Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Во что веруют

Не раз заходил разговор таким образом: хорошо бы понять основы современной веры.
К примеру, был такой заход - вот, мол, ценности рушатся, культура... Ответ: не бывает. Ценности сменяются другими, культура - другой культурой. Да, из старой системы это оценивается как низкое-никакое; да, мы можем считать эту культуру низкой. Речь не о релятивизме - это может быть низкая, подлая, грязная культура, но не бывает общежития без культуры и ценностей.
Просто мы ими дышим и не слышим.

Воздух прозрачен, мы сами уже почти накрепко верим в эти новые ценности и потому не замечаем. Мы еще произносим какие-то благовозвышенные слова и думаем, что мы не такие, но уже так принюхались, что не можем отличить, чем же так вокруг садит, что аж в горле першит.
Далее - эту систему ценностей не следует искать "в низах", ее не презрительно выговаривают. Любая система ценностей выставляется как хорошая - на то они и ценности. Так что эта самая система, которая производит... ну, скажем, поругаемся в этом месте - производит хамство, примитивизм, скотство и упрощение интеллектуальной культуры - всё, закончили ругаться - эта система будет обязательно выражена как положительная и в самых лучших своих чертах. Трусость как ценность будет представлена осторожностью и вежливостью, ведь так? Нет такого качества, которое не могло бы быть выражено на языке положительных ценностей.

И вот хочется ухватить этот неуловимый воздух, а ведь в этике мы еще до эпохи Паскаля не дожили, нету средств и даже помпы не изобрели, и торричеллиева столба и то у нас нету. Ни откачать, ни сгустить, одни руки и это самое, то есть голова.

И потому вот пробы воздуха - нет, я не уверен, что туда попала эта самая новая система ценностей в чистейшем своем выражении, но я бы присмотрелся. Без всяких обид, с научным таким интересом.
«Проткнуть и испепелить – вот альфа и омега современной науки!»
Да, так вот - может быть, я ухватился не за то, и кто видит четче - буду рад примерам, точно указывающим, что же за система ценностей разливается вокруг.
А пока - те случаи, которые мне кажутся показательными - стоит приглядеться, из какого воздуха соткано.



В распоряжении комплементаризма имеется не менее семи философских систем, сформированных в разное время и в разных культурных ареалах. Каждая из них содержит обоснование онтогносеологического плюрализма - принципа, согласно которому различные способы познания открывают различные планы бытия.

1. Анэкантавада - джайнское учение о неодносторонности - включает три части: 1) наявада - всякая точка зрения отражает лишь один из неопределённого множества аспектов какого-либо предмета; 2) сьядвада - всякое суждение истинно лишь "некоторым образом" (сьяд); 3) саптабханги - семизначная логика. Основателем считается Махавира (599-527 до н.э.). Последний крупный представитель - Яшовиджайя Гани (1624-1688). В наши дни своего рода продолжением стали релевантные логики, представленные десятками имён.

2. Буддийская теория двух истин, учит что абсолютная истина (парамартха сатья) отражает реальность как есть, познаваемую чистым взглядом Будды. Относительная истина (самврити-сатья) отражает конвенциональную реальность, познаваемую сансарными существами. При этом абсолютная истина невыразима, а конвенциональная истина, в свою очередь, множественна, поскольку каждое сознание видит мир в соответствии со своей кармой. Восходит к словам Будды (6-5 в. до н.э.), основателем махаянской версии считается Нагарджуна (150-250). Традиция жива и сегодня, на Западе ей уделяет внимание Дэн Люстгауз, перебрасывающий мост к феноменологии.

3. Сюаньсюэ - даосское учение о сокровенном - утверждает взаимопроникновение и фундаментальное единство вещей, даже, казалось бы, взаимоисключающих (как бытие и небытие). Основатели Хэ Янь (190—249) и Ван Би (226-249), развивалось также конфуцианскими и буддийскими мыслителями, в том числе буддистом Сунь Чо (314-371), выводившим из него единство трёх учений (сань цзяо) - буддизма, даосизма и конфуцианства. Последний заметный представитель - даосский мыслитель У Чунсюй (1552-1640). В наши дни идею развивает Бостонская школа неоконфуцианства во главе с Джоном Бертронгом.

4. Аверроизм - средневековая интерпретация аристотелизма, частью которой является учение о двух истинах - говорит, что откровение и наука могут противоречить друг другу, поскольку познают мироздание в разных аспектах и выражают своё знание на принципиально разных языках. Основатель - Ибн Рушд (1126-1198). Последние крупные представители - Чезаре Кремонини (1550-1631) и Галилео Галилей (1564-1642). В наши дни аверроистскую традицию продолжили марокканец Мухаммед Аль-Джабри и египтянин Хасан Ханафи.

5. Кантианство, частью которого является учение об истинах чистого и практического разума, основывается на том, что истины чистого разума недостаточны для деятельности, в то время как основания действия не выдерживают критики с точки зрения чистого разума. Основатель Иммануил Кант (1724-1804). В наши дни существуют различные версии, наиболее заметной из которых стал фикционализм, основанный Гансом Файхингером (1852-1933) и представленный такими именами, как Нэнси Картрайт, Гартри Филд, Кристин Корсгаард и др.

6. Прагматизм учит, что знание о практических следствиях, связанных с некоторым объектом, исчерпывает всё знание об этом объекте. Таким образом всякое знание, в том числе мировоззренческое ("религиозное"), есть знание о некотором конечном эффекте. Основатель - Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). В наши дни традиция имеет множество последователей, включая таких известных мыслителей, как Ричард Рорти, Уилфрид Селларс, Уиллард Куайн, Джозеф Марголис и многие другие.

7. Перспективизм учит, что все наши представления формируются в определённой перспективе, обусловленной особенностями её носителя. Таким образом и любое мировоззрение есть не больше и не меньше, чем некая перспектива. Основатель - Фридрих Ницше (1844-1900). В наши дни перспективизм имеет множество последователей, в том числе таких, как Томас Кун, Кен Уилбер, Вернер Кригльштайн и Рольф Сэттлер

Список этот открыт. В него не вошли, например, Йоханнес Поортман с его хилетическим плюрализмом и Йсайя Берлин с его ценностным плюрализмом - их соединение также могло бы составить полноценную систему онтогносеологического плюрализма. Поэтому если кто-нибудь знает ещё какие-нибудь философские основания комплементаризма, прошу не скрывать.
http://community.livejournal.com/complementarism/2462.html




5 самых распространённых сожалений умирающих:

1. Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие.
Это наиболее распространенное сожаление среди людей. Когда люди осознают, что их жизнь почти закончена, они могут оглянуться назад и легко увидеть, какие их мечты остались не реализованными. Большинство людей едва ли пытались исполнить даже половину из их мечтаний и должны были умереть, зная, что это происходило только вследствие выбора, который они сделали или не сделали.
Очень важно попытаться реализовать, по крайней мере, некоторые из ваших основных желаний на своем жизненном пути. С того момента, когда вы теряете свое здоровье, становится уже слишком поздно что-то предпринимать. Здоровье приносит ту свободу, которую очень немногие понимают, пока не теряют его.

2. Мне жаль, что я так много работал.
Это чувство было у каждого пациента мужского пола, о котором я заботилась. Они скучали по своей молодости и по своим взаимоотношениям. Некоторые женщины тоже высказывали такое сожаление. Но поскольку большинство их было старшего поколения, они, в основном, не занимались зарабатыванием средств для семьи. Все мужчины, с которыми я работала, глубоко сожалели о том, что потратили большую часть своей жизни на однообразный труд для добывания средств к существованию.
Упрощая свой образ жизни можно сократить требования в доходах, которые вы думаете, вам нужны. Создавая больше пространства в вашей жизни, вы становитесь более счастливыми и более открытыми для новых возможностей.

3. Мне жаль, что у меня не было смелости выразить свои чувства.
Многие люди подавляли свои чувства, чтобы сохранить определенные взаимоотношения с другими. В результате они соглашались на посредственное существование и никогда не становились такими, какими бы они хотели себя видеть. Возникновение многих болезней было связано с испытываемыми чувствами горечи и негодования.
Мы не можем управлять реакциями других. Хотя первоначально люди могут реагировать на изменения, которые вы вносите в отношения, не желательным для вас образом, в конечном счете, это поднимает отношения на новый более здоровый уровень. Лучше всего тем или иным способом устранять нездоровые отношения из вашей жизни.

4. Мне жаль, что я не поддерживал отношения со своими друзьями.
Часто эти люди действительно даже не осознавали всей пользы поддержания контактов со своими старыми друзьями, пока до их смерти не оставалось несколько недель, и уже не всегда была возможность их разыскать. Многие оказались настолько погруженными в свои собственные жизни, что позволили их дружбе многие годы проходить мимо них. Было много глубоких сожалений о том, что их дружбе не было уделено столько времени и усилий, которых эта дружба заслуживала. Все скучают по своим друзьям, когда умирают.
Любому человеку, ведущему активный образ жизни, свойственно преуменьшать значение дружеских отношений. Но когда вы стоите на пороге смерти, материальные стороны жизни теряют свое значение. Конечно, люди хотят, чтобы их финансовые дела были в как можно большем порядке. Но не деньги и не статус сохраняют в конечном счете свое значение. Они хотят принести какую-то пользу тем, кого любят. Но обычно они уже слишком больные и уставшие, чтобы как-то справиться с этой задачей.

5. Мне жаль, что я не позволил/позволила себе быть более счастливым.
Этот вид сожаления был на удивление общим. Многие до конца не понимали, что их счастье это вопрос выбора. Они были подчинены привычкам и сложившимся представлениям. Они находились в плену ‘комфорта’ привычного образа жизни. Из-за страха перед переменами они притворялись перед другими и перед самими собой в том, что были довольны своей жизнью.
http://ibigdan.livejournal.com/7805812.html

Tags: ethics2, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments