Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Хипующий авангард

Ну надо же - "Бунт против традиционализма - в этом, по мнению ряда современных исследователей, заключается главное содержание и смысл произведенного скальдами переворота, направленного против предшествующей поэтической системы."
Е. А. ГУРЕВИЧ, И. Г. МАТЮШИНА. ПОЭЗИЯ СКАЛЬДОВ

"В этом, как представляется, и кроются причины глубочайшей противоречивости рассмотренного нами уникального литературного явления, объединившего ориентацию на жесткий и до мельчайших деталей регламентирующий творчество канон с осознанным индивидуальным авторством и, как следствие последнего, с поистине безудержным новаторством.

Ярче всего это совмещение противоположных начал проявляется на уровне поэтической формы. В отличие от творцов эпоса скальды не использовали готовых стиховых заполнителей-формул (в узком смысле слова их поэзия "антиформульна"), однако и они были вынуждены оперировать не свободно создаваемыми метафорами, но существующей "от века" системой готовых перифрастических наименований - инвариантными моделями кеннингов, которые поэт не вправе был выдумывать по собственному желанию, но лишь постоянно обновлял вербально, стараясь вкладывать в их варьирование все свое мастерство. При ближайшем рассмотрении оказывается, что даже соединения подобных моделей в так называемые протяженные кеннинги суть не свободные конструкции, изобретаемые ad hoc в процессе поэтического творчества, но традиционные блоки, иначе говоря, - все то же общее достояние многих поколений скальдов, чье индивидуальное искусство было направлено исключительно на их конкретное словесное воплощение.

...Поэзия скальдов с ее формальной гипертрофией возникает не из стремления нового поколения поэтов противопоставить свое творчество исчерпавшему себя эпическому искусству (и потому сравнение скальдов с импрессионистами (2), бросившими вызов академизму предшественников, нисколько не проясняет существа произведенного в древнескандинавской поэзии переворота), но из потребности, которую не мог удовлетворить эпос: придать незыблемую прочность настоящему. Тогда как эпическая поэзия была способна "заговорить" о событиях современной истории только языком аналогий (3) (вспомним исполнение "Древних речей Бьярки" перед решающим сражением Олава Святого), скальды сделали их единственным содержанием своих стихов. Обеим поэтическим системам было назначено веками существовать бок о бок, порою сближаясь, но не уступая при этом своего предмета, и только на закате традиции скальды начинают вторгаться в прежде не принадлежавшую им область прошлого и сочинять "исторические песни".

...Возникнув из потребности воздействовать магическим "связанным" словом (bundit mal) на актуальную ситуацию и увековечивать, возвышая и претворяя в поэтические факты реальные факты современной действительности, поэзия скальдов спустя почти полтысячелетия разрушается изнутри, деформируемая воспринятым ею новым христианским содержанием. Несмотря на все усилия Снорри Стурлусона и других авторов поэтологических сочинений возродить интерес к поэзии скальдов, ее язык- основанная на древней мифологии фразеология, - вероятно, становился все менее понятным воспитанной на христианской традиции аудитории XIII-XIV вв. (ошибки в рукописях этого времени говорят о том, что содержание стихов не всегда было ясно и переписчикам). В эту эпоху в скальдической поэзии преобладают христианские темы, сочинение ее становится почти исключительно делом служителей церкви.

...Поэтические открытия скальдов оказались бесперспективными для истории мировой литературы, как и открытие викингами Винланда не стало для мировой цивилизации открытием Америки, однако их устное слово, запечатленное в искуснейшей индивидуально-авторской форме, осталось навсегда увековеченным в памяти потомков."
Tags: books6, history6, literature3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments