Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Неформальные движения

Читая книгу М. Кордонского и Кожаринова "Очерки неформальной социотехники" http://dedovkgu.narod.ru/bib/kordkozh.htm, осознал, наконец, что блоггеры - неформальное движение и в этом смысле "то же самое", что КСП и диссиденты, ролевики и физкультурники, шахматисты и тимуровцы, хиппи и экологи. То есть эта штука поживет лет 10-15-25 максимум и музеефицируется, сначала упорные участники движения, не хотящие его покидать, постареют и движение станет маркой определенного возраста (а, это те старички из КСП...), а потом уйдет в область воспоминаний и стариковских чудачеств. Однако чуть не каждое такое движение имело очень серьезные следствия - или могло иметь - в общей социальной жизни. Тут ведь не только диссиденты, но и нацболы, и игроки ОДИ и пр. О многих вещах я не догадывался, что это - неформальные движения. Например, я с изумлением смотрел на детей своих знакомых. Дети одного поколения, как и их папы когда-то, увлекались компьютерами - ну, все эти истории, 14 лет, а уже. Сами пишут программы, разбираются в деталях, собирают, модифицируют. а потом пошли дети, которые в соответствующем возрасте не более чем пользователи и игроки. Я удивлялся - что за поглупение? или что? А всё иначе: это было неформальное движение, как любое, имеет активную фазу, пара поколений в нем смесились вместе, компьютерщики, а потом сошло - теперь этим компьютерщикам от 45 до 25, что-то так, а новые-молодые вовсе не компьютерщики. У них другие движения. И еще более новых ждут другие увлечения, будут они не экологами и диссидентами, или не ролевиками или любителями фантастики, не радиолюбителями или скаутами, а еще кем-то. Кстати - да, конечно, движения совсем разные, байкеры и диссиденты, КСП и парашютный спорт 30-х - это очень разные вещи. По-разному к режиму, к культуре и пр. Они одинаковые только по динамике и по этой самой маргинализации, по которой они - меньшинства, у них судьба меньшинств, а сами они очень разные. Да, и потому мне стали яснее эти периодические вскрики, что ЖЖ умирает. Большинство - не знаю, осознает ли (я не осознавал), но чувствует, что это - очень временное явление. Само общение в сети - это техническая возможность, а вот некая тусовка с правилами неформальными, со своими культовыми фигурами, словечками, историей, типами поведения - все это только в рамках этого данного движения, которое надоест и кончится, по закону возраста. Но не обязательно так скоро - возраст долгожителей лет по 25, так что у ЖЖ может быть еще длинная полноценная жизнь, если захочется. Там, кстати, описаны и стадии формирования малых групп. Оно же - стадии развития фирмы, малой организации. Кто выделяет четыре, кто семь, дело такое. Пик активности - примерно на четвертый год. Интересно там о заряде еретичности. Понятно, что маргиналы подпитываются энергией от величины разрыва с тем, что признано правильным и благопристойным. И такое движение, конечно, всё время играет с этой величиной отрыва, стремится стать порядочным и в то же время энергию не растерять. Движение живет примерно время поколения. А отдельная его ячейка, которую в этой книге называют клубом - примерно 3-5 лет. Чему-то это интуитивно соответствует. Конечно, авторы избрали феноменологическую позицию - для них все в одну цену, они принципиально не классифицируют. Им нравится выделять стадии, но не нравится - морфы, хотя сходство файтеров у ролевиков и БСБ (борьба с браконьерами) у экологов довольно очевидна. Если попытаться классифицировать, общность распадется на глазах. Одни движения невинны, другие прямо противозаконны и опасны (диссиденты, нацболы и пр.), одни делают в обществе нечто заметное - вредное или полезное, другие нарочито бесполезны, одни занимают очень большую часть жизни участников, другие - не более чем временное хобби. Но это уже другой взгляд, авторам интересно просто пройтись по феноменам. И в области их наибольшего интереса - выделение однотипных периодов жизни оранизации-клубы - они, на мой взгляд, похуже, чем то, что сделал Ливехуд.
Tags: books6, livejournal2, sociology7
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments