Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

пропознание

Две формы познания выделяют обычно: назовем их аналоговой и цифровой. Сейчас более принято говорить о цифровой форме: точные определения, термины, критерии, проверки гипотез и т.п. Описывать сложнейший этот механизм в подробностях нет причины, всё уже достаточно известно. Чуть затенены коррелирующие с методом вопросы, сопровождающие незримым строем во множестве формулировок этот метод. Вопрос о непостижимой эффективности математики, вопрос о том, каким же образом находится истина - перебор вариантов явно бессмыслен, но она находится. Ответы вынесены за границы метода - он о себе ничего не хочет знать, и это для него принципиально. Механизмы творчества убраны в психологическую часть ненауки, в методе идет отсылка к декартвой интуиции - вот каким-то образом интуиция истины дана, за кончик зацепились - а дальше работает точная механика и понятно.

Аналоговый способ совершенно иной. Цифровой говорит о море лжи и бессмыслицы, в котором мы находим правду - точнее, устраивающий нас в качестве правды вариант лжи, который в практических целях имеет смысл называть правдой и который может быть приближен к правде настолько близко, насколько этого потребуют всё те же спасительные практические цели.

Аналоговый скорее использует метафору бинокля. Когда мы приставляем к глазам ненастроенный бинокль, то с самого начала нечто видим, и это не ложь. Мы можем сделать неверные выводы из увиденного в ненастроенный бинокль, но сама картина правдива, хоть и искажена. У нас есть способ настроить бинокль и отчетливо увидеть то самое, что сначала мы видели неясно. Вопроса о том, как же мы сквозь море лжи добиваемся до истины - нет, мы от истины никуда не девались и видим ее с самого начала, и лишь подстраиваем бинокль, чтобы видеть всё лучше.

Каждое средство познания - а их много - это свои рычажки подстройки бинокля, у которого очень много линз и много управляющих элементов. Даже такие душевные качества, как смелость или гордость - и то являются элементами познания, элементами настройки бинокля, и можно познавать мир качеством смелости, или качеством свободы, или качеством красоты. Рациональное познание - один из параметров настройки этого бинокля, очень важный и хороший параметр, и приводит ко лжи, только если считать его единственным и каким-то особенно важным, делающим другие неважными. Именно потому научное познание очень часто говорит дело, когда говорит о том, что видит, и обычно очень лажается, когда говорит о себе - о науке, о способе познания, о человеке - о способах настройки бинокля.
Tags: philosophy3, science4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments