Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Про будущее школы

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1587824.html из комментариев

sisterprofessor
Мне тоже не очень понятно, какой стандарт для основной (5-9) и старшей (10-11) школ обсуждается. Вряд ли я что-то упустила,поэтому уточню: на сегодня существует официально только один конкретизированный стандарт - для начальной школы. Это документ, уже реализующийся по приказу министра на пилотных площадках по всей России. На подпись у министру же отправлены сейчас стандарты второй ступени (основной школы) и готовятся стандарты старшей школы. Они пока не подписаны, и к практикам, естественно, не пришли. Идеологическая составляющая стандарта (концепция) изложена в общих положениях - это инвариантная часть документа,она определяет, как ей и положено, направленность, ценности и смыслы образовательного процесса для российской школы вообще, вариативная - конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам по ступеням обучения, требования к образовательным программам и пр.Вот эта вариативная часть пока и существует официально только для начальной школы.

bigbelka
Я прочитала все стандарты (для младшей, средней и старшей школы). Обсуждается, насколько я поняла, проект стандарта для старших классов в том виде, в котором он опубликован на данный момент. По крайней мере я о нем :)Как уже говорила, никакой катастрофы я лично там не увидела. Нормальный документ

marina_fr
Насколько я понимаю, в стандартах, кроме младших классов, действительно не очерчен необходимый минимум знаний, есть только слова о формировании таких-то и таких-то навыков. При этом попытка втащить ещё какие-то предметы может опустить уровень реального минимума ниже плинтуса. На ботанике уже сейчас, например, часов на практикумы и экскурсии не хватает совсем и в принципе, какие бы навыки там не собирались формировать, но реальных навыков практической работы не будет, это понятно.
Сделать хороший интегративный курс - огромная работа. Впервые такие попытки были лет двадцать назад, но школа их пока не приняла (я видела учебники). Какого качества будет то, что подготовят в режиме угорелой кошки - тоже понятно.
самое интересное, на мой посторонний взгляд...

стандарт не фиксирует объем знаний, которые должен усвоить
ученик, а делает акцент на "универсальных способах деятельности",
"универсальных способах учебных и познавательных действий".

при этом декларируется сохранение "целостного образовательного
пространства РФ". на каком-же "универсальном" уровне знаний?
есть предположение - на том, который требуется программой ЕГЭ.

а это позволяет нам, людям посторонним системе школьного
образования, догадаться, какие именно универсальные способы
учебных и познавательных действий будут развиваться школой,
с учетом - как всегда - недостаточного финансирования.
тесты сдавать - и баста!

похоже, несмотря на неаккуратную (если не сказать - грязную)
бездоказательность, конечные выводы г-на Привалова
достаточно близки к истине...

---
disclaimer:
это не законченное мнение, а фиксация текущего видения
по мере вчитывания и обдумывания "первичных источников"

bigbelka
Насколько я сама заглядывала в ЕГЭ - экзамен серьезнейший. Почему так пугает форма теста? Скажем, по математике таки надо решать задачи. Причем, на 5 - довольно сложные. ЕГЭ по Русскому кроме тестов по грамматике содержит еще и небольшое сочинение...

gouriev
я сейчас бегло проглядел ЕГЭ по математике за 2010 год.
вообще-то, хорошие задачи.

но, например, полностью выпадает такая вещь,
как доказательства теорем.

на теоремы можно и забить
про теоремы можно и забыть.
ученики должны уметь ими пользоваться для
решения задач, и достаточно. и понятно,
что хорошие, динамичные, учитывающие конъюнктуру
школы лучше будут натаскивать на решения задач
типа ЕГЭ, чем забивать голову учеников какими-то
отвлеченными рассуждениями.

там, в задачах, есть свои маленькие теоремы, конечно,
которые надо самостоятельно (самостоятельно?) доказывать.
но ведь проще выучить некоторый шаблон решения с уже
встроенными доказательствами.

так из математики выпадает идея доказательства.
(хотя она и декларирована в стандарте.)
да, умение решать задачи и применять для
этого теоремы - очень важное для всех, кроме...
будущих математиков, которым более важно именно
уметь доказывать.

из других дисциплин тоже что-то выпадет.
тут я не специалист, но догадываюсь.

конечно, если чел. выучит наизусть доказательство,
не понимая, тоже ничего хорошего. но по крайней
мере понятие "доказательство" он будет воспринимать
на уровне рефлексов, а не как статью в Википедии,
чтение которой можно откладывать до самой пенсии :)))

fat_crocodile
Да, я тоже смотрел ЕГЭ и даже недавно сдавал. Часть С там вполне на хорошем уровне.

Ещё по русскому посмотрите. Там. правда, куча чертей в деталях -- в правилах оценивания (они тоже где-то опубликованы). Там не просто и вроде не очень гладко. Но это отдельный разговор и я сам не знаю подробностей, мельком смотрел, помню, что сильно удивлялся, но может быть не правильно понял (именно про русский, про сочинение).

> но, например, полностью выпадает такая вещь,
> как доказательства теорем.

Ну тут два момента. Во-первых, хорошая задача не уступает по сложности типичной школьной теореме. И отличается в сущности тем, что доказательство не выучить заранее, а нужно придумать во время экзамена. Ну так это ещё и сложнее.

Во-вторых, а были ли эти теоремы на экзаменах где-то раньше? Вступительные экзамены в ВУЗы всё же обычно письменные, теоретических заданий я там не помню. То есть конечно дело каждого ВУЗа, но на практике, в массе...

Сравнение с "раньше" к тому, что тенденция на выбрасывание смысла из математики в школе не должна сильно увеличиться.

marina_fr
Часть С по биологии не на сильно хорошем уровне. Там гораздо больше субъективизма при оценке, чем для В и А, в большей степени требуется понять намерения составителя, чем разобраться. Были критические замечания и про часть С по литературе, но тут я хуже разбираюсь. У математиков ситуация, как обычно, гораздо более благополучна. Тут главные претензии - справляться с частью С во многих классах не учат вообще. Обязательное ознакомление всех школьников со справочными материалами с образовательных сайтов (которые у математиков есть) исправило бы ситуацию. В конце концов, если есть база, то школьник может разобраться и сам. По общественным наукам и с сайтами хуже. Выкладка в Интернет материалов для подготовки к ЕГЭ и обязательное ознакомление с ними школьников в принципе тоже могло бы оказать позитивное влияние, но в меньшей степени.
ЕГЭ действительно должно проверять к использованию дисциплины в будущей деятельности. Математика - это действительно умение решать задачи, а русский язык - умение писать грамотные и адекватные тексты. Но душа физики и химии - это ещё и опыты. Не давать их неправильно (отсеивает талантливых экспериментаторов), давать - несправедливо (самостоятельно подготовиться к ним нельзя, во всех школах подряд готовить не будут, тем более ради одного ученика). Вариантом были бы бесплатные или недорогие центры подготовки. Про биологию я в этом плане лучше промолчу. Не уверена также, что идея ЕГЭ не порочна в принципе для истории или обществоведения.

halomea
вот, собственно, сам текст стандарта
Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объ?ма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта)
и выбранные обучающимися учебные предметы, курсы из указанных ниже предметных областей:

1. русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
2. иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
3. общественные науки (обществознание, история, география
экономика, право);
4. математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
5. естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
6. курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору
образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и
три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне.

Текст слишком невнятен, чтобы его можно было интерпретировать однозначно. Мысль о "платности" родилась из этого разделения на 40 и 60% - так как государство, в принципе, оплачивает лишь то, что само заказывает.
То, что к обязательным предметам отнесены только физ-ра, обж и непонятная "россия в мире" - тоже смущает. В Израиле, например, обязательный госзаказ, который минпрос предъявляет школам, - это, в первую очередь, математика и английский.

Только практика покажет, зачем вообще создавался этот документ.

А уж как там даны требования по предметным курсам - это совсем что-то запредельное. Сформулировано так, чтобы мысль о возможности проверить выполнение этих "требований стандарта" даже в голову не могла придти. Например, в результате изучения географии в школе предполагается получить такие вот результаты:
1) сформированность знаний о составе современного комплекса
географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин,
роли в решении современных научных и практических задач;
2) владение умениями использования географического мышления для
вычленения и оценивания географических факторов, определяющих
сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и
экологических процессов;
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического
пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных
территориальных систем;
4) владение умениями проведения учебных исследований, в том числе
и использованием простейшего моделирования и проектирования
природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов - и т.д.

А экономику будут преподавать, чтобы на выходе получить
«понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX–XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени», а также
«Понимание того, что сегодня не столько традиция индивидуальной морали, сколько этика институтов (социальная этика) консолидирует народ, интегрирует социум».

Заниматься интерпретациями этого документа и дискуссиями по его поводу, по-моему, просто бессмысленно - не для того он писан, чтобы люди его читали и понимали.

bigbelka
В том же стандарте внятно указано что будет финансироваться из бюджета. Инвариантная программа (те самые сорок процентов) и вариативная программа (предметы по выбору в количестве семи штук). Мысль о платности не имеет под собой, имхо, никаких оснований, кроме чисто психологического страха перед всеми нововведениями.

Чтобы точно не возникало сомнений, цитата:

Финансово-экономические условия реализации основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования
должны:
обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение
бесплатного общедоступного среднего (полного) общего образования;
обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения
требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную
деятельность;

То есть и кружки - тоже!
Почитать целиком можно в последнем разделе проекта этого стандарта.

bigbelka
Перепост моего ответа gouriev. Простите, что очень длинно, но я старалась обстоятельно подойти к данному вопросу. В один коммент не влезает, я буду продолжать во вложенных.

Необходимость перемен в школьном образовании назрела, по-моему, по нескольким причинам. В последнее время при том же общем количестве часов в школе вводились дополнительные (по сравнению с классическим советским школьным курсом) предметы и их разделы. В самом деле, в современных условиях нужно детей в школе учить информатике, причем не абы как. Неплохо и основы права и принципы социальных процессов и устройства общества изучать, что и реализуется в курсе «Обществознание». Была здорово изменена программа по литературе, причем путем плюсования. Практически все, что изучалось в СССР сохранено, в крайнем случае, вынесено во внеклассное чтение, зато было добавлено многое из того, что было просто запрещено. Менялась программа по математике. Многие школы вводили второй иностранный язык. Вводился курс Мировой художественной культуры. Не знаю, правда, точно, прижился ли. Но однозначно, предметов и изучаемого внутри предметов становилось все больше. А часов столько же. В итоге, получилось «обо всем и ни о чем». Так что могу только приветствовать мысль все-таки что-то изучать более подробно пусть даже в некоторый ущерб всему остальному.
Кроме того, раньше детей воспитывали октябрятские, пионерские, комсомольские организации. Хорошо ли, плохо ли, хорошо уже то, что воспитывали. Последние 20 лет этим не занимался никто. Поэтому, безусловно, поддерживаю мысль о необходимости для школы брать на себя воспитательные функции. А учитывая огромное количество информации, валящееся на современных детей, просто несопоставимое даже с количеством информации в моем, не столь уж далеком детстве, причем, информации на 90% состоящей из лжи и агрессии, совершенно необходимо, чтобы школа учила детей разбираться в этой информации, просеивать. Второй вопрос, сможет ли. Но хотя бы задекларировано, если не пытаться – точно не сможет. То есть, я не пребываю в наивной уверенности, что вот теперь-то школы начнут правильно воспитывать детей, но, может быть, начнут делаться какие-то шаги. А дорогу, как известно, осилит идущий.

<< Учитывая еще и домашние задания (или их теперь нет?), ни о каком внешкольном или послешкольном патриотическом или ином воспитании не может быть и речи.

Не нашла в стандарте того места, которое бы указывало на отсутствие (или присутствие) домашних заданий. Там речь идет только об аудиторной нагрузке. Однако, почему не может быть и речи. Я, имея 8-9 уроков в день и огромный (несопоставимый с маминым в свое время, по ее же словам) объем домашних заданий, успевала посещать волейбол, подростковую редакцию газеты, литературный кружок, играть на гитаре, участвовать в олимпиадах и фестивалях АП, помогать по дому и гулять с мальчиками. Школу закончила с медалью. Так что времени должно хватить на все :).<< Но... самое главное не это. Самое главное, как эти 2100 часов будут распределяться между 3 обязательными "воспитательными" предметами, 4 научными предметами на "базовом" уровне и 3 научными предметами на "профильном" уровне. Этого-то в стандарте и нет. Как нет и конкретного перечня знаний, которым должны овладеть школьники.

Соотношение обязательных и вариативных предметов указано 40% и 60% соответственно.
Посчитаем. В неделе приблизительно 32 урока. 40% - это 12-13 уроков в неделю. Учитывая малоподвижный образ жизни современных подростков, я бы в самом деле ввела ежедневную физкультуру (5 часов), допустим еще 2 урока БЖД, и 5-6 «Россий в Мире».
Учитывая вот эти требования, которые, кстати, таки есть в стандарте:
1) сформированность целостного, многоаспектного образа России в
разные периоды истории на основе синтеза обществознания, истории,
географии, культурологи и пр.;
2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой
части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента
формирования российской идентичности;
3) сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с
точки зрения е. национальных интересов;
4) сформированность представлений о единстве и многообразии
многонационального российского народа;
5) сформированность умений использования широкого спектра
социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных
ситуаций прошлого и настоящего;
6) сформированность способности противостоять фальсификациям
истории в ущерб национальным интересам России;
7) сформированность умений реконструкции и интерпретации
прошлого России на основе источников; владение умениями синтеза
разнообразной исторической информации для комплексного анализа и
моделирования на е. основе вариантов дальнейшего развития России.

Если подходить к этому серьезно, то и часов надо ну никак не меньше. Другой вопрос в том, смогут ли наши школы преподавать предмет, который больше учит думать, чем просто заучивать факты – большой вопрос. Но, опять же, учить думать необходимо. Надо начинать хоть пробовать.
В прочем, сложно спорить с тем, что конкретной расчасовки нет, но создатели говорят, что будет еще куча документов по каждой из дисциплин, можно предположить, что там-то и приведут расчасовку. Кстати, даже если это переложат на школу – не вижу ничего страшного, потому что руководствуясь указанными требованиями, педагоги в состоянии сами распределить время. А требования указаны в не меньшем объеме, чем указывались в предыдущих стандартах, сейчас обосную.

Вот я открываю Государственный федеральный стандарт среднего профессионального образования для специальности 0201 Правоведение, по которому, собственно, сама работала. Не думаю, что эти документы по форме отличаются для школ и техникумов. Структура у него другая. Есть блоки «Выпускник должен знать», «Выпускник должен уметь», а также блок с перечислением тем.
Копирую то, что касается предмета математика:
выпускник должен

знать:
? основные понятия аналитической геометрии и линейной алгебры, виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;

уметь:
? решать системы уравнений с несколькими переменными, моделировать и решать несложные задачи линейного программирования;

Математика:
элементы линейной алгебры: матрицы, операции над ними, определители матриц, их вычисление, обратная матрица, решение систем линейных уравнений матричным и другими методами;
линейное программирование: понятие и сущность линейного программирования, моделирование задач линейного программирования, решение простейших задач линейного программирования

Теперь смотрим, что по этому поводу в обсуждаемом стандарте.
Математика и информатика (интегрированный
(общеобразовательный) уровень):
1) сформированность представлений о математике как о части
мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о
способах описания на математическом языке явлений реального мира, о
возможности аксиоматического построения математических теорий; наличие
представлений о математических понятиях, входящих в фундаментальное
ядро школьного образования, как о важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания; знание основных для данного курса теорем, формул, алгоритмов
решения и умение их применять; умение доказывать теоремы из заданного
для данного курса перечня, проводить доказательные рассуждения при
решении задач;
3) сформированность умений выполнять точные и приближ.нные
вычисления с действительными числами, с радикалами, степенями,
логарифмами и тригонометрическими функциями, сочетая устные и
письменные формы работы, проводить прикидку и оценку результатов
вычислений, применять изученные формулы для преобразования
выражений, включающих радикалы, степени, логарифмы и
тригонометрические функции, использовать готовые компьютерные
программы в процессе решения вычислительных задач из различных
разделов курса;

4) владение стандартными при.мами решения алгебраических
уравнений и неравенств, простейших логарифмических, показательных и
тригонометрических уравнений; умение использовать идею координат на
плоскости для графической интерпретации алгебраических объектов
(уравнений, неравенств, систем с двумя переменными), использовать
готовые компьютерные программы для иллюстрации решений уравнений и
неравенств;
5) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих
вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном
мире; умение использовать основные статистические характеристики при
исследовании данных и принятии решений в простейших практических
ситуациях, умение находить и оценивать вероятности наступления событий в
простейших практических ситуациях;
6) сформированность представлений об основных идеях и методах
математического анализа, об основных понятиях математического анализа (о
геометрическом и физическом смысле производной, интеграле как площади
под графиком функции, первообразной как способе нахождения пути по
скорости) и основных видах математических зависимостей . линейной,
пропорциональной и обратной пропорциональной, логарифмической,
показательной, тригонометрических (синус, косинус и тангенс) и их
отличительных свойствах; умение распознавать вид зависимости по графику
и по описанию, строить эскизы графиков зависимостей, заданных в
табличной форме или формулой, характеризовать поведение функций
заданных графически, в том числе возрастание, убывание, ограниченность,
периодичность, наличие локальных максимумов и минимумов;
7) владение знаниями о плоских и пространственных геометрических
фигурах, их основных свойствах; умения распознавать на чертежах и
моделях геометрические и пространственные фигуры, соотносить
трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, строить
простейшие сечения многогранников и тел вращения, использовать
планиметрические сведения для описания и исследования пространственных
форм;
8) сформированность умений применять изученные свойства
пространственных тел и формулы для вычисления линейных элементов и
углов (плоских и двугранных) в пространственных конфигурациях,
вычислять объ.мы и площади поверхностей пространственных тел,
применять изученные свойства стереометрических тел и формулы для
решения практических задач;
9) умение использовать готовые компьютерные программы для
построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в
пространстве, использовать программы, позволяющие проводить
эксперименты и наблюдения динамически (в движении);
10) умение записывать различные виды информации на естественном,
формализованном и формальном языках, преобразовывать одну форму
записи информации в другую, выбирать язык представления информации в
соответствии с поставленной целью;
11) умение использовать основные методы и средства информатики:
моделирование, формализацию и структурирование информации,
компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений
и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции;
12) умение безопаcной работы на компьютере, в Интернете и сети
школы, включая умения работать с антивирусными программами и
тестировать объекты компьютера на наличие компьютерных угроз,
соблюдение основных требований законодательства Российской Федерации в
области обеспечения информационной безопасности и лицензионной
политики использования программного обеспечения и базовых правил
обеспечения информационной безопасности на компьютере.

Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия (базовый
уровень):
1) сформированность представлений о математике как части мировой
культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах
описания на математическом языке явлений реального мира;
2) понимание возможности аксиоматического построения
математических теорий; сформированность представлений о
математических понятиях как о важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение
их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными при.мами решения рациональных и
иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений
и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в
том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и
неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и
методах математического анализа, о геометрическом и физическом смысле
производной, интеграле, функции, первообразной; наличие представлений об
основных элементарных функциях, умение строить эскизы графиков
зависимостей;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных
геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения
распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические
фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул
для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях,
имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в
реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
умение использовать основные статистические характеристики при
исследовании данных и принятии решений в практических ситуациях, в том
числе с использованием вычислительной техники, находить и оценивать
вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях,
находить основные характеристики случайных величин.
Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия (профильный
уровень) – требования к предметным результатам освоения курса математики
на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения
курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли аксиоматики в проведении
дедуктивных рассуждений, необходимости доказательств при обосновании
математических утверждений;
2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам
курса математики; знание основных теорем, формул и умение их применять;
умение доказывать теоремы, находить нестандартные способы решения
задач;
3) владение умением выполнять различные преобразования
выражений, включающих комплексные числа, радикалы, степени,
логарифмы и тригонометрические функции;
4) владение умениями решать различные алгебраические и
тригонометрические уравнения и неравенства, в том числе с параметрами, их
системы; моделировать реальные ситуации, исследовать построенные
модели, интерпретировать полученный результат;
5) сформированность представлений об основных понятиях
математического анализа и их свойствах; владение умением характеризовать
поведение функций, используя при необходимости аппарат математического
анализа; использование полученных знаний для описания и анализа
реальных зависимостей;
6) сформированность систематических знаний о плоских и
пространственных фигурах и их свойствах; наличие развитых
пространственных представлений: владение умениями изображать
конфигурации пространственных фигур, решать геометрические задачи на
построение, доказательство, вычисление, применяя различные методы;
7) владение умениями составлять вероятностные модели по условию
задачи и вычисление вероятности наступления событий, в том числе с
применением формул комбинаторики и основных теорем теории
вероятностей; наличие представлений о распределениях вероятностей
случайных величин; умение исследовать случайные величины по их
распределению.

Мы видим, что, то, что было распределено по разделам в стандартах предыдущего поколения, теперь собрано в одном разделе. Но степень подробности не меньшая и не большая.
Дальше уже сам педагог разрабатывает свою учебную программу, где сам расписывает более подробно. Рабочая программа одобряется на месте. Так есть сейчас, так, видимо, и останется.
Хочу еще заметить, что данная градация математик здорово соответствуют уровням А, B и C ЕГЭ. Который, кстати, тоже весьма внятно задает перечень умений для выпускников и публикуется ежегодно.

И еще, для меня совершенно очевидно, кто ко мне, педагогу и читателю относится более уважительно. Привалов и ко – с их байками и оболваниванием или разработчики Стандарта и даже Единоросы, которые этот стандарт и дискуссии вокруг него опубликовали. Думаю, также понятно, кто лично мне симпатичнее и вызывает больше доверия.

Поясню, что привела стандарт по СПО не для конкретного сравнения пунктов, а для того, чтобы показать, что никто и раньше не расписывал подробнее перечень знаний и умений.
Документ, имхо, написан достаточно внятно. Хотя и читать его непедагогам (да и педагогам тоже - трудно)

gouriev
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания; знание основных для данного курса теорем, формул, алгоритмов
решения и умение их применять; умение доказывать теоремы из заданного
для данного курса перечня, проводить доказательные рассуждения при
решении задач;

Сидю и думаю, каких именно...
Треугольник входит в программу? Теорема Пифагора? Теорема косинусов? Аксиома параллельных?
Похоже, именно геометрии не повезло. Про алгебру и
тригонометрические функции можно вычитать...

Программа спец. 0201 по математике гораздо яснее.
(Она, правда, и меньше). 2 раздела, явно перечислены
знания и навыки по каждому.

---
Вот еще интересная инфа
http://www.gazeta.ru/education/2010/06/02_e_3379498.shtml
и ее критическое обсуждение в журнале fat_crocodile
http://fat-crocodile.livejournal.com/132639.html
(все эти ссылки уже были выше, но я хочу обратить именно твое внимание)

bigbelka
По ссылкам ходила, совершенно согласна с fat_crocodile. Еще могу сказать, что старое всегда сопротивляется новому. Видимо, потому что для освоения и преобразования нового надо затратить усилия. Особенно же меня порадовал тезис о не объявленных ответственностях в стандарте. Насколько я что-либо понимаю, для этого существуют другие нормативные документы.
По твоему вопросу - а ты себе можешь представить владение основными теоремами без теоремы Пифагора. А еще нам русским по белому сказано, что подробные расшифровки по предметам готовятся. Время еще есть и паниковать преждевременно.

Однако, не считаю "Россию в Мире" чем-то таким необразовательным. Сильно зависит от того, что в нее заложат при более подробном описании.
Кроме того, считаю, что количество уроков физкультуры в школе надо и в самом деле увеличивать, потому что очень умный и образованный человек с развалившейся в 30 лет спиной - тоже плохо.
Да и хорошие знания техники безопасности и методов оказания первой помощи могут спасти кому-то жизнь. Кстати, БЖД вроде как и всегда в обязательных предметах был...
В общем, мое мнение вполне сформировано и, по-моему, внятно обоснованно. Пожалуй, на этом я обсуждения для себя закрываю до обнародования дополнительных документов по стандарту.

marina_fr
БЖД появилась в обязательных предметах сравнительно недавно, как замена гражданской обороны и в значительной степени для того, чтобы занять до этого её преподававших. Часть курса при этом выпала и полезные знания размазались тонким слоем на довольно большие часы. Знания методов оказания первой помощи полезны, но для реального усвоения нужны пособия и муляжи, их нет. Куда полезнее было бы проходить подобный курс в специализированном центре, сейчас в большинстве школ над ОБЖ школьники смеются, хотя есть и хороший опыт.
Физкультура нужна другая, не физкультура достижений во всяком случае, хотя тут я насчёт объёма спорить не буду. Иначе у человека не спина в 30 лет развалится, а организм и психика в 14 - при половом созревании очень непредсказуемо влияние нагрузок, которых нельзя избежать, да и с выставлением собственного тела напоказ проблемы. Если только не исходить из того, что 30% сломаются, а 70 будут готовы к труду и обороне.
Требования к усвоившим курс истории, по-моему, предполагают готового политработника. Во всяком случае, человек, который стремится пропагандировать и отражать, не узнав людей и жизни, называется, по-моему, словоблудом. Надо бы формулировать эти требования реалистичней.

Просто требования настолько серьёзны, что нелегко будет найти выпускника исторического ВУЗа, который бы им полностью удовлетворял.

Ещё одно замечание - а почему учить всему этому должна только история России? Ведь упомянутые навыки (в разумном объёме) могут быть приобретены ещё и знакомством с историей других стран, пониманием того, что она тоже трагична и непроста. Куда у нас почти всегда выпадает история ВКЛ, где тоже жили восточные славяне? Где славяне остальные? Как рассказывать о многонациональности России, если нет истории сопредельных государств, той же Средней Азии?
Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments