Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Нет как Хлебникова

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1501125.html?thread=74376645#t74376645
k_frumkin
Моя статья об этом - здесь: http://anthropology.ru/ru/texts/frumkin/progress.html
Там, в частности, сказано:

"Например, немаловажным представляется обстоятельство, что такой феномен, как акт свободного выбора играет все большую роль в функционировании человеческого общества. Все большее число элементов человеческой жизни попадают под сознательный контроль человека. Иными словами, относительно все большего вещей человек может производить манипуляции по своему произволу, намечается все большее число сфер, где человеку предлагаются альтернативные формы поведения. Конечно, мы не хотим сказать в неком высоком смысле, что человек становится свободнее — просто все большее количество вещей, который ранее воспринимались как судьба и безальтернативная данность, теперь может быть изменены, причем человеку предлагается на выбор — произвести изменение, или отказаться от него. Принцип выборности властей в политической сфере есть только самый известный пример такого процесса. Однако все больше мест и маршрутов становится возможным выбрать для возможных путешествий, все больше товаров требуют выбора в магазинах, население все легче меняет местожительства, профессии, цвет волос, вероисповедания и даже пол.
В некотором смысле, развитие цивилизации связано с развитием сферы применимости человеческой свободы — разумеется, последнюю надо понимать не метафизически, как свободу воли, а формально, как возможность совершать выбор между альтернативными возможностями. При данном понимании свобода есть пространство, на котором возникает и развивается рефлексия — поскольку, когда появляется случай совершить выбор, это создает повод для того, чтобы человек вгляделся в себя и осознал, чего же он на самом деле хочет. Именно поэтому расширение сферы выбора в человеческом обществе можно было бы назвать рефлексивным прогрессом человечества".

ivanov_petrov
Да. Тут - мне кажется - ключевой момент в том, что все больше всего ставится под сознательный контроль. Почти насильно - может, кто и хотел бы туда не ставить, а всё - жизнь течет так, что иначе не получится, придется выбирать. Это ничего - но тут же, рядом самые разные люди - культурологи, социологи и кто хошь еще - говорят: ребята, а сознательности-то у нас мало, как бы даже не меньше, чем в каких прошлых веках, и даже если столько же - то точно не достаточно, чтобы мы дорастали до своих собственных социальных институтов.

А вот тут засада: техник выбора, развития свободы - хоть извращенным способом жуй. А вот техник осознания наличествующей социальной реальности - вовсе нет, как поэта Хлебникова.

k_frumkin
А Хлебникова-то за что?

ivanov_petrov
ну вот, придется объяснять...

Это бродячий анекдот.
сидят в Петрограде в 1921 году в кафе три поэта - Маяковский, Есенин и Хлебников. И хвалятся перед другом. Есенин говорит: Таких поэтов, как я, на Руси - всего ... ну там... может, три человека всего, и больше нет.
Маяковский говорит: Ха! Таких, как я - всего один!
А Хлебников помолчал и тихо промолвил:
А таких, как я - вовсе нет.

(C) zh3l
Tags: sociology7
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments