Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Современное нострадамоведение

<<<В современном «нострадамоведении» большинство сходится на том, что автор «Центурий» имел не только уникальный дар интуитивного предчувствия рубежных событий человечества, но и метод систематизации исторических фактов, основанный на теории циклического повторения событий. Если сделать поправку на глобальный масштаб и понимание относительности времени, в целом, предсказания Нострадамуса носят рациональный характер. Он берет за основу условный период культуры в 12 000 лет, усматривая его начало в мифической Атлантиде, когда, по мнению современников, Землю посетила комета Тифона>>>
Л.Г. Александров http://www.lib.csu.ru/vch/1/2005_01/001.pdf
Астрология и космические циклы западноевропейской истории: опыт культурологического моделирования эпохи Возрождения

Тако же и моделирование, всё всерьёз, с независимой проверкой - что может быть лучше Плутона и Нептуна:

<<<Наконец, мы предполагаем апробировать, в частности, на материале эпохи европейского Возрождения современный астрологический метод моделирования истории культуры меньшего масштаба. Классики циклизма образно называют эту эпоху «летом цивилизации», «осенью средневековья». Мы в качестве рабочего инструмента возьмем периоды обращения неизвестных до XIX в. дальних планет – Нептуна и Плутона, – которые современные астрологи называют «планетами поколений» и используют для измерения социальной и духовной динамики общества. Движение дальних планет по условной, но для астрологов универсальной, шкале зодиака как бы социализирует те или иные «свойства» каждого календарного типа. Наиболее удаленная планета Плутон имеет наибольшие шансы стать «инструментом» прочтения социальной истории любой эпохи. Ее цикл – 249,7 лет, что позволяет охватывать достаточно масштабные периоды общества и государства, этот цикл и сам может быть единицей измерения более крупных периодов «парада планет» (около 500 лет) и прецессии (около 24 000 лет). Период
Нептуна (164,8 лет) удобен в качестве дополнения к выбранной ретроспективной модели, по нему часто отслеживают эпохи искусств и этапы религиозной жизни отдельных территорий.

Способ исследования космических и исторических соответствий / несоответствий весьма прост: это прямая экстраполяция астрономических данных на реальных исторических персонажей. Гипотеза в следующем: попадая в тот или иной зодиакальный знак условного календаря, «социальная» планета должна активизировать качества и типические характеристики людей, «под ним» родившихся. Ожидается эффект взлета и расцвета того или иного деятеля культуры, становящегося символом «своей» исторической эпохи. Проблема роли личности в истории здесь понимается оригинально, хотя и нeсколько примитивно. Получается, что космическая «судьба» делает историю, а человек лишь выполняет при этом определенную социальную миссию. Это несколько напоминает ту самую концепцию Фортуны, чье «колесо» в средневековых космологических описаниях часто отождествлялось с поясом зодиака.

Для общего обзора персонифицированного зодиака было выбрано 220 календарных дат рождения известных исторических персоналий из доступных энциклопедических источников. Выборка осуществлялась по двум критериям. Во-первых...

...Выбранные космические рамки эпохи европейского Возрождения охватывают две «столетние войны»: первую – между англичанами и французами за прибрежные территории (1337–1453); вторую – дунайской монархии Габсбургов против Оттоманской империи (1433–1526). Судьба Австро-Венгрии как «третьего форпоста» Европы, по мнению А. Тойнби, имеет большой смысловой вес в европейской истории, а кроме того, она аналогична судьбе «второго форпоста» – Польско-Литовского государства. В промежутках между кровопролитиями консолидировались и самоопределялись государства Европы. Духовная атмосфера эпохи ознаменована возрождением античных культурных ценностей и сменой мировоззренческих доминант. По нашей культурологической гипотезе, все эти процессы укладываются в 12 смысловых этапов, которые мы назовем «этапами судьбы» типов зодиакального календаря, рассматривая их в порядке от Овна до Рыб.

Эпоха судьбы Овна, например, попадает на жизнь предводителя лоллардов Джона Уиклиффа, архитектора Леона-Баттисты Альберти и народной героини Жанны д’Арк, каждый из них, по-своему, был «экспериментатором» и идейным вдохновителем своего времени. В эпоху Тельца родились инициаторы крестьянских движений Уильям Ленгленд и Ян Гус, а также скульптор Донателло. Астрологи считают типическими характеристиками этого знака здравомыслие и умение реализовать идею в пластической форме, а теорию – в конкретной практике. Последний «весенний» знак Близнецов, считающийся астрологами одним из самых «интеллектуальных», совпал с годами жизни представителей немецкой рациональной культуры – Гутенберга, Николая Кузанского и
Региомонтана.

...В середине выбранного исторического периода быстро движущийся Нептун, соединяясь в Плутоном, как бы «обгоняет» его в зодиаке. Теперь он идет впереди, производя «расширение» периодизации знака. Говоря языком астрологии, социальнодуховная атмосфера не определяется политической ситуацией, а, напротив, идеи рождаются быстрее, чем общество успевает их освоить. Момент утопического прожектерства, да и сам феномен Реформации, оказывается, таким образом, «космически закономерным» для XV–XVI вв.

«Осень» выбранного условного календаря начинается знаком Весов. На противофазе цикла возрожденное классическое античное искусство постепенно уступает место изящному и изощренному маньеризму. Новые формы в живописи ищут Якобо Тинторетто и Ганс Гольбейн Младший. Принцип политического и культурного «маневрирования», характерный для Весов, по-разному выразили философ Марсилио Фичино, дипломат Конрад Пейтингер, астроном Джеронимо Кардано, мореплаватель Христофор Колумб. Ричард III, последний Йорк, уступивший корону Тюдорам, классически прославился своими человеческими слабостями в известной трагедии Шекспира. Вера в науку, характерная для раннего Возрождения, меняется на принцип сомнения и научный
критицизм. В «эпоху судьбы» Скорпиона происходит естественная смена акцентов веры и знания. Нивелирование стереотипов сознания в поисках вечной тайны жизни – закон этого типа. Под знаком родились Эразм Роттердамский, Теофраст Парацельс, Мартин Лютер, а также Карл Смелый и герцог Альба, Бенвенуто Челлини, Ганс Сакс, Франсуа Рабле и Фрэнсис Дрейк. Среди «Скорпионов» доминирует «стойкий», нордический тип. В «свою» эпоху Стрельца попали Мария Стюарт, архитектор А. Палладио и астроном Т. Браге, композитор Дж. Палестрина и драматург Ф. Лопе де Вега, историк В. Пиркхеймер и папа Лев X, а также религиозно индифферентный католик Генрих Наваррский и его главный министр-кальвинист Максимильен Сюлли.

Под систематичным и организованным знаком Козерога, открывающим «зимний сезон» исторического календаря, родились швейцарский реформатор У. Цвингли и голландская наместница Маргарита Австрийская, а также Дж. Фракасторо, М. Нострадамус, Л. Камоэнс, Ф. Суарес, И. Кеплер и П. Гассенди, автор монументальной «Системы философии». Эпоха двух последних знаков зодиака совпадает со временем, когда сходят со сцены представители первого поколения религиозного конфликта и образуются новые борющиеся лагеря – кальвинисты и иезуиты. По завершении гугенотских войн конфликтующие стороны переходят к методам «тайной войны». Тип Водолея этого периода – это мечтатель и мыслитель, преданный идее: Н. Коперник, Т. Мор, Ф. Меланхтон, Ф. Бэкон, Г. Галилей, К. Марло, Х. Рибейра, папа Павел III и вождь гугенотов Г. Колиньи, убитый Варфоломеевской ночью. На ее рубеж приходится максимум трансформации цикла, сопровождающейся фактором противостояния календарного знака Девы и «эпохального» знака Рыбы.

Завершающая цикл эпоха судьбы Рыб совпала с годами жизни представителей габсбургской династии Карла V и Фердинанда I, при которых был заключен Аугсбургский договор 1555 г., положивший начало полувеку относительного мира в Германии. Это также время Марии Тюдор, воссоздавшей государственные комиссии, призванные решать вопросы высшей политической справедливости. Под этим знаком также родились Микеланджело и Рафаэль, педагоги-гуманисты Х. Вивес и М. Монтень, а также Э. Чербери, Т. Тассо, Сирано де Бержерак. Закончилось морское противостояние Испании и Англии, закончились территориальные конфликты европейцев и турков. Следующий 250-летний космический цикл совпадает с эпохой Нового Времени, и начинают его иные символические «весенние» фигуры исторического календаря – У. Гарвей, Р. Декарт, Г. Гроций, Т. Гоббс, А. Ван-Дейк, Я. Беме, У. Шекспир, К. Монтеверди – закладывающие культурные основы эпохи Просвещения.>>>

Несколько слов о результататх проверки:

<<<В беглом обзоре исторических персонажей была выявлена одна «космическая» закономерность. Практически ни одна известная фигура, рожденная под знаком Льва, не выпала из своей «эпохи судьбы». Астрологи говорят: Плутон кульминирует во Льве, т.е. имеет максимальную силу. Его «эпоха» – это создание условий для реализации сильных личностей, коими Львы и являются. Противоположный знак Водолея (Плутон в нем «слаб») часто не стремится к власти, действует «от противного». Это активные фрондеры и оппозиционеры. Представители зодиакального типа Водолея в исследуемый период «выпадали» из своей эпохи больше остальных знаков. В целом же, по статистике, несоответствий эпохе принципиально меньше, чем «попаданий». И, кроме банальной фразы «не вовремя родился», есть ряд причин, объясняющих исключения из данной модели космической истории.

Во-первых, из общей выборки выпадают малозначительные представители царствующих династий. Это – добрая половина всех «исключений». Имея почти всегда личных астрологов, фиксировавших точное время рождения, они не всегда могли соответствовать символу и духу эпохи, но оставались в анналах как единственно возможные «по праву рождения». Диссонанс правителя и социальных тенденций эпохи мог влиять на военные и политические коллизии современности. Богата на таких «невезучих» королей Англия второй половины XV – XVI вв., немногим меньше «проблемных» правителей было и у Валуа. Гражданские и территориальные войны, измены и предательства – все это в полной мере характеризует периоды правления Карла VII, Людовика XII и Франциска I. Не попали в «свою» эпоху немецкие властители Фридрих III, Максимилиан I и Фердинанд III. Среди известных идейных шовинистов, ретировавших современников как по национальному, так и по конфессиональному признаку, – папы Пий II, Павел IV и Климент VIII, И. Лойола, Ж. Кальвин и Филипп II.

Во-вторых, среди «выпавших» довольно много малоизвестных, «средних» фигур, чьи имена сегодня знают лишь историки-специалисты. Они, как правило, жили «старым временем», культивировали традиционные ценности. Это, например, И. Жерсон, К. Цельтис, Авентин, А. Цезальпиний, А. Боденштейн (более известный как Карлштадт), Дж. А. Борелли, Я. Гевелий, А. Гейлинкс и др. В этом же ряду персонажей малолетний английский монарх Эдуард VI или правители малых территорий – например, Лоренцо Великолепный, Мария Бургундская или Фердинанд Арагонский.

Наконец, можно предположить и третью причину. Некоторые выдающиеся деятели культуры Возрождения, живя в «противофазе» цикла, как бы опережали «свою» эпоху, и лишь потом их идеи становились основой каких-то социальных течений. Как правило, это люди с трудной и трагической судьбой. Некоторые из них пытались уйти от реальной действительности в свой внутренний мир, некоторые конфликтовали с эпохой и обществом, страдая от взаимного непонимания. Так было с Франсуа Вийоном, Сандро Боттичелли, Иоганном Рейхлиным, Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером, Пьером Ронсаром, Мигелем Сервантесом, Джордано Бруно.>>>

И заключение работы:

<<<Данный тип историко-культурного моделирования представляется достаточно интересным, хотя и не самым универсальным. Модель всегда беднее оригинала, тем более если «материалом» является многообразный исторический процесс. Однако «космическая» модель вполне перспективна для всех исторических исследований, которые касаются циклических компонентов общественного развития.>>>
Tags: books2, culture, history5
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments