Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Круг задач психологии

Ф. Брентано, Психология с эмпирической точки зрения
"Название, которое я дал своей работе, характеризует её и по предмету, и по методу. Моя исходная установка в психологии является эмпирической; только опыт значим для меня как наставник - но я разделяю убеждение, что эта точка зрения вполне совместима с допущением определенного идеального созерцания. Как именно я понимаю метод психологии, детально будет описано в первой из шести книг, составляющих всё произведение. В первой книге говорится о психологии как науке, во второй - о психических феноменах в целом; затем последует ряд книг, каждая из которых специально посвящена подробному исследованию соответственно: особенностейи законов существования представлений; суждений; воли и движений души. И наконец, в последней, шестой, книге речь пойдет о связи нашего психического организма с организмом физическим. Там же мы будем заняты вопросом, возможно ли дальнейшее существование психической жизни после телесной смерти."

..."И если кто-то говорит, что психология - это наука о душе, а словом «душа» обозначает субстанциального носителя психических состояний,то тем самым он высказывает убеждение в том, что психические явления должны рассматриваться как свойства субстанции. Но на чем основано предположение о таких субстанциях? Говорят, что они - не предмет опыта.

Ни в ощущении, ни во внутреннемвосприятии они нам не даны. Как в первом случае мы встречаем лишь феномены тепла, цвета и звука, так во втором - явления мышления, чувствования, воления. Сущности, которой они подобали бы как свойства, мы не находим. Это фикция, которой не соответствует никакая действительность, но даже если бы она и существовала, это во всяком случае было бы недоказуемо. Следовательно, предметом науки она, очевидно, не является. Поэтому ни естествознаниене может быть определено как наука о телах, ни психология как наука о душе. Первую следует понимать как науку о физических, а вторую, соответственно, как науку о психических феноменах. Души нет, по крайней мере, нет для нас; тем не менее психология может и должна быть, но - воспользуемся парадоксальным выражением Альберта Ланге - это должна быть психология без души.

Новая трактовка «психологии» не содержит ничего, что не могло бы быть принято также приверженцами старой школы. Ведь имеется душа или нет, психические феномены, во всяком случае, налицо всегда. И приверженец идеи субстанциальной души не станет отрицать, что всё, что он в состоянии констатировать относительно души, имеет отношение также и к психическим явлениям. Таким образом, ничто не мешаетнам вместо определения психологии как науки о душе принять это новое определение.

Возможно, истинны они оба. Однако известное различие между ними все же остается: одно из них содержит метафизические предпосылки, от которых свободно другое; в то время как первое имеет особый колорит одной школы, последнее признаётся разными, даже противоположными школами, наконец, одно освобождает нас от общих предварительных рассуждений, в то время как другое, первое, к ним прямо-таки обязывает.

...Итак, под психологией мы понимаем науку о психических явлениях - в указанном выше смысле.

...Таким образом, слышание звука, созерцание цветного предмета, ощущение тепла или холода, равно как и схожие состояния фантазии - являются примерами того, что я имею в виду под психическими феноменами; но таким примером является и мышление всеобщего понятия, если только это мышление действительно имеет место. Далее, всякое суждение, всякое воспоминание, всякое ожидание, всякое умозаключение, всякое убеждение или мнение, всякое сомнение - это психический феномен. И, с другой стороны, психическим феноменом является всякое движение души, радость, скорбь, страх, надежда, мужество, отчаяние, гнев, любовь, ненависть, вожделение, желание, намерение, удивление, восхищение, презрение и т. д.

...Акт представления является основанием не только суждения, но и желания, равно как и любого другого психического акта. Ни о чем нельзя судить, нельзя также ничего пожелать, ни на что нельзя надеяться или чего-либо опасаться, если это «что» не представляется. Таким образом, данное определение охватывает все приведенные выше примеры психических феноменов и вообще все принадлежащие к этой сфере явления."
Tags: books6, philosophy3, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments