Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Бегство из сёл в университеты

http://strf.livejournal.com/43653.html
<<<Большинство сельских школьников России хотят учиться в вузах, но не знают – на кого

Для изучения авторы выбрали три региона: один в непосредственной близости от мегаполиса (Московская область, Коломенский район), второй – с ярко выраженной этнокультурной спецификой (Республика Саха – 94 процента опрошенных говорят дома на якутском языке) и третий – с развитым аграрным сектором экономики (Алтайский край). На последнем этапе к исследованию присоединилась Ульяновская область.

В каждом населённом пункте социологи провели опрос всех учащихся 9–11 классов и их родителей. В общей сложности в нём приняли участие 2166 человек.

На вопрос, что ребята планируют делать после окончания школы, большинство опрошенных (свыше 80 процентов) из всех регионов ответили, что продолжат обучение либо в колледжах и техникумах, либо в вузах. Интересно, что на высшие учебные заведения больше всего ориентированы жители Республики Саха (81 процент). В остальных регионах такие же устремления разделяют от 61 до 67 процентов учеников.

Хотя многие выпускники сельских школ мечтают стать студентами вузов, о своей будущей профессии у них смутные представления.

«В рейтинге профессий самыми популярными оказались врачи и учителя»

Ещё один интересный вывод: профессиональные ожидания сельских школьников никак не зависят от карьерных достижений их родителей. Порой их притязания значительно выше. В этом плане очень показательна диаграмма, демонстрирующая зависимость стремлений учеников и уровня образования их родителей. Например, в семьях Алтайского края, где ни один из родителей не имеет высшего образования, 63 процента детей хотели бы учиться в вузах. Число жаждущих получить образование значительно увеличивается, если хотя бы один и тем более оба взрослых окончили высшие учебные заведения, – до 75-ти и 95-ти процентов учеников соответственно.

Авторы проекта также установили, что сдерживает миграционные мотивы учеников и что на них никак не влияет. Среди сдерживающих факторов – наличие у родителей собственного бизнеса, приверженность семейным традициям, невысокая успеваемость в школе и пол ребёнка (в своей деревне хотят остаться в основном молодые люди, которые плохо учились в школе).

Для всех регионов на выбор миграционной и образовательной стратегии школьников не оказывают влияния: численность семьи, количество братьев и сестёр, национальность, укоренённость семьи на селе, обеспеченность жильём, наличие у родителей властных ресурсов и социального капитала, а также их религиозность и субъективные представления о наличии работы на селе.«На наших глазах сейчас происходят серьёзные изменения миграционной модели, – резюмировала Татьяна Абанкина. – Наблюдается тенденция, которую мы условно назвали социальным парашютом. Ориентация сельских школьников на переезд в города – не новость для нашей страны, хотя масштаб её всегда недооценивался. Но теперь мы наблюдаем, что миграция меняет характер и направленность. Уезжая из деревень, ученики намерены найти себе занятие не среди низкоквалифицированных кадров – они хотят поступить в вуз, получить хорошее образование и в дальнейшем найти хорошую работу, стать белыми воротничками. В результате институт образования начинает играть важную роль – становится эффективным механизмом адаптации учеников к городу».

«Проект продемонстрировал тенденцию “обезвоживания” села. Мозги оттуда утекают более интенсивно, чем раньше. С введением ЕГЭ и увеличением количества вузов (и их филиалов) эта тенденция приобретает катастрофический характер. Понятно, что Ломоносов уйдёт в Москву, но, когда все Ломоносовы соберутся там, село останется без головы».

«Мы понимаем, что есть вузы, которые дают дипломы, и есть вузы, которые дают образование. Думаю, многие сельские школьники чаще попадают в вузы первой группы. В результате они получают дипломы, не обеспеченные знаниями и не позволяющие найти работу. Всё это может привести к серьёзным социальным последствиям, к акциям вроде той, которая была на Манежной площади».
http://www.strf.ru/Attachment.aspx?Id=25329
Tags: education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments