Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Что, козлы - не знали?

подсказал k_frumkin
Наговицын А.Е. Красная Шапочка — мифологическая реконструкция сказки
http://russianmyth.ru/nagovicyn-ae-krasnaya-shapochka-mifologicheskaya-rekonstrukciya-skazki/

Зная о важности указания, что имя персонажа скази – Красной Шапочки – связано с ее головным убором, который как бы характеризует ее личность, рассмотрим, что именно мог обозначать красный цвет ее шапочки. Еще в древнейшие времена человек обращал внимание, что солнце, заходящее на западе, имеет красный цвет. Исходя из того, что солнце рассматривалось как живое божество, которое, снисходя ночью в царство мертвых, проходит через него, вполне вероятно, что красный цвет мог ассоциироваться также и с погребальным обрядом, поскольку путь души и ее возрождение после смерти во многих традиционных верованиях соотносился с солнцем (например у этрусков, ацтеков, древних египтян и во многих других культурах). Еще со времен Палеолита практиковался обычай окрашивания покойников в красный цвет: видимо чтобы уподобить их души возрождающемуся и умирающему солнцу. Подобный обычай существовал не только в Евразии, но и в Америке и Австралии, где найдены посыпанные красной охрой захоронения, возраст которых подчас датирутся двадцатью тысячами лет.

...Исходя из вышеизложенного, будет допустимым предположить, что Красная Шапочка олицетворяет или саму Смерть, или тесно связана со Смертью.

...Характерно, что связь волка с родней прослеживается в русском обычае называть «волками» всю родню невесты, иногда всю дружину жениха, в народных песнях родня жениха называет невесту «волчицей».

...Вспомним, что хтонические персонажи славянской мифологии после принятия на Руси христианства стали ассоциироваться с чертями. По народным поверьям, волки охотятся за чертями. Согласно славянским легендам, как указано в источнике («Славянская мифология». Энциклопедический словарь. «Элис лак», М. 1995 г., с.103-104): «черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить. Оживленный Богом волк бросается на черта и хватает его за ногу». Волк по народным поверьям поедал чертей «чтобы они меньше плодились».

...В народных представлениях черти ассоциировались также и с козлами. Знакомая всем с детства песенка: «Жил был у бабушки серенький козлик», где козлика съедают серые волки, и «Сказка о козе и семерых козлятах», съеденных серым волком, возможно, отражают борьбу небесных и подземных сил, борьбу небесного представителя – волка с нечистой силой – козами и козлятами.



...Во-первых, если рассматривать козлят как существ соотносимых с чертями, то – по данной логике – возможно, что речь идет о истреблении первопредком семи смертных грехов. Во-вторых, для того чтобы уничтожить козлят, волку пришлось прийти к кузнецу и «перековать язык», то есть уподобиться козе. Кузнецы же традиционно считались магами и кудесниками; и то, что волку пришлось изменять голос указывает на «магию подобия», без которой невозможно ни одно магическое действие.

...рассматриваемая сказка рассказывает о том, как было достигнуто бессмертие души. Герой-предок предстающий в образе Волка, уничтожил Смерть в нижнем Загробном и верхнем Небесном мире. Характерно то, что для этого он использовал принципы древнейшей индоевропейской шаманской магии: «магию подобия» и «магию проложения пути» в иной чуждый ему Небесный мир. Поэтапный переход от аудио-видео подстройки к непосредственному контакту и поглощению самой сущности иномирного существа Красной Шапочки также указывает на традицию шаманского перехода в иной мир.


http://krylofob.diary.ru/p83651158.htm




http://lucyforrer.livejournal.com/17462.html?thread=544566




http://www.liveinternet.ru/users/we_will_rock_you/post110143517/






http://nnm.ru/blogs/paradoksik/istoriya_krasnoy_shapochki/











Tags: art3, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments