Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Воспроизводимость эксперимента и сложные технологии

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1435707.html?thread=70553403#t70553403
Андрей Быструшкин
Для человеческого мировоззрения гораздо важнее наличие целостности, чем непротиворечивости. Любые формально-логические противоречия легко буферируются системой с помощью несложных алгоритмов инверсий, масштабирования, симметризации антиномий, семиодинамического сродства и т.д. Кратко можно это выразить афоризмом Ф.М. Достоевского: "человек такая сволочь - ко всему привыкает".

Кстати об окроплении аппаратуры, зря вы думаете что это что-то из ряда вон выходящее, очень распространённая практика. Например в лаборатории в которой я раньше работал, как только закупили новое оборудование для анализа ДНК и начали работать - возникли проблемы с качеством экстрагированной ДНК для AFLP анализа. Из одних и тех же образцов теми же самыми реактивами по одной прописи то получается амплифицировать, то не получается. Нет воспроизводимости хоть ты лопни, чего только не перепробывали, оборудование на несколько раз проверили, кучу дорогих реактивов перевели в универсальный таз, съездили на стажировку к умным людям - ничего не помогает. Среди прочего пробовали и святой водой кропить (у нас раньше работал поп, теперь он единственный в епархии кандидат биологических наук, как мы шутим - ботаник от Бога), и куриной лапкой ворожить, и ублажать лабораторного-домового разными обрядами. В итоге в один прекрасный день как-то само собой прошло, причину так и не выяснили. Потом я узнал, что не только у нас в России, но в Германии и Швеции то же самое среди молекулярных биологов очень развиты мистические обряды для устранения непонятных неполадок в работе амплификаторов, секвенаторов и комплектов реактивов.

Но куда там лабораторным крысам по этой части до полевых биологов! Вот уж воистину "биолог должен быть человеком недалёким от природы" (с) Декан биофака УрГУ.
Огромный пласт культуры биологов-полевиков не только в виде фольклора или суеверий, но и совершенно развитых вероучений, мало чем отличающихся от нормального язычества. Часто бывают также элементы христианского мировоззрения, в той или иной степени редуцированные. Каждое значимое событие сопровождается определённым обрядом, действенным или мысленным, целью которого является взаимодействие внутреннего мира учёного с окружающими природными существами или явлениями: выбор места для лагеря, форсирование реки, срубание дерева, разведение огня, первая в сезоне поимка или находка или проба, покидание лагеря, тушение костра, первый спуск лодки на воду - очень многие действия сопровождаются обрядами общения с разнообразными природными сверхестественными сущностями (духами). Эти верования на полном серьёзе передаются от поколения к поколению биологов по социальной эстафете, несмотря ни на какой официальный атеизм или официальную конфессиональную принадлежность. Особенно интересно ездить на полевые было с бурятами из университета в Улан-Уде, проезжая мимо языческого идола Обо, непременно выходили из Уазика, клали на жертвенник монетки и трогали буддистские мантры, повешанные под православной иконкой на кончиках деревянного креста. Очень эклектично :) Очень богат также пласт языческих верований у учёных из Башкирии, республики Коми и Марий-Эл, это с кем я на полевые ездил. Думаю и у других тоже нашлось бы немало интересного. Вообще мне бы хотелось создать коллективную монографию на тему "Мифы, фольклор и языческие культы в науке и жизни биологов", потихоньку собираю материал, приглашаю к сотрудничеству (извините за саморекламу).
Tags: science4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments