Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Скажите, Холмс, что вы думаете о...

***
- Я раздражаюсь, - сказал я, - каждый раз, когда слышу слова вроде "мировые события", "мировая история" и т.п. В самом лучшем случае это европейское событие, а не мировое. А что такое Европа? Не забудем, что она одна и почти самая меньшая часть света. почто ж так кичится европеец, что не удосуживается рассмотреть весь мир?
- Я с Вами, - сказал В., - и согласен, и несогласен. С точки зрения науки я имею одно мнение, другое - с точки зрения культуры. А я, если мне позволено сказать парадокс, думаю, что научная и культурная точки зрения не только противоположны, но друг друга исключают. Наука - демократична, культура - аристократична, и с точки зрения науки тот факт, что мы ограничиваем ее исторические объекты ближайшим, конечно, не выдерживает критики. Но с точки зрения культуры нужно, чтобы каждый афинянин считал все другие народы варварами. Этот аристократизм, конечно, предрассудок, но он необходим для подбора. Но вообще история еще не имеет критерия для определения, что есть историческое. ...
М. Альтман. Разговоры с Вячеславом Ивановым. 1995. СПб
***
- Как прекрасно выразился Белый, - сказала Ал.Н. Чеботаревская, - что у нас уж нет ног, но вырастают крылья.
- О, как я его вижу насковзь, - сказал В. - ног-де у нас уже нет, ему хочется не ноги, видите ли, а пол отрезать. Это все оттуда, из антропософов. ... И как это отвратительно - это желание отрезать всю нижнюю часть туловища и стать крылатым херувимчиком.


***
Что касается человека, то он мне, признаться, одной своей особенностью расстраивает мою теорию, именно своей памятью. Выше я сказал, что гераклит прав и дважды одну и ту же реку, действительно, переплыть нельзя. Это верно. Но вот человека, оказывается,, можно дважды переплать. Он ведь не простая дробь, а периодическая повторяющаяся. ИИ во всех своих возникновениях, как они ни различны, он помнит себя единым. ... Ах, если б можно было лишить человека памяти, как все мироздание было бы ясно.
- Ну от видите, - сказал В., - память вам и мешает отрицать Бога и Бессмертие. И в этом ничего удивительного нет. Я строго различаю память и воспоминания.... Да, единственный залог, что мы бессмертны, - мы имеем в памяти.

***
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет...
Фет мне кажется в этом совершенно неправым. Что мы знаем о зырянах, чтоб так уверенно судить?
- Нет, - возразил В., - к зырянам Тютчев не придет и в самом деле. Дело в том, что каждый великий поэт не создатель языка, а создание. Поэтому вне стихии своего языка не может поэт создать великого. Анакреон может быть только в Греции и на известной ступени ее развития. И это вовсе не обидно для поэта быть созданием, а не создателем. Вот микельанджело создал Давида, и я предпочел бы быть каменным Давидом, а не живым Микельанджело. Где теперь Микельанджело, в какие элементы претворился, а Давид стоит во Флоренции, нетронут и неколебим. Да, к тому же камень и не страдает, хотя и изображает страдание.

***
Религия есть сама по себе такая сгущенность реализма, что она дезинфицирует от всякого идеализма.

***
Вот Вы сказали: человек - романтическое животное. Этого по-гречески (и латински) перевести нельзя. А у меня есть такое поверие, что то, чего нельзя по-классически передать, в последнем своем пределе не соответствует истине.

***
Знаете, умный человек узнается по запаху. Вот возьмите Фета и Тютчева. Первый усиленно занимался философией и Шопенгауэра перевел, а меж тем простодушный. Тютчев же (он в молодости, правда, тоже изучал Шеллинга) всем этим не занимался, а такой умница. Лермонтов мне представляется неумным, Гоголь тоже. А Пушкин вот всегда умный. Вообще великие гении всегда умны.
Tags: books6, literature3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments