Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Мультик про историю

Вспоминаю учебный мультфильм о распространении человека и не могу понять, почему не сделают по сю пору большой фильм про историю человечества.

Значит, возникли более ста тысяч лет назад в Африке и долго там расселялись, с несколькими разной удачности попытками расселиться за пределы Африки.

Культура (в данном случае - совокупность традиций и технологий) чрезвычайно инерционна, так что раз достигнутый уровень умений может не изменяться сколь угодно долго. Значит, можно на всем пути уже освоенных потоком истории - в мультфильме - рисовать маленькие сюжетные циклические картинки, там собирательство, потом всякий там сбор урожая. Это в виде текста тяжело, он линеен - а как раз на картинке мира было бы очень хорошо показать, как повторяются некие картины работы в разных регионах.

Следующий пункт. Вывести культуру из состояния равновесия, устойчивости, может "что угодно" в том смысле, что наперед не угадаешь - это может быть местный фактор, временный. Поэтому культура изменяется в разных местах - различно и в этом смысле случайно, и в этом смысле никаких "стадий" универсальных у нее нет, изменения "накапливаются" - в том смысле, что чем дальше, тем менее культура похожа на исходную. Но: поскольку начинается с примерно общего для всех уровня и изменения на рассматриваемом отрезке не слишком быстрые, можно выделить общие фазы, стадии развития даже для вполне изолированно развивающихся ветвей - поскольку и насколько они не успели далеко уйти в фазовом пространстве от общей точки.

Эта штука объединяет "паттерны и процессы", концепт "закона" и "линии развития", что, впрочем, для мультика не важно, а важно, как показывать - скажем, одним цветом общие фазы, при изменении в преедлах фазы - оттенком цвета. На заселенных ерриториях люди проходят - то заимствуя, то самостоятельно - разные стадии неолитческой революции, потом начинаются игры в земледелие и городская революция, возникновение политий - независимое, потом - краевые эффекты, из-за которых каждая возникшая полития структурирует окружение - оно либо входит в политию, либо оформляет собственную политию. На словах это долго, а ведь можно сделать небольшой мультфильм, весьма живо это иллюстрирующий, и пустить в каждом квадратике мировой территории - чем там сейчас люди заняты, общее время фильма аналогично общей хронологии, то есть движется история с некоторой скоростью (положим, тысяча лет в минуту), а на этом фоне пробегают мультики в каждой клеточке, показывая "социальную жизнь" в данном месте - с некоторой местной спецификой, раз уж культуры несколько отличаются по одомашненным животным, окультуренным растениям.

При этом мир, в котором расселялось человечество, даже географически иной, чем сейчас. На севере имеется огромная общая равнина между Евразией и Америкой, так что через Берингию можно кочевать в америку, проходя узким горным проходом к Великим равнинам. С другой стороны на севере - равнины, ныне затопленные Атлантическим океаном, на месте морей, разделяющих на полуострова север европы, так что Англия - не остров, а возвышенная часть на огроомной равнине, тянущейся от Скандинавии. Ла-Манш - крупная река, и вообще люди живут. На юг мир тоже иной - юго-восток Азии не был затоплен, то, что мы видим как множество островов - горы на пространствах очень большого полуострова, а Австралия с Новой Гвинеей - один большой континент, не очень отделенный от Азии.

Люди вообще живут везде, и это - стадия, когда на планете существовало несколько разных видов разумных существ. Сейчас это в фантастике описывается, а тогда было повседневной реальностью. В Европе жили неандертальцы, в Азии - Homo erectus, человек, значит, прямостоячий.

И вот, выбравшись из Африки, люди с одной стороны шли в Европу и далее на север, грубо говоря - по Уралу, а с другой - по побережьям на восток, вокруг Аравии и Индии, с удивительными приключениями вроде величайшего извержения вулкана, которое пришибло всю людскую экспансию и пришлось нчинать по-новой чуть не с самой Африки.

И всюду встречались разные разумные виды, с которыми люди взаимодействовали и, конце концов, уничтожали. Что, вроде бы, можно показать в тех же мультиках - весьма занятное обстоятельство.

На это дело накладывается история оледенения, когда с севера пришлось уходить, ну и прочие географические моменты, многие из которых совсем не тривиальны и недавно еще не были известны. А на карте мира отобразить эти самые изменения береговой линии или положение ледников - очень зрелищно. Это всё дела, происходившие 30-20 тысяч лет назад, давние. Лингвистические реконструкции не достают путным образом глубже 7-8 тыс. лет до н.э., так что тут о языках говорит рано, но что-то этническое на осннове анализа генов уже сказать можно.

После оледенений и всякого такого Европа уже в который раз заселяется заново - насельники приходят из Южной Сибири, через, конечно же, Переднюю Азию. Это уже почти что близкие нам времена, едва не предыстория. Каких-то тысяч 15 лет назад. Примерно тогда же прошли Берингийским мостом и двинулись заселять Америку. Как раз в письменном описании приходится говорить о новом, а в фильме можно показать, что происходит со "старыми" фигурантами - скажем, растущую изоляцию Австралии и формироание из тех древних групп особенной совершенно культуры, ну и другие такие же сюжеты. По идее, если мульт интерактивный, никто не мешает сделать увеличение - то есть показывается медленное движение во времени всего мира, в каждом квадратике географической теорииторрии идут сюжетные мультики о жизни, войнахи прочем у людей, которые эту территорию населяют - а при приближении пользователем это все местное житье показывается много подробней.

В это время в мире уже идут игры в вытеснение культур разного земледельческого типа - освоившие разные сельхозкультуры племена друг друга дубьём воюют, как к примеру китайские монголоиды вытесняют широко распространенную культуру, от которой сейчас, грубо говоря, осталась только Новая Гвинея с собственным типом земледелия. Вроде бы по миру не так много мест, где в таком учебном мультике должны быть трудности - хотя вот для Африки реконструкции будет делать тяжело. Кажется, это как раз время, когда бантуязычные сгоняли бушменов и готтентотов от их много более широкого распространения в разные неудобные места. Это связано с странной штукой - к югу от Сахары своего типа сельхозпродукции не было, народ так и жил охотой, и только потом с севера пошла культура землепользования, с много большей плотностью населения - ну, как всегда, оседлые вытеснили кочевников.

Говоря очень грубо, все эти земледельческие штуки начались примерно 10 тысяч лет назад, - но как раз в мульте можно показать разновременность. Примерно тогда почти уже началась история - еще немного, и писать начнут.

В фильме очень хорошо показать изолированные ветви. Мало что Австралия - континентальная ветвь, отошедшая при проникновении из Африки - и тихоокеанская ветвь, та самая, шедшая по побережью - не общались, разделенные стенами Тибета и Гималаев. Время, которое они были разделены - около 20-30 тысяч лет. Потом эти рукава смешиваются в Китае.

Да. Ну и вот, время уже под самую завязку письменной истории, показать еще строительство мегалитов, еще такие вот зрелищные сюжеты - и совсем знакомая история последних 5 тысяч лет, после городской революции. Переднеазиатский очаг от Франции до Средней Азии и от Кавказа до Египта - зернобобовое земледелие, крупный и мелкий рогатый скот, все дела. Какие операции для ухода за культурами - известно, так что показать характерные стадии-движения для зернового земледелия или там риса или таро - вполне можно.

Да, и как раз при такой развертке можно будет показать то, что обычно сказать трудно - где не было "необходимых" стадий. То есть нарратив навязывается и возникает впечатление, что се шли одной дорогой с разной скоростью - а между тем мало что были другие разумные виды, у которых - очевидно - наклевываалсь не та дорога... Так еще и неолитическая революция и городская революция - это тоже концепты, которые хорошо ложатся на историю переднеазиатского, "нашего" очага. В Америке городской революции не было, и в Австралии. Неолитическая революция в Америке протекала совсем иначе, чем в Старом свете. Не так "дружно", не революционно. Переход к земледелию и городам был, но - без революции. Видимо, дело как раз в этом граничном факторе. Возникающая новация создает фронт - преимущество - и все приграничные вынуждены равняться и подтягиваться. Создается город - на день пути вокруг его территория - и более чем за два дня пути надо либо другому городу стать, либо особенно дикому полю, в общем - с городом соотнестись. А при более редких политиях - когда на день пути только это племя, а потом пустыня и нету больше ничего на 1000 км - нет граничного эффекта и изобретение от изоббретения далеко ложится. Вот вроде и полгорода построили, а стены ставить не стали...

Можно отобразить и движение форм идеологии - кое-что понятно по типам рисунков, храмам, мифам. Но тут уже трудно, это будет на последних минутах фильма. Многое ясно с возникновением известных языков (=реконструкций) и письменной истории - то есть за последние 5-6 тысяч лет. И, конечно, можно попытаться отобразить дырки на карте истории - как мало мы знаем о той же Австралии и Индии, об Африке. Кажется, Австралия как самый изолироанный выдел и Индия как кусок без истории - особенно интересны. Без истории - значит, в основном реконструкции по логике, не более.

Показать застывшие технологии - как колесо в Америке (в обоих центрах, независимо?), или едва не "преждевременное" появление керамики в Китае, когда еще земледелия нет, керамика страннл-бурно развивается. Такие вот странности и нестыковки между крупными очагами можно сделать очень наглядными. К прмиеру, если мы с появлением колеса перекрашиваем фон мульта в другой - иная, мол, стадия - то появление такого фона в Америке на карте мира будет заметно, и - торможение, остановка. Общий мотив - сейчас в учебниках истории нельзя его сделать наглядным, а тут будет видно, что простановка развития - это самый общий мотив во всех регионах. Стоящая десятки тысяч лет Африка, Австралия. Крайне медленно развивающаяся Америка. И даже на последних минутах этот же мотив повторен с Грецией, где всё началось и почти тут же всё закончилось, чтобы потом начинаться опять и опять.

Какой был бы фильм, как кажется. И вроде трудозатраты не так чтобы большие - там ведь, на анимацию рисунков в квадратиках территорий, особенно много труда не надо. Такое, кажется, чуть не самопально, на коленке делают.

То есть сначала на карте текли бы реки миграций с постепенным распространением-разливом. Потом, когда территории мира постепенно, хоть реденько, заселяются - цветами передаются более или менее изолированные центры, между которыми связи значительно слабее, чем внутри них. Это два огромных центра Евразии - переднеазиатский и китайский, два центра американских - мезоамериканский и перуанский, слабая диффузная область на юге Африки и отдельный центр в Австралии. Шесть цветов... И отдельные песни с невошедшими в центры регионами. Как территория умеренной зоны Америки, индейцы Великих равнин или Амазонии - которые тормозят крайне сильно и сохраняют очень старые "цвета".

Можно бы показать, как медленно идет эволюция в каждом квадратике - собственные изменения в локальных культурах, и как катятся волны глобальных заимствоааний - мы сейчас на них охотно обращаем внимание. Как же, огромный реактор цивилизаций в передней Азии и поменьше - в Китае, между ними обмены, распростарнение керамики и железа, стремян и пороха - об этом много пишут. но если смотреть этот равноускоренный фильм, по минуте на тысячу лет, может быть, с замедлением в 10 раз для исторических времен - там будет видно, как десятки минут "ничего" почти не меняется, нет контактов - общества после выхода из африки общаются мало, ячейки местных культур необщительны, в них идет медленная эволюция, изредка вдруг перекрашивающая десятки ячеек шквалом новообразования и перехода к общесту другого типа - а потом снова собственное развитие без заимствований. И разные реакции на распространяющуюся технологию в связи с разным субстратом.

мульт, который имеется - вдруг не видели
http://www.bradshawfoundation.com/journey/
К слову
http://ivanov-petrov.livejournal.com/602433.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/589239.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/530860.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/469007.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/64291.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1414862.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1009033.html


http://www.youtube.com/watch?v=2wW_O5WRc1o
http://www.youtube.com/watch?v=qK7SKX76bOg
Tags: education2, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments