Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

ЖИЗНЬ СРЕДИ ЭКОНОВ

Аксель Лейонхуфвуд, THESIS, 1993
"Племя эконов занимает обширные территории крайнего севера. Постороннему наблюдателю земли их кажутся суровыми и унылыми, а пересечь их можно только на санях, рискуя безнадежно увязнуть в сугробах; однако сами эконы благодаря длительной адаптации худо-бедно приспособились к такой жизни. Они не чужды искренней, иногда даже фанатической привязанности к землям предков и учат свою молодежь с презрением относиться ко всем живущим в менее суровых природных условиях, в частности к соседним племенам политогов и социолов. Несмотря на общие генетические корни, отношения между этими племенами натянутые – за недоверие и презрение, испытываемое эконами к соседям, те платят той же монетой, и общение между ними затруднено из-за многочисленных табу.

Острое чувство клановой обособленности, близкой к ксенофобии, исключительно высоко развитое у эконов, делает жизнь чужаков среди них трудной, даже несколько опасной. Именно в этом, по всей вероятности, и кроется причина того, что племя эконов до сих пор не было систематически изучено.
Информация об их общественном укладе и обычаях по большей части отрывочна и недостаточно достоверна. Более глубокое изучение этого интересного племени представляется весьма актуальной задачей."
http://igiti.hse.ru/data/039/314/1234/3_6_2Leij.pdf
И далее описание этого племени - его социальной структуры и т.п.
Сведения об этой публикации и о самом чудесном племени мне указал b_graf

"Так, например, бывает, что А пинает В, В пинает С, а С при этом
пинает А! Подобная нетранзитивность статусов, вероятно, и порождает
те нескончаемые раздоры между эконами, которые делают их общест-
венную жизнь, на посторонний взгляд, совершенно невыносимой. Поч-
ти все, кто побывал в этих краях, отмечают, что эконы – "склочная по-
рода", что они "говорят о своих собратьях гадости у них за спиной" и так
далее. Держаться вместе их заставляет, по-видимому, прежде всего об-
щее чувство недоверия к чужакам. Известно, что в обществах с транзи-
тивным порядком пинания, как правило, рано или поздно устанавлива-
ется состояние равновесия, при котором реального пинания практиче-
ски вообще не происходит. Наблюдаемая нами у эконов нецивилизо-
ванная аномалия – это загадка, решение которой является первоочерд-
ной задачей современных эконологических исследований.

...Чтобы перейти в разряд взрослых, молодой экон, или "студ", должен
построить свой собственный модль, продемонстрировав при этом уро-
вень мастерства, удовлетворяющий требованиям старейшин того ф-
тета, где он состоит в учениках. Переход в разряд взрослых – это слож-
ная церемония, которая в разных деревнях проходит по-разному. Бо-
лее того, в центральных деревнях (в отношении удаленных деревень
остается много неясного) молодой взрослый экон должен и после по-
священия продолжать доказывать свою умелость в деле изготовления
модлей. Если он с этим не справляется, его выгоняют из ф-тета, обре-
кая на верную смерть на диких просторах.

...Хотя исходно термин "модль" обозначал просто некое орудие,
имеющее конкретное назначение, рассматривать его как таковой се-
годня означало бы упускать из виду существенные аспекты социаль-
ной структуры эконов. В ходе своего развития "модль" превратился в
абстрактное понятие, которое пронизывает восприятие эконами
практически всех социальных отношений – будь то отношения с дру-
гими племенами, с другими кастами или статусные отношения в рам-
ках одной касты. Так, например, когда экон пытается объяснить чу-
жестранцу, почему он придерживается такого низкого мнения о со-
циолах или политогах, он просто говорит: "Они не строят модлей" – и
считает, что этим все сказано.

...Хотя совершенно несо-
мненно, что вопрос этот нуждается в дальнейшем изучении, похоже,
что правы те, кто считают, что базовый модль представляет собой
тотем касты. Необходимо отметить, что трудность выяснения этого
спорного вопроса вовсе не упирается в существование каких-либо та-
бу, запрещающих обсуждение вопросов касты с чужестранцами. Как
правило, эконы в этих вопросах не только не склонны скрытничать, но
даже, наоборот, проявляют скорее многоречивость. Проблема заклю-
чается в том, что все, что они имеют по этому поводу сказать, сводит-
ся практически исключительно к выражению кастовых предрассудков
самого примитивного сорта

..."Старейшина берет LM в левую руку, а IS – в правую, держит тотем
перед собой, слегка согнув руки в локтях, и отправляется прямо вперед
("не косясь ни влево, ни вправо", как гласит ритуальное заклинание3) в
выбранном направлении. Деревенские студы начинают радостно ска-
кать вокруг него, постепенно стихая по мере того, как дорога становит-
ся все длиннее и утомительней. На этот раз путь был действительно не-
близким, а местность – сильно пересеченной... Студы тянулись за пред-
водителем длинной, понурой и запыленной вереницей, а тот, весь
взмокнув и постоянно спотыкаясь о колдобины на своем пути, шел впе-
ред с выражением угрюмой решительности на лице... Но вот тотем все-
таки начинает вибрировать, затем раскачивается все сильнее и сильнее,
и, наконец, колыхаясь, он указывает на некую точку внизу. Старейши-
на дожидается, пока студы соберутся вокруг него, и после этого произ-
носит с великой торжественностью в голосе: «Умеющий видеть да уви-
дит – вот доказательство истинности и силы Макро»".

...И все же некоторые, по всей видимости, надежные свидетельства о
том, что макро действительно удавалось найти золото, у нас имеются.
Но скептики, даже если они и не оспаривают правдивость всех подоб-
ных свидетельств, считают, что верить им можно только с большой
натяжкой. Говорят, например, что на языке эконов слово "золото" обо-
значает любое вещество, имеющее желтоватую окраску, пусть даже и
не представляющее никакой ценности. Некоторые эконологи к тому
же утверждают, что церемония золотоискательства, как правило, про-
водится только в хорошо знакомой местности, так что то, что наблю-
дали очевидцы, скорее всего лишь инсценировка "открытия" золотых
жил, которые были известны многим поколениям эконов.

...Сейчас мы все больше начинаем понимать, что определенные пред-
ставляющиеся для них важными поверья эконы связывают со всяким
модлем, независимо от того, считают они этот модль "полезным инст-
рументом" или нет. Поэтому любые попытки объяснить тотемную куль-
туру этого народа, отталкиваясь от категории "полезности", заводят в
тупик. Особенно характерен в этом смысле пример мат-эконов.

Мат-эконы во многих отношениях являются самой загадочной и не-
сомненно самой экзотической кастой эконов. Сегодня мы не можем с
уверенностью утверждать, уместно ли на самом деле называть эту касту
кастой "жрецов", но тем не менее нетрудно понять, почему первые по-
бывавшие в этих краях путешественники принимали их за таковых.
Дело не только в том глубоком уважении, с которым рядовые эконы от-
носятся к мат-эконам, но и в том, что в культовых обрядах самих мат-
эконов немало такого, что вызывает невольные ассоциации с обычаями
религиозных орденов или сект у других народов. Так, они предпочитают
жить в нищете, которая кажется крайней даже по стандартам эконов,
причем делают это скорее по собственному желанию, чем по необходи-
мости.

...Они бедны и, за исключением ничтожного меньшинства, живут в
крайней нищете. Темпы роста численности эконов – одни из самых
высоких в мире. Земли их достаточно богаты, но значительная доля
природных ресурсов, которые должны принадлежать им по праву ро-
ждения, скуплена чужеземцами буквально за банку малинового варе-
нья; молодежь же ходит "под банкой" и шляется по малинам. При всей
своей бедности им не удалось избежать и многих проблем более бога-
тых наций – путешественники рассказывают о деревнях, наполовину
погребенных под отбросами бесконтрольного производства модлей и
об оскорбительных для глаз отвалах пустой породы, оставленных на
месте некогда пасторальных пейзажей после разработок о-метриков,
копавших вероятностно-случайным образом. Говорят, что даже их
знаменитые Источники Знания уже не утоляют жажду страждущих.

....Чтобы пояснить важность этого наблюдения, необходимо сказать
еще несколько слов о кастах и статусах в племени. На языке эконов кас-
та называется "областью". Кастовая принадлежность – чрезвычайно
важный фактор самосознания эконов, это признак, позволяющий им
идентифицировать себя как личность. При встрече с незнакомцем
взрослый экон-мужчина всегда представляется словами "моя область –
то-то и то-то". Интересно отметить английское происхождение этого
слова, поскольку обычно эконы крайне неохотно пользуются нормаль-
ным английским языком. Те английские слова, которые все же просачи-
ваются в их лексикон, часто приобретают смысл, который непосвящен-
ному совершенно непонятен. Например, в данном случае было бы со-
вершенно неправильно понимать слово "область" как обозначение ка-
кой-то территории, поскольку касты не делятся по территориальному
признаку. Основной социальной ячейкой эконов является деревня, или
"ф-тет". В каждом ф-тете обязательно найдутся эконы из разных "облас-
тей", причем бывают даже такие ф-теты, в которых собраны предста-
вители чуть ли не всех имеющихся каст.

...Статус взрослого мужчины определяется его умением мас-
терить "модли" в своей "области". По-видимому, отсталость и крайне
низкий культурный уровень этого племени объясняются именно тем,
что (1) превыше всего эконы ставят повышение своего статуса, (2) по-
вышения статуса можно добиться только путем построения модлей и
что (3) все эти модли по большей части не имеют никакого практиче-
ского применения. К тому же есть основания полагать, что как обу-
словленность статуса умением мастерить модли, так и тенденция изго-
тавливать модли скорее для ритуальных, чем для практических нужд,
возникли в относительно недавнее историческое время, и именно это
обстоятельство заставляет многих исследователей усомниться в жиз-
неспособности культуры эконов.
Tags: books6, economics2, science4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments