Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Социализирующее образование 2

http://community.livejournal.com/social_world/83596.html?thread=599180#t599180

antimantikora
А кто сказал, что образование нацелено на успехи в учебе? Вовсе нет, у него другая задача. Образовательная система, это камера хранения для детворы, и затраты идут на то, чтобы детям там было хорошо. С этим образовательная система справляется великолепно. Если замерить уровень психологической комфортности пребывания ребенка в школе и сравнить с уровнем затрат - там будет корреляция.
Кроме того некорректно подсчитывать "оценки". Оценка очень слабо отражает уровень компетенции. Вдобавок это относительная величина, зависящая от дисперсии в конкретной группе.

ivanov_petrov
только что привели графики - у них в это время снизился уровень молодежной преступности. Очень характерная картинка получается

antimantikora
По моим наблюдениям, в школе США (по крайней мере в тех богатых и добрых школах Юга, которые посетил) основная энергия вкладывается не в накопление объема знаний, а в социализацию, гармоничное воспитание и мотивирование на саморазвитие. Большое внимание уделяется развитию социальной компетентности. А на это уже наслаивается усвоение научных знаний, и оно настолько технологично, что дети де-факто знают очень немало, а главное - хорошо актуализируют свой багаж знаний.
Я даже привез толстый учебник "Science" для middle school, и до сих пор не могу понять, как 13-14-летние подростки умудряются этот курс пройти за год: там чуть ли не вся школьная химия, физика, биология. Но подана очень кратко и эффектно. (Впрочем, как это "я не могу понять"? У меня пятиклашки усваивали спокойно то, над чем выпускники сидели пнями.)
Графики как раз иллюстрируют то, что меня больше всего поразило: крайне низкий уровень агрессии у школьников (наблюдаемая выборка - 5000 чел.) - и фоновой, и ситуативной, и экстремальной. Причем дело происходило на природных территориях, где наши обычно "дичают". Грубо говоря, получив в морду, средний подросток там не дерется, а ложится и рыдает. Там, где наши матерятся и машут кулаками, они нежно так: "О, my goodness!" Однако в решении жизненных трудностей они весьма крепки.

ivanov_petrov
да. красивая картина. наверное, есть какие-то не очень хорошие эффекты, но... Решение жизненных трудностей без агрессивности - конечно, очень интересный путь

а отрицательное есть что-то? в подкладке? чтобы более объемная картина получилась?

antimantikora
Да. Нереализованная программа агрессии оседает в душе и перегорает, и тлеет. Они пытаются сыграть в агрессию, оказавшись в "диком состоянии". Возможно, этим объясняются психопатические взрывы жестокости (крайне редкие, вообще-то). Помню, в заповеднике эти юные цивилы разгулялись, и один стал до того брутальным, что достал нож, ругался матом и сломал ветку. Потом он с перепугу этот нож потерял (его потом хохол подобрал и заныкал). А однажды я, кхм, сидел в сортире, и набежали подростки. Один стал стучать, думал, там товарищ - а я помалкиваю. Тогда он взял палочку, просунул сверху. Тут уж у меня вырвалось родное-хриплое: о-йебитская-сила-какого-хрена-водяного?! Вышел, пронаблюдал смертельно побледневшего паренька (вообще-то уральской внешности). Поржал немного, но и заметку сделал. Впрочем, там такое случилось единожды, зато в Анапе - чуть ли не каждый раз))) Далее: чернокожие не агрессивны открыто, но довольно таки отчуждены и напряжены. Кроме долговязых метисов породистого "обамского" вида - те шикарно веселятся.

ivanov_petrov
объемности не получил. идиллия. но я не пристаю - значит, оно так. хотя. видимо. другой бы человек увидел иное

вспомнил историю от какого-то знакомого. понравилась ему в поле - на таком же "диком" выезде - американская девушка. он тихо млел издалека, примериваясь сблизиться с неземным созданием. по ночному времени отошел от костра покакать. сел - в метре от себя, повернувшись. увидел сидящую ту девушку. Он окаменел. а она жизнерадостно сказала "хай!" Доделала свои дела и ушла. Не стал он за ней ухаживать. сраженный силой характера.

antimantikora
У меня была идиллия, без преувеличения. Но это, вероятно, потому, что был в парадизе - там заповедник же. Самыми мрачными и невоспитанными типами были мы с хохлом. Хохол даже перепугал бомжа, когда пришел рыбу ловить под мостом. А с какающей девушкой история темная. Сегодня она бы подала в суд за possible sexual abuse. Вот этим нас пугали, и в этом идиллии никакой не было. Отметил там анти-телесность, анти-сексуальность, до паранойи. Впрочем, очень вежливую!

brother2
Отрицательные моменты вылазят потом, когда эти детки становятся манагерами и вообще какими либо руководителями. Избегание конфронтаций, тяжёлых решений и т.п. привела к современному состоянию американского менеджмента с его бесконечными заседаниями (воспроизводящими школьные и колледжские дискуссионные клубы), тренингами (опять таки продолжение школьной и колледжно социализации) вместо вникания в суть дела. Эдакая поверхностность, особенно если сравнивать с деятелями столетней давности вроде Генри Форда. То есть если наши воспитанные на уроках истории, что да надо жертвовать, затягивать пояса. сусанинствовать выходя во взрослую жизнь становятся лютыми директорами, то их кадры уже пройдя все ступени обучения продолжают вместо работы наращивать social skills. Это с одной стороны конечно идилично, но с другой стороны прибыль-то не капает, делане делаются.

http://community.livejournal.com/social_world/83596.html?thread=617868#t617868
brother2
Тут наверное уместно привести сравнения с вевероевропейской медициной:
то есть на уровне серьёзных случаев - операции там всякие, ну акушерство и родовспоможение и всё такое прочее - у них медицина вроде как есть, а вот если спуститься на уровень пониже - терапевтов, то на привычный нам взгляд медицины у них вроде как и нет - таблетки не дают, диагнозов избегают, всё больше упирают, что здоровый организм всё сам сделает, гдавное ему немножечко может быть помочь.

Вот и образованием та же картина: наука у них в нашем представлении - есть, вполне себе на уровне, а пом раз и разрыв, и так же как "нет" нижних уровней медицины, так "нет" и школьного образования, так что-то на уровне 3П-медицины (3П - пластырь, презерватив, парацетомол). А если присмотреться, то как раз социализационная школа и открывает простор для коррекции именно по ходу дела, а не после.

Вот со знаниями оно как: есть куча примеров когда школьные отличники едва заканчивали институт, или после института не блистали достижениями, и наоборот, когда троечнки раскрывались. То есть получается, что в школе ориентированной на знания оценки как бы что-то и значат, но очень локально - что данный человек именно в данный момент выучил или не выучил даты жизни Александра Македонского. А может он их завтра выучит, или забудет. Да коррекция программ осуществлялась, но (тут я фантазирую) осуществлялась она не столько из каких дальних перспектив, сколько с целью повышения успеваемости здесь и сейчас, ну а по гуманитарным предметам корректировка под идеологию. Я не знаю были ли исследования того, сколько знаний осталось в голове к 40 годам у человека учившего алгебру по учебнику ААА и сколько у человека учившего по учебнику БББ, кажецо мне, что не было их. Да и кроме того, вот придут они оба в ВУЗы один в один, другой в другой там свои программы их начальные знания скорректируют, и не угадаешь тут, где он вклад школьной программы.
Суммируя: школа знаний реально даёт и оценивает знания здесь и сейчас, а что будет потом она оценить не может.
Пример: из ключевых участников советского космического проекта советскую школу закончил только Гагарин. Первые выпускники советской школы как мы её помним начали реально проявлять себя в жизни только в 80х. Не скажу, что перестройка случилась из-за этого, но реально посмотреть на продукты советской послевоенной школы, чтобы их изучить и скорректировать программу, просто не удалось. В Германии ведь с её "прусской гимназией", да и в дореволюционной России всё было то же самое. Вот и получается, что получали они образование в одном обществе, а жили с ним - в другом. И как его оценить?

С социализацией тут как раз и критерии легче и контроль: биографии правонарушителей известны. То есть мы знаем, что если А в детстве мучил кошек, то с вероятностью в ...% он потом окажется за решёткой. Значит надо отслеживать мучение кошек. Да и кроме того, если знания люди реально начинают проявлять уже после института, а то и ещё позже, то социальные навыки сразу - так что тут как раз и есть аж несколько циклов обратной связи причём в одних и тех же социальных условиях.

А дальше как с медициной: просто отслеживать симптомы считающиеся опасными, с ними отправлять на коррекцию, а с остальными - здоровый организм сам сделает своё дело, надо просто создать ему в трудный для социализации отроческий и подростковый период тепличные условия.
Tags: education2
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments