Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Шумерская астрология

http://www.rhga.ru/science/esoterism/seminars/12/Emeljanov_26_01_10.php Емельянов В. В.
"Астрология является следствием веры людей в могущество небесных тел. Такая вера появляется у народов древней Месопотамии и отчасти у народов Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н. э.

...Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке. Несомненно, что все эти созвездия уже существовали в сознании шумеров в конце третьего тысячелетия. Об этом говорит хотя бы упоминание созвездия Тельца, встречающееся в заговорах III династии Ура. Когда были обожествлены шумерские цари, в частности, царь Шульги, в честь него была названа новая небесная звезда. Это говорит о том, что остальные звезды были вычленены ранее и носили шумерские имена.

Удивителен тот факт, что среди шумерских источников мы до сих пор не можем найти астрономических текстов. Есть шумерские названия созвездий, есть упоминания о восхождении звезд в шумерских гимнах, но нет ни одного астрономического или астрологического текста. Можем ли мы на основании этого факта делать вывод о том, что астрологии в Шумере не было? Не можем, так как знаем, какой промежуток времени проходил от создания текстов до их записи. Зачастую в Месопотамии этот период равнялся 500 – 600 годам! Поэтому наверняка астрологические представления в Шумере формируются еще в конце третьего тысячелетия до н. э., но записываются они только в эпоху семитского преобладания в Месопотамии, отчасти в старо-вавилонский период, а еще больше источников дошло до нас от средневавилонского (или касситского) периода.

...Первые свидетельства существования астрологии доходят до нас от 16 – 15 веков до н. э., и с этого времени уже можно говорить о развитии астрологии как сложившегося искусства, которое претендовало быть и наукой, и политической аналитикой, и основой мировоззрения древних вавилонян.

...От конца старовавилонского периода доходят таблицы звезд и названия некоторых созвездий, но не сама астрология. Этап формирования астрологии как таковой связан со средневавилонским периодом, с 16 по 11 века до н. э. Значение этого периода формирования новой вавилонской культуры, на мой взгляд, не изучено и до конца не оценено. В Месопотамии в это время происходят грандиозные перемены. Достаточно сказать, что серебро как основная плата за работу повсеместно сменяется золотом. Видимо, это новшество пришло вместе с касситами, захватившими Вавилон. В искусстве Вавилонии появляются совершенно новые мотивы. Например, касситский крест. До сих пор не известно, что он обозначал.

Именно в касситское время появляются первые представления о том, что такое предсказания по небесным явлениям и о том, что такое зодиак. В первых астрономических трактатах средневавилонского периода с элементами астрологии нет различения предсказаний по небесным телам и предсказаний по атмосферным явлениям. Люди этого времени еще не понимают, что есть совершенно особая область, которая впоследствии будет называться астрологией. Они занимаются предсказаниями как таковыми, которые дают внешние знаки. Эти предсказания подразделяются по трем богам: предсказания по Сину, то есть по движению Луны; предсказания по Иштар, то есть по движению Венеры; предсказания по Ададу – ветру и атмосферным явлениям.

...Первый компендиум, который создается в средневавилонский период, - компендиум «Энума-Ану-Энлиль». Поскольку семиты не могли произносить сочетание «н-л», то возникла ассимиляция, и они произносили «Энума-Ану-Эллиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам).

...По-видимому, в это время возникает координатная сетка, когда весь мир делится на четыре направления, и точно так же на четыре направления делятся Луна, Венера, там тоже четыре стороны света, это тоже влияет на предсказания. В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, - то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин - «манзазу», позже –«манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту», означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначает стоянку Луны или Солнца, потом появился новый термин «лумашу», но слово «манзальту» было заимствовано евреями, когда они в период плена поселились в Вавилоне. У евреев это слово стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» - изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.

В средневавилонское время возникает еще один термин «лумашу», термин гораздо более загадочный, так как его этимология непонятна. Ни в одном семитском языке нет такого термина «лумашу». Сначала им обозначались стоянки Луны (18 стоянок, лунный зодиак), затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века это уже зодиак как таковой. Это слово может писаться как «лу» первое – маш, а может как «лу» второе – маш, что означает, что было безразлично, как писать. ...озможно, это одна из первых известных аббревиатур, и это начальные знаки для первого и третьего зодиакального созвездия. Потому что первое созвездие в Вавилоне называется Лу-Хунга, что означает «наемный работник» или «доброволец», а третье созвездие называется «Маш-Таб-ба». «лумаш» - соединение двух знаков для обозначения первого и третьего созвездий. Никак иначе это не объяснить, потому что ни в аккадском, ни в шумерском языках нет такого слова, а семиты впоследствии в сирийском языке заимствуют это слово, и из «лумашу» у них получается «мальвушу».

Лумашу – поначалу восемнадцать лунных созвездий (через которые проходит Луна), а потом уже и двенадцать солнечных созвездий. Тогда же, в средневавилонскую эпоху, на межевых камнях кудурру возникают и образы некоторых зодиакальных созвездий. Нам известны изображения Стрельца, Козерога, Водолея, Скорпиона, то есть зодиакальные созвездия понимаются как специфические существа...

...Таким образом, есть терминология, есть компендиумы, которые должны изучать астрологи (это «Энума Ану Эллиль» и «Мул Апин»), есть большая заинтересованность царского двора в астрологах (до нас дошли два тома переписки ассирийских царей и астрологов) и есть учебная программа для астрологов. Астролог того времени равен политологу нашего времени. Это политический консультант, секретарь и советник царя, который, войдя в доверие, говорит ему, как лучше поступить: когда лучше сеять, когда лучше отправлять войско в поход, будет ли завтра дождь, следует ли завтра выезжать на прогулку, и так далее.

Вот пример такого письма: «Царю, моему господину, пишут Баласи и Набу-аххе-эрба». Дальше идет традиционное благопожелание: «Будь здоров, наш господин, пусть Набу и Мардук животворят тебя на вечные времена, пусть Ашшур, Бел, Син, Шамаш и Адад будут благосклонны к тебе, боги тебе благоприятствуют, можно выезжать, второй день хорош, четвертый день месяца особенно хорош, подготовь колесницу».

В другом письме тот же самый Баласи пишет: «Набу и Мардук будут к тебе благосклонны, ты повелел, о владыка, узнать, в чем твоя болезнь, какова ее причина. Об этом знают только великие боги, но знаки, которые подает небо касательно твоего тела, говорят, что нужно лечиться так-то и так-то», и дальше следует рецепт. Для понимания не только вавилонской астрологии, но и мироощущения важен такой момент: причина болезни неизвестна, но очень важно учитывать знаки, то есть внешние симптомы заболевания, и по ним можно понять, каким должен быть рецепт.

...как в новоассирийское время понимали планеты. Безусловно злой планетой был Марс – Нергал, бог чумы и подземного мира, Марс называли также Красным – «Цальбатану». Красный цвет всегда был преддверием чего-то нехорошего. С Марсом всегда связаны отрицательные предсказания, касающиеся насилия, войны и так далее.

Венеру называли Дильбат, это имя богини Инанны как планеты, либо Иштар. Она связана с сексуальными отношениями, со страстью, с чувствами, с конфликтом, с оппозицией.

Юпитер в новоассирийское время стал Мардуком, но у него есть довольно много имен: в шумерское время он назывался Шульпаэ, потом он стал называться Сангмегар, потом Мардук. Юпитер как Мардук покровительствует царской власти. Экспансия, обладание пространством. Юпитер гарантирует (либо отрицает) успех, удачу.

Меркурий очень неопределенно выражен, это, безусловно, благоприятная планета, связана с письмом, с просвещением, Меркурий – это Набу, бог письма и грамоты. Неясно, насколько сильно влияние Меркурия, при одних обстоятельствах он благоприятен, при других – нейтрален.

У Сатурна двойственная роль: с одной стороны, он – покровитель Солнца, он идет в одной паре с Солнцем в месопотамских текстах. Сатурн вместе с Солнцем является верховным судьей, который в седьмом месяце вавилонского календаря осуществляет суд над живыми и мертвыми. Вообще Сатурн – это хромой охранник подземного мира, который имеет в шумерской терминологии несколько имен, его зовут Хендурсанга, он отпирает двери мертвецам в период зимнего солнцестояния, чтобы они вышли вместе с поднимающимся солнцем и некоторое время пробыли на земле, а потом он опять их загоняет и запирает двери. Вторая роль: Сатурн – это ночь, мрак, внезапное наступление зла. Каждый седьмой день вавилонского календаря – это день Сатурна. На эти дни – 7, 14, 21, 28, - предписывалось никуда не уходить из дома, во избежание зла на открытом пространстве, были пищевые запреты, предписывалось какое-либо благодеяние. Впоследствии эти седьмые дни стали субботними днями, которые надлежало чтить.

Луна – это бог времени, покровитель сияющего небесного свода. Солнце – это бог справедливости, суда, бог-свидетель всех человеческих дел."
Tags: books6, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments