Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Одиночество: дело не в ЖЖ, сдается мне


http://edgar-leitan.livejournal.com/117227.html
"Читая книги про Валаам (в данном случае "Валаам Христовой Руси", изд. Хризостом: М 2000), я обнаружил удивительные признания некоего схиигумена Иоанна, из тех, что поступили в монастырь чрезвычайно рано (в 16 лет), умершего уже в эмиграции на Новом Валааме.

С одной стороны, вполне традиционные записки благочестивого монаха, живущего "внутренней жизнью", старающегося. Некоторые фразы наводят на печальные размышления. Над ними стоило бы подумать тем, кто идеализирует якобы "золотой век" русского православного монашества — 19-й. По числу насельников — да, Валаам переживал расцвет. Но так ли благоухал внутренний дух валаамского иночества? Скорее всего, было несколько сложнее, чем представлялось в ожиданиях некоторых восторженно-мечтательных паломников. Как, собственно, и положено в жизни.

" Иногда мне бывает тяжеловато. Прямо не с кем поделиться переживаниями. Буква преобладает, а о духовной внутренней жизни даже и понятия не имеют. Некоторые говорят много, но говорят только то, что знают и усвоено ими, Как-то обращено внимание на внешнюю букву, и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной жизни...

Да, тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, убивая дух. С такими собеседниками теряется внутренний мир... Надо умудряться прекращать разговор с ними... Просто не могу понять, что не имею советчика среди нашего братства, с кем бы мог поделиться откровенно своими переживаниями...

Вот я живу в монастыре с шестнадцати лет, но О ЕДИНОМ НА ПОТРЕБУ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ МНЕ [выделено мной — Э. Л.]. Обучили только внешнему поведению. Если после вечернего правила чаю попьёшь, надо положить 50 поклонов, за квас — 12 поклонов, а за воду — три поклона. Вот и все тут старческие советы. И теперь говорят старые монахи: "Старцы учили нас: после правила нельзя пить чай". Как-то я не встречал иноков, которые в сущности поняли бы святоотеческие книги.

Мне сказали, что некий батюшка-иеромонах сказал на кухне по моему адресу: "Вот до чего довела его Иисусова молитва".

Переменил обои в своей келье. Удалось очень хорошо... Иногда у меня появляется желание жить подвижнической жизнью. К сожалению, у меня это остаётся только пыткой. Дел нет..."

Читаешь и видишь — вероятно, монашество везде одинаково, хоть православное, хоть католическое. Немногие, пытающиеся понять "внутренний смысл" Писаний, следуя духу Евангелия. И великое множество смиренных рабов Преподобного Типикона или иного Устава. И одиночество этих немногих в самой многолюдной общине... "

-------------------------
http://edgar-leitan.livejournal.com/116681.html
"Как я давно наблюдаю и, кажется, некогда писал в своём Субботнем семинаре, виртуальная реальность во множестве своих форм, чьей матрицей является интернет, характеризуется прежде всего отсутствием телесности и связанных с ней измерений. Это смутно мерцающий и беспорядочно мельтешащий мир неких недовоплощённых форм. Даже если "виртуальный собеседник" не анонимен, представлен своим настоящим именем и подлинной фотографией, отсутствие "телесности" общения тем более ощутительно.

Про так называемых "собеседников", представленных только выдуманным ником и какой-нибудь забавной или страшной картинкой, я вообще молчу: не в коня корм.

Бестелесная "коммуникация" является не "общением", а обменом — содержаниями того или иного состояния своего ума. Если вспомнить известное абхидхармистское (индо-буддийское) деление проявления живого существа на уровни тела, речи и ума, то в случае виртуальной переписки налицо лишь последнее. Тело, как и речь — по понятным причинам отсутствуют.

Начиная этот Журнал как утопический проект — этакого поля для Беседы поверх всех и всяческих границ, я сравнительно недавно окончательно убедился в его несостоятельности. Беседа требует телесного присутствия собеседников, само её название интонационно подразумевает неспешность, субъективное ощущение времени как медленно текущих вод, вплоть до полной потери осознавания хроноса.

Границы, довольно жёстко задаваемые интернетом, почти с необходимостью включают в себя метафизическую одышку — вынужденно поспешное реагирование на чужие посты, поспешные и часто поверхностные реакции читателей на свои, задыхающуюся от суеты необходимость куда-то посмотреть по чьей-то наводке, прочитать нечто в интернете, потому что это якобы "очень важно, и это надо знать".

Длинные посты вряд ли кем-то читаются — как мне указывали назидательным занудным тоном, "это не формат ЖЖ". Однако что такое "формат ЖЖ"? Формат — это та форма, что придаёт ему его создатель, и содержание, которое в него вложит. Так что упрёк — мимо, но он показывает определённую, распространённую инерцию мышления.

Итак, "беседа" в традиционном смысле здесь практически невозможна. Что ж тогда?

Возможен агрегатный переход — качеств "реальности": когда виртуальное становится реальным, Ум — обретает Тело и Речь, соединяясь в живом человеке в одно. Это — встреча лицом к лицу. И в этом для меня наиболее утешительный результат ведения ЖЖ, главный аргумент против того, чтобы его вновь ввергнуть в небытиё, из которого он некогда был эманирован, был испущен сакраментальным словом "Будь!" (арабск. KUN). "

----------------------------------
http://rustam.livejournal.com/434843.html
"Писание истории является делом величайшим, святейшим, стоящим выше всякого другого занятия. [Для меня же], сказала бы беотийская лира, оно является побочным делом жизненного пути и я не имею возможности заниматься тем, чем я больше всего желал бы. Мне следовало бы ради подражания прилежнее перечитывать древних мудрецов, узнавать и выбирать все, могущее принести пользу, и быть для этого свободным и избавленным от других работ. Я же, наоборот, просиживаю у императорского портика с раннего утра и до захода солнца, изучаю и объясняю документы, связанные с судебными делами и процессами. Я чрезвычайно страдаю, когда меня беспокоят ими, и в то же время скорблю, когда не беспокоят, так как без труда и беспокойства мне невозможно обеспечить себя достаточно необходимым для жизни.

Агафий Миринейский, VI век, между прочим. "

--------------------------------------
http://olnigami.livejournal.com/156431.html
Выставочный центр «Гараж» - это возле «Новослободской». Современное искусство, такое современное, ага.
...Если войти внутрь, на экспозицию, то там еще веселее. Есть такая комнатка отдельная, там какой-то иностранный художник слепил нечто концептуальное. Мне лениво это словами описывать, процитирую с таблички: «В одном пространстве соединил «Парижские сезоны» Дягилева, картины Ди Кирико и музыку певицы Леди Га-га». Правильно написано. Все так и есть – соединил. И то, и другое, и третье. Мичуринец недобитый. Смотреть это, конечно, можно, но как бы это сказать... на каждом квадратном сантиметре «шедевра» проступает «делалось для кураторов выставок». И как это часто бывает с «современным искусством» табличка с разъяснением «шо це таке» гораздо интереснее самого произведения. ...

-------------------------------------
http://philtrius.livejournal.com/564281.html
(в цитате искажена орфография автора, прошу всяческого прощения)
"Собственно, азы здравой юриспруденцiи — то, что въ центрe решенiя суда должна стоять личность преступника. Одно — застрелить человека для завладенiя его деньгами, другое — изъ мести за гибель близкаго человека и третье — чтобъ онъ не сгорелъ заживо тамъ, откуда спасти его уже невозможно. Еще одинъ аспектъ — любое преступленiе есть вызовъ обществу. Это отличаетъ его отъ греха и безнравственности. Въ половыхъ отношенiяхъ, скажемъ, все, что не вредитъ здоровью и совершается по обоюдному согласiю, не подлежитъ судебному преследованiю, поскольку это дело двоихъ — но никакъ не общества. При этомъ никуда не девается тотъ фактъ, что это можетъ быть безнравственно и грешно. Но какъ только оговорки нарушены — нетъ «дела двоихъ», возникаетъ общественное дело, поскольку защита отъ насилiя — дело общества. И важенъ прежде всего самъ посылъ — никто жъ не будетъ всерьезъ разсматривать какъ смягчающее обстоятельство тотъ фактъ, что мне жить не хочется, если кого-то будутъ судить за мое убiйство.
Такимъ образомъ, преступленiе — это предъявленiе обществу собственной порочности. И наказанiе, темъ самымъ, является произведенiемъ двухъ факторовъ: какъ тяжести собственно поступка (убiйство тяжелее разбоя, разбой — грабежа, а грабежъ — нарушенiя общественной нравственности), такъ и посыла. Принципiально важна оборонительная или агрессивная позицiя: тотъ, кто не совершилъ бы преступленiя, если бъ его не трогали, виновенъ передъ закономъ и обществомъ куда меньше, чемъ проявляющiй иницiативу.
Ну такъ вотъ. То, что совершили эти, такъ сказать, художники, должно наказываться исходя изъ той же логики. Вредъ, причиненный каждому конкретному члену общества, не такъ великъ; не убiйство, не ограбленiе, а всего-навсего нарушенiе общественной нравственности, какъ если бы — прошу прощенiя за сравненiе, но оно адекватно — они наложили публично кучу на улице. У насъ, кажется, за это есть статья, и правильно — должна быть. Такъ что одинъ множитель невеликъ. Зато второй — посылъ какъ таковой — громаденъ и стремится къ безконечности. Свою кучу они стремились наложить (т. е. явить міру свою человеческую гнусность) передъ громаднымъ множествомъ людей.
Потому адекватнымъ наказанiемъ для нихъ я бы считалъ пожизненныя каторжныя работы.
Конечно, причинить ущербъ философу-стоику они не въ состоянiи. Но стоическая философiя и требуетъ безпощадной кары намеренiй, поскольку для нея, кроме личности преступника, ничего интереснаго здесь нетъ."
-------------------
-------------------
Интернет - чудесное средство коммуникации, уничтожающее пространство, позволяющее познакомиться со множеством очень разных людей во всех городах мира, узнать много больше, чем казалось возможным - в частности, что взгляды, которые тебе кажутся здравыми, обыденными и скучно-правильными разделяет очень малое количество людей, практически почти никто и не разделяет.
Tags: history6, livejournal2, psychology4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments