Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Возвращение в Москву

Интересный разговор - интеллигентная семья возвращается из Америки в Москву, и сын будет искать там прошлое, для него Москва - из литературы, а вот что он увидит - большой вопрос. Это отрывки из большого разговора

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1490318.html?thread=73262990#t73262990
go_away_ira
Я живу в США всего 4 года. Ученики именно что берут предметы, так как выбирают какие курсы и какого уровня будут изучать. Хотя да, это калька, но очень уж точное выражение, не противоречащее русской грамматике. Будем считать русским неологизмом.
Мы кстати уже точно возвращаемся в Россию в Москву. Теперь проблемы будут в русской школе с тем, что математика, химия, физика опережает на годы , а русская грамотность на уровне 2-3 класса, хотя раньше перескочил в московской школе через два класса. Непонятно в какой класс теперь ребенок пойдет, ведь в русской школе невозможно учиться по разным предметам в разных классах, да и никакой помощи ребенку в освоении письменного русского не будет, в отличие от программ помощи в освоении английского в американской школе. Чтение как опережало свой возраст, так и опережает, только теперь уже в обоих языках.
Еще ожидаются проблемы с общественными науками в русской школе. Ребенок привык свободно обращаться с настоящими историческими документами, использовать разные источники (американская, канадская и британская т.зр. на сайтах разных стран скажем на американскую революцию).
Другой момент отличный от русской школы: умение отличать в тексте т.зр. автора от т.зр. героев художественной книжки, умение отличать факты от мнений в самых разных текстах.
И еще опытное , не только умозрительное естествознание, ребенок привык делать много экспериментов, и в школе, и дома для проектов. Лаборатории в школе даже в начальной очень хорошо оснащены, ребенок привык делать наблюдения, формулировать гипотезы, проверять гипотезы экспериментально, статистически обрабатывать результаты, делать выводы. В русской школе экспериментов в начальной школе совсем нет (разве что состав почвы изучают, да объем сосудов), да сами эксперименты демонстрационнные. Написать что-то свое не под диктовку тоже умеет к 6 классу редкий ученик русской школы, а для ученика американской это ежедневная практика на всех предметах.
Ребенок ходил в гос школу со 2 класса, сейчас в 6 классе, 11 лет. Проблемы его в американской школе не столько от того, что сама по себе программа слабая, а в том что сильно опережает программу. Так он ее и в русской школе опережал, пришлось уходить из московской школы на домашнее образование.
Легким наше возвращение не будет.
Самым трудным будет предубеждение против низкого качества американского школьного образования. Это не так. Мы уже думаем, как ребенку в Москве продолжать учиться по предметам, используя американские учебники для старшей школы, как согласовать разницу во времени со временем на дистанционных курсах в EPGY при Стенфордском университете и на других курсах, где обучение проводится как обсуждение задач в чате или форуме как например AOPS.
Однозначного отношения у меня к американской школе не сложилось, хотя полного приятия тоже нет.

nut_ok
Ничего страшного. Т.зр. автора от точки зрения героев в русской школе тоже учат отличать, поверьте. возьмете репетиторов по русскому языку и по общественным наукам и догонит в два счета, он же у Вас очень способный, как я поняла. Проекты сейчас вовсю делают и в русских школах, причем прямо с первого класса, мы с сыном уже думаем над таким, хотя он только идет в 1-ый (уже даже придумали!), компьютерные концференции и прочие радости - все это возможно и здесь.

go_away_ira
Разница с проектами в том, что в американской школе учителя учат делать проект на всех этапах , а в русской школе учителя сами не знают как этому учить, львиная доля и обучения и деланий "детского" проекта лежит на родителях. В американской школе детей учат на уроках самим искать информацию в интернете, самим подыскивать книги и статьи, абсолютно на всех этапах ребенок все делает сам. И даже в доме ДТЮ на Шаболовке на защите проектов выясняется очень часто, что ребенок не может сделать доклад по проекту, не в состоянии обсуждать его с комиссией. Очень часто в русской школе под проектом понимается реферат, а не самостоятельная работа. Я могу много ссылок найти на жалобы родителей, и организаторов конкурсов проектов.
Даже старшеклассники не владеют технологией. Предоставление проекта - это оказалось самой трудной частью вступительных испытаний в школу Интеллект. Лучшие из лучших не умеют, не обучены, без помощи родителей не справляются.
В американской обычной гос школе нужно видеть сотни научных проектов , выставленных в спортзале. Родители ходят, рассматривают, читают... ребята стоят и готовы на ходу с лету дать пояснения, за словом в карман не лезут. Очень высоко развита спонтанная речь. Ребятки легко могут обсудить только что прочитанную книжку. Меня этому в советской обыкновенной школе не учили.
Да вспомните мучения над курсовиками ...
Как-то еще до нашего отъезда в США, один из руководителей математического кружка в Петербурге жаловался, что ребята не могут самостоятельно не под диктовку записать решение только что разобранной задачи, и это ведь тоже лучшие на кружок ходят.
Несомненно, то что я называла болтологией , гуманитарной подготовкой, развитием речи в американской школе занимаются больше и лучше, чем русской или советской школе. В советской школе устно отвечать вызывали на уроке единиц, несколько раз в месяц, а в американской ученики все время что-то обсуждают в группах на уроке, ведут диалог с учителем. В советской школе говорил преимущественно учитель, а ученики слушали. Структура урока в американской школе сильно отличается от советского-русского.

nut_ok
Да бросьте. У меня такая школа была что ли особенная? Нас как угодно гоняли по докладам, мы выступали на семинарах, делали доклады в дискуссионных клубах. И это все в обычной среднеобразовательной советской школе. Вам наверное, какие-то не те советские и русские школы попадались: мы постоянно говорили на уроках и именно что ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ. Дочь моей подруги 6 лет от роду, приехав в США моментально стала первой ученицей в классе, вообще не напрягаясь. А если Вас так смущает, что учителя не учат ребенка думать, что Вам мешает сделать это самой? Я, например, своего с 3-х лет спрашиваю про его мнение и прошу объяснять и обосновывать, у ребенка в принципе такая позиция, что делать ЧТО-ТО, НЕ ПОНИМАЯ этого, он в принципе не будет. Тут ведь и от родителей зависит, не нужно все переваливать на школу.

go_away_ira
Да, но либо придется либо нагонять программу по русскому 9 класса, либо сидеть скучать на давно пройденной программе по математике, физике, да и химию деть взял поглубже, слушал хорошие видео лекции, делает сложные задания для AP класса.
Проблем с античной историей нет, он ее с малых лет любит-изучает, читает книжки на обоих языках, русский и американский учебники прочитаны до дыр. В американской школе история древнегго мира изучается в 7 классе, но дотошнее, подробнее и используется не только учебник, а по каждой теме много книг и статей. Еще и привязка есть к современной политике и географии. По объему учебник много толще русского. В библиотеке в заурядном городе полки книг по античной истории для детей, есть даже детский журнал по археологии и журнал по культуре и географии разных стран и регионов. Одни книжки National Geographic чего стоят. Я хорошо помню какие были библиотеки в Москве всего 4 года назад. Где все это богатство книжное будет брать ребенок ? Представляете не художественные детские книжки по истории, а документальные научные занимают 6 шкафов (американская история - это еще один такой ряд из 6 шкафов), и еще 6 шкафов книг биографий - тоже история, и это в отделе для детей до 12 лет, для подростков еще больше книг... Такой роскоши не было в ни детской , ни в юношеской библиотеках в Москве, главных детских библиотеках страны.
Я очень хорошо понимаю, чего лишится мой сын, когда мы переедем в Москву.
А уж математическая популярная библиотека какая у сына... Выпускники 18 интерната привозят кое-что из переведенных популярных книг в дар интернату, чтобы хотя бы преподаватели читали и использовали.
Хорошо, что лекции преподавателей Массачусетского технологического, Стенфорда, Беркли, Калтеха лежат в открытом доступе, и не нужно согласование в часовых поясах. Я не знаю где лежат открыто лекции преподавателей российских ведущих университетов, ведущих ученых. Нет такого образовательного проекта.
Линки давать лениво, ищите сами.

go_away_ira
Вы не поняли, и не переспросили. Географию США и двух граничащих стран учат в курсе социальных наук в начальной школе. Учат с контурными картами, раскрашиванием, подписывание объектов. Это по спирали, каждый год все подробнее и подробнее, в течение года ребенок постоянно носил листочки с картами и вопросами к карте, с вопросами по культуре соседних стран, задавали делать несколько географических объемных макетов. В начальной советской школе так подробно географию страны и так пано никогда не учили. И в советской начальной школе не учили соседние страны. В курсе истории США в 5 классе опять таки было много карт, заданий с картами, и много было не только по территории США, а по всей Америке, про историю, культуры народов населявших Америку, про культуру стран, откуда прибывали эмигранты, соответственно изучалась общая политическая карта мира. В курсе естествознания изучаются не один раз в год разнообразные физические карты - карты морей-океанов, карты течений, карты вулканической активности, разломов, тектонических плит, климатические карты, карты населения, карты видов растительности, карты много какие от NASA. И все с диаграммами, все нужно было анализировать. Уж что-то а полиграфия американских учебников изумительная... и объем учебников большой, на карты места хватает :) Так что физическая карта осваивается еще в начальной школе не по одному разу.
В нынешнем 6 классе выдали в школе толстенный как БСЭ учебник по географии, сама с удовольствием листаю. К учебнику стандартная рабочая тетрадь прилагается, ученикам задают тучу вопросов и контурные карты. В 6 классе в российской школе я видела какой учебник, какие атласы. Здешний учебник подробнее и лучше. И по программе не два притопа, серьезные задания.
География, история в здешней школе учатся не по выбору, это обязательные предметы, по выбору бывает только последовательность мировая или история США, да уровень курсов либо простой, либо продвинутый. Я сама с удовольствием ребенкины учебники по социальным наукам читаю. Никакой тупизны или однобокости там не нахожу.
Я удивляюсь только, как Вы жили и учились в США и не заглянули в университетский книжный магазин, там есть и школьные учебники, можно было полистать из любопытства а как там у них, чему хоть учат-то эти америкосы :) Видимо Вам было не очень интересно ? Или Вы видели то, что хотели видеть ?
Про спорт в США, вернее физическую культуры, Вы учась и живя там не могли не знать, так как либо прямо в университетском общежитии есть фитнес-центр с тренажерами, либо в араиментах, которые снимают студенты есть клуб со спортивными тренажерами. А уж спорт площадок немеряно... где ни живи. Теннисные корты, волейбольные площадки, баскетбольные, сокерные поля, бейсбольные, гольф курсы , велодорожки в парках - Вы не могли этого не видеть. Общаясь со студентами Вы не могли не знать, что люди имели богатые возможности еще со школы заниматься в школьных атлетических клубах и командах. То, что в американских школах можно по желанию брать латинский, и еще успеть пару новых языков - было бы желание. Говорят и читают. Курсы по экономике, по правлению, по философии, многочисленные курсы по литературам (итальянская, немецкая, французкая, латинская, греческая), не говоря уж то что люди Шекспира в школе читают и спектакли ставят. А курсы истории искусства, курсы киноискусства, психологии, истории живописи. Что это как не гуманитарное образование ? Роскошное гуманитарное образование.
Вы все это могли сами узнать, достаточно посмотреть на сайты старших школ, где перечмчслены эти курсы по выбору, как и многочисленные школьные клубы, которые тоже образовательные .
Как раз на гуманитарное образование у меня жалоб нет Как и на естественнонаучное в начальной школе. Можно только позавидовать, что такие учебники и такая программа во всех школах, а не для отобранных избранных детей. Я придира, но и то оценила.

nut_ok
Я даже не стала читать Ваши панегирики. От них просто скушно становится. Начали-то Вы с того, что образование в Америке имеет свои недостатки, и вообще...не очень. А закончили радостными дифирамбами вечного должника. Не трудитесь, все я читала и учебники их видела и вот представляете себе - меня они не ввели в радостный трепет. А советскую гуманитарную школу, не те огрызки от нее, которые остались сейчас, а именно советкую считаю много лучшей, просто несравненно лучшей, чем в США, еще Европа давала неплохое гум.образование, но не Америка, никак не Америка. А вообще пойте гимны и дальше, только я уж читать их не буду, ок? Нет ни интереса, ни времени.

go_away_ira
У меня как раз европейское образование :) Я училась в Германии начале 90-х.
А 11-летнему мальчику Вы тоже будете говорить , что и мне ? Я очень боюсь ксенофобии в школе. У меня мальчик умный, начитанный, но очень интеллигентный, сверхранимый. Ему тяжело будет в Москве... Он также как и я в его возрасте читает Лотмана, Благого, Нечкину, у него сложился кхм такой интеллигентский образ Москвы, России, какой уже нет.
Я понимаю, что Россия сейчас не СССР 70-х - 80-х годов прошлого века, что Брэдбери или Ричарда Баха читать непатриотично и немодно, но все же мой мальчик любит обе культуры, обе страны, учился и рос и тут, и там. Ему собственно все равно на каком языке учиться, читать.
Так странно, что любовь к книгам может не объединять , а разъединять.
Неужели можно пойти на лосевские чтения, а в перекур охмерику поненавидеть. Бр... Найдет ли мой сын в Москве того, чего ожидает...
В России похоже снова плохие времена. Мне говорят, что ксенофомия только в русском интернете, что в Москве это редко встретишь... Так ли это ? Не будут ли обижать мальчика, если он попытается говорить про американские книжки, радовать американским поэтам ? в нашей семье много читали на обоих языках детям в 90-х в Москве. Можно ли это будет делать не таясь сегодня без риска что тебе скажут гадость ?
Где бы найти школу, где есть свобода, старая московская культура ... Осталось ли там такое ? Если судить по интернету, то не нужно нам ехать в Москву. А ведь мы еще учим грузинский, муж любит учить языки, не побьют ли за грузинские закорючки ? Так тревожно. А ведь скоро ехать, мы в США скорее всего последние месяцы. Мой мальчик словно герой из старого романа возвращается из-за границы в Москву.

nut_ok
Ну откуда же я знаю? Побьют Вашего мальчика или нет? люди здесь нормальные, поменьше читайте американских газет перед обедом, перефразируя профессора Преображенского, дети везде примерно одинаковы. Не звери здесь, не съедят Вас не пугайтесь так-то уж сильно. Русские люди - добрые, а уж тем более если Вы скажете, что у Вас адаптационный период, и попросите о поддержке - тут и вообще бегом побегут. Какая на фиг ксенофобия! И от жизни мальчика не отгораживайте, пусть дышит полной грудью, мальчишка все-таки ,а не старичек какой-нить. А интересным людям всегда рады, он же не среди беспризорников будет общаться.

go_away_ira
Читать стихи - это не быть старичком. Мои самые яркие воспоминания об 11 летнем возрасте чтение Руссо, комментариев к нему Лотмана, и несколько писем от Лотмана. Русские дети рано взрослеют, в России жизнь какая-то странная.

nut_ok
Ну про стихи мне можете не рассказывать, у меня сын в 6 лет тоже Пастернака наизусть знает и Майкова недавно вдруг сам наизусть нам прочел. Лотмана я и сама люблю и сыну попозже немного почитаю. Быть старичком - это не видеть из-за книг не мира, не жизни, просто не отгораживайте ребенка от жизни, не пытайтесь дышать за него, по Вашим коментам видно, что Вы пытаетесь. дайте ему дышать самому, быть самостоятельным, принимать решения, и да - бороться с какими-то своими детскими проблема и тоже саму, а не чтобы мама решала. ну, я не знаю, может у Вас и не так, просто по коментам у меня создалось такое впечатление. А Нечкину я не только сыну, но и вообще никому бы сейчас читать не посоветовала. А взрослеют дети в России нормально, здесь не Центральная Африка и не Афганистан, с винтовками никто не ходит, детских клубов, кафе, секций и кружков, по интересам и стремлениям просто навалом - жизнь тут не так чтобы очень легкая, но интересная, не сонная.
Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →