Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

И.М. Дьяконов. Пути истории

http://abuss.narod.ru/Biblio/diakonov.htm http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist066.htm
Книга ценнейшая. Профессиональные историки крайне редко пишут что-то общее - именно потому, что знают, как трудно это сделать и как больно за это бьют. Общие концепции истории создают бывшие школьные учителя или журналисты. А тут - редчайший случай, популярно написанная книга с концепцией законов истории.

Критиковать эту концепцию мне не интересно - она, на мой взгляд, так слаба, что невелика честь ткнуть в слабое место. Интересно иное - какое же из шатких сооружений предпочел человек крайне эрудированный, очень профессиональный и умный. Какие тезисы из набора очень слабых он выбрал, какие ему кажутся чуть сильнее и плодотворней иных. То есть интересно не тем, что слабо, а тем, что сильнее пока, видимо, никому сделать не удастся; интересно, что сейчас кажется более здравым, чем прочее.

1. Прогресс оружейных технологий создает устойчивость исторических изменений - удерживает сложившиеся отношения (классический тезис. имеется ряд королевских примеров - стремена, рыцари, пушка... С появлением стали появляется классическое рабовладение и т.п. Критики не держит - контрпримеры типа китайских неиспользуемых военных технологий вязнут в привходящих обстоятельствах)

2. Изменения ценностей. Только они меняют общество - но изменения неустойчивы, если не подкреплены прогрессом оружия (очень интересная часть теории, и самая смутная). Во введении говорится о верховной роли ценностей в изменении общественного строя. При изложении материала автор практически не пользуется этой гипотезой.

3. На ранних стадиях - различия регионов обусловлены потенциями природной среды - для одомашнивания животных и выработки сортов культурных растений (очень сомнительное утверждение, критике не держащее - опирается лишь на то, что есть, все объяснения сводятся к "но было так, и больше никак") Подробности http://afranius.livejournal.com/109373.html

4. новая теория фаз исторического процесса. Общества: 1 первобытные, 2 первобытнообщинные (добавляется: земледелие и скотоводство, до городов), 3 ранняя древность (появляются города и государство, впервые появляется наука = неэмоциональное познание), 4 имперская древность (стальное оружие, имперская идеология и пр.), 5 средневековье (начинается тогда, когда для больших масс населения кончается личная свобода, не наличие рабов, а система всеобщей зависимости; возникает мощная идеология и нормативная этика; догматическая религиозность; атипичное развитие Европы - поскольку менее развитые (ранняя древность) общества захватили другие - стадию имперской древности, это развитие с регрессом), 6 абсолютистское постсредневековое (огнестрельное оружие в Европе; торговля промышленными товарами; стабилизация государственных границ; альтернативная идеология), 7 капиталистическое (возникновение капиталистов-предпринимателей и наемных рабочих; национальное государство; наука как производительная сила; возникновение интеллигенции; колониальные империи) и 8 посткапиталистическое (успешная альтернативная идеология для этого периода - учение о правах личности; стремление к личному комфорту как важнейшее; ядерное оружие и другие ОМП; электронизация. информатизация; распад колониальных империй). Нечетные фазы - стагнация.

5. Про первые ценности. Всякая причинно-следственная связь в мире сознается как волевая - отсюда боги. Потребность в познании - биологическая. Любопытство. Голод и разделение труда. Быть охраняемым и любимым. Побуждение устранить психологический дискомфорт = несправедливость. Именно эта ценность отвечает за исторические перемены. Агрессивность и движение. Половая потребность, женщина как побудительница агрессии. Слава. Разрядка и смех. Честолюбие и лидерство.
При изложении материала автор практически не пользуется операциями с этими ценностями.

6. Историю гонят противоречия прогресса. То, что кажется выгодным, на деле оказывается по своим последствиям очень дорогим и в конечном счете плата за прогресс превышает выгоду от него, в результате остающиеся на прежней стадии прогресса погребены под тягостными протеворечиями выплат за свой образ жизни, и эффект дает лишь прыжок в следующую стадию прогресса, платить за которую придется потомкам.
История как финансовая пирамида: серия необеспеченных займов, за которые расплачиваются те, кто отстали, те, кто в большинстве - и выдающиеся успехи тех, кто успел первыми добраться до новенького.
Tags: books6, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments