Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Зеркало и записки

Недавние посты-цитаты привели к удивленным вопросам - не взломали ли мне журнал? я такой на себя непохожий...

Я же хотел... Понимаете, надо же представлять, кто читает. Вот помещаю я цитаты из Вячеслава Иванова, о теософии, поэзии и ритмике русского стиха. Обретаю ... ну там - семь комментов, "спасибо", говорят. Я рад. А кто ж читает?

Я и подставил зеркало - чтобы побольше людей отразились. Все могут на себя (и окружающих) посмотреть и оценить картину.


http://antimantikora.livejournal.com/355108.html

Не беспокойтесь. Я увидел состав читателей и понял, к какой аудитории обращены помещаемые тут записи. Что же, возвращаемся к мыслям русского поэта серебряного века Вячеслава Иванова (Валенки, пожалуйста)

***
"Эллинские боги - большей частью варвары"

***
- Александр мне всё ж представляется варваром. Но он получил эллинское воспитание и умел все делать так, что эллинам это импонировало: убил Клита, но у алтаря Диониса - и это объявляется длом нового Диониса, варварски разрушил Фивы, но ведь и Дионис некогда разрушил Фивыэ и так во всем. Он делал все, что делали эллинские боги, но ведь эллинские боги - большей частью варвары... не эллины. И Александр Македонский подобен эллинским богам и героям, но не эллинам самим. и сам он не эллин, а варвар.
Вяч. Иванов (разговоры с М. Альтманом)

***
Я прочел свое стихотворение "Женщина".
- Я ожидал хуже, - сказал В., - но и тут меня некоторые места укололи, как, например, стих "Терпите распяться на распутье...".

***
- Мой друг Рачинский рассказал мне раз такой анекдот. Пришел некий великий грешник на исповедь. Исповедующий обращается к нему с вопросами: "Ты убивал?" - "Грешен". - "Прелюбодействовал?" - "Грешен". "Разбойничал?" - Грешен". - "Воровал?" - "Грешен" и т.д. Наконец, спрашивает он: "Еретик?" - "Боже упаси!". Вот таков и я.

***
Заговорили о футуристах.
- Это - поэзия намеков, - сказал В., - но притом дурно пахнущих, отвратительных, гнилых, и при этом сами футуристы мне физиологически противны, они какие-то сладострастные облизы.

***
- Конечно, это было весьма глупо, когда каждый рыцарь провозглашал свою даму первой и всякого несогласного звал на бой. Но человеческая глупость - очаровательная вещь. Человек должен быть мудрым и глупым: всего хуже умники - и они-то наибольшие дураки.

***
- Как я жалею, что нет эллинского культа, и я н могу пойти в Элевсин вопрошать оракула или не могу пойти на поклонение в Иерусалимский храм.
- Значит, Вы, В., верите во многих богов?
- Конечно, я знаю, что есть например, богиня Афродита, и если б не один общий сон, навеянный Афродитой, не отдалась бы мне Лидия Дмитриевна. Как же мне в нее не верить? Не говорю уж об Артемиде (вспомните зеркало Гекаты), которая для меня так же несомненна, как то, что я сейчас курю.
- Значит, Вы верите во многих богов, а не в Единого Бога, никакими другими богами не ограниченного?
- Как ограниченного? - изумился В. - Ведь в идеальной соборности даже люди не ограничивают друг друга, тем более боги.

***
Бойтесь привить себе насильственно добродетель. Нет ничего ужаснее как привить кому-нибудь несвойственную добродетель. Каждая добродетель - яд. Если б я захотел кому-нибудь страшно отомстить, я привил бы ему добродетель. И на теле человечества всякая привитая добродетель вызывает ужасные экземы и нарывы. Как из одной тональности, чтобы перейти в другую (хотя и необходимую) тональность, нужно не миновать ни одного промежуточного звена, иначе получится ужасная какофония, так и к каждой добродетели нужно пройти последовательно через все ступени. Если б мы все стали вегетарианцами, то это развило бы в нас такую ужасную паучью жестокость, что мир бы содрогнулся. Слава Богу, что мы не вегетарианствуем. Я думаю, что принятию животных в себя обязаны мы нашим благородством. Зверю в себе должны мы быть благодарны, что мы люди.

***
...Я это раз видел в душе человека, как в его растении зародился вдруг зверь. ... Я интуицией своей постигаю растения и знаю, что они движутся из будущего в прошлое. Если мы представим весь мировой путь в виде круга, то мы и растения в этом круге движемся в направлениях как раз противоположных. Вот Федоров - гений с интуицией растений, оттого интуиция его для нас так необычайна. Он движется из будущего в прошлое, и по мере его движения встают один за другим мертвецы из могилы, оттого и главная его идея - воскрешение отцов, он идет туда (в рай), откуда мы исходим.

***
Помню, как однажды я с Андреем Белым различной группировкой (в два этажа: зверь на звере) апокалиптических зверей характеризовали многих нам известных людей. Апокалипсические звери - это те же звери, что в Сфинксе, и соответствующие четырем евангелистам: человек (не как всеобъемлющий миры всечеловек), а как один в ряду других животных), орел, бык и лев. Помню, мы с Андреем Белым и себя тогда определили. ... Над быком у меня не человек, а орел. ...Кто знает Андрея Белого, знает, что он раньше всего лев, отсюда и свирепость его, и рыцарство, оттого он и взял себе имя Андрея Белого, но надо львом у него человек, идеалист. В ряду других животных человек есть идеалистическое животное, которое вздумало, что это оно создало мир.
Tags: books6, literature3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments