хороший омлет из плохих яиц". Изменения человека должны совершаться в Глубине его существа. У вас должно быть мужество пройти через очистительный огонь. Бухман видел отклонения человеческой природы, так как всю жизнь руководствовался моральными принципами честности, чистоты, бескорыстия и любви, это были его путеводные звезды. Путеводные звезды служат для того, чтобы не сбиться с правильного пути. Каждый шаг на этом пути — это выбор. И каждый человек делает первый шаг в правильном направлении — это может быть любой честный поступок по отношению к ближнему — возникает цепная реакция, история приводится в движение.

..."Бухман жил в мире, где много шума и суеты, но его корни были в мире тишины и покоя,— так писал о нем католический деятель и журналист Карл Вик..- И в этом заключался его секрет. Каждый день, рано поутру, он вслушивался в "Тихий голос", чтобы решить, как же ему поступать. Он перенес монастырскую тишину и сосредоточенность в кабинеты министров, в офисы промышленников, на рабочие места. Он сказал однажды: "Мы можем убедиться в удивительной силе тишины. Это водительство станет нашим ежедневным источником всякого творческого действия. В этом смысле тишина может стать регулятором жизни людей и наций. Ибо знаки водительства проступают лишь в тишине"."

Водительство Бухмана было импульсом к изменению, реальное изменение было видимым результатом такого водительства. И когда внутреннее движение души совпадает с внешней активностью, история приходит в движение.

Мы можем рассматривать духовное развитие с разных точек зрения, но всегда неизменно важным будет готовность человека к глубинным и поверхностным изменениям во имя духовного развития. Человек может начать этот процесс и вне веры в Бога, но если он будет следовать четырем абсолютным принципам, то рано или поздно он подойдет к такому рубежу, когда он не сможет больше опираться лишь на свою силу, и если позволит Высшей силе позаботиться о себе, ему откроется мир без границ.

Бухман, образно говоря, держал руку на пульсе там, где невидимые силы материализовались в конкретные поступки и внешние действия в той точке, в которой Бог становится реальностью и входит в жизнь человека.

Гений Фрэнка Бухмана, его пророческий дар для современности заключается в том, что он создал определенный язык—действие. Люди развиваются посредством общения, при помощи языка. Наши времена — времена гораздо большей открытости, чем прежде. Люди учатся говорить друг с другом откровенно, так, чтобы разрешались внутренние и внешние конфликты. Совершенно удивительное значение языка заключается в том, что слово· означает действие, и это подтверждают современные исследователи. Это тот самый процесс, который начался в Боге:" в начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог".

Итак, язык приобретает свое истинное значение - это диалог между Богом и человеком, диалог между человеком и его ближним. Чтобы слышать другого, нужно уметь находиться в состоянии тишины. Тишина — это главная тайм языка.

В таком значении тишина — это весьма определенное состояние, которое требует отрешения от своих эгоистических устремлений и желаний — "Не Моя воля, но Твоя воля да будет". А это означает Крестный путь.

Это не сверхчеловеческое требование. Напротив, это то, что делает человека человеком, то, что передается от человека к человеку, созидая новый мировой порядок. И в основе этого развития — преданное этому делу меньшинство, "команда".

В центре внимания Фрэнка Бухмана была его команда, люди на разных континентах, которые посвятили свою жизнь, подобно ему, целиком Богу ради переустройства мира. Его основной заботой было поддержание единства этих людей и воспитание в каждом его высшего достоинства.

"Я хочу, чтобы мои охотничьи псы преследовали свою добычу всей сворой, а не каждый по отдельности". И когда он думал о том, что будет после его смерти, его больше всего заботило состояние его команды. "Когда меня не станет, помните о том, что сохранить команду можно только, если Действовать бескорыстно. Меня тревожит то, что некоторые из вас не готовы сохранять единство в команде, которое могло бы стать образцом единства в мире."

"Когда мое служение подойдет к концу, не забывайте о том, что все, что вы делаете, отзовется в жизни". "Посвятите всю свою активность Христу, хотя это и не означает, что вы постоянно будете говорить о Христе". Для Бухмана существовал лишь один критерий: если человек оказывался способен к изменению самого себя, он мог побуждать к изменению и других, только тогда он может претендовать на лидерство.

...Он мог себе позволить прямо высказывать подобные вещи — властью, данной ему свыше. "Я не тот человек, который может дать вам прочное основание. Это может только Святой Дух. Если бы все зависело лишь от меня, то это была бы ложная замена, трагическая ситуация ложного развития. Нет иного выхода, как только довериться водительству Святого Духа". И еще: "Устремитесь вперед. Я не питаю ложных надежд. У меня длинный нос и я чую за версту дурной запах. Я бы хотел, чтобы это было не так".

...Секрет Бухмана заключался в том, что он черпал свою силу в безмолвном диалоге с Богом, который длился всю его жизнь. Он вслушивался в тихий голос Бога. Когда его спрашивали, в чем заключается отличие между "медитацией" и "временем тишины", он вынимал из кармана карандаш и безмолвно поднимал его вверх. Каждое утро он замирал в ожидании ответа. Он говорил: "В такое утро, как это, что должен делать человек, чтобы изменить мир?"

...Бухман часто отправлялся со своей многочисленной командой в ту или иную страну, чтобы пробудить ее ото сна. В 1952 году он по приглашению многих деятелей Азии побывал со своей командой из двухсот человек и пятью пьесами в Шри Ланка, в Индии и Пакистане. Для него это была уже известная территория, но большинство его спутников пережили настоящее потрясение, они впервые столкнулись с такой ужасной нищетой. Они впервые могли наблюдать такую душераздирающую картину - сотни тысяч голодающих на улицах, матери, прижимающие к груди уже мертвых детей.

...В следующее воскресенье он испытал приступ острой грудной боли. У доктора не было сомнений в том, что положение очень опасное. В понедельник утром, превозмогая боль, Бухман пытался с некоторыми перерывами диктовать свои последние мысли. Это было в его духе, даже на пороге смерти он использовал любую возможность послать своим друзьям свой прощальный привет и последние наставления: "Я хотел бы увидеть, как Британией управляет человек, послушный Божьей воле. Я хотел бы увидеть, как миром управляют люди, послушные Богу. Почему бы не позволить Богу управлять всем миром?""

Померанц Г., Шперри Т., Ховельсон Л. Поспеть за богом. М.: Издательство агентства ПРОВ-ПРЕСС, 1997.
Tags: books6, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments