Иванов-Петров ([info]ivanov_petrov) wrote,

Святые горы


Богатырь Илья Муромец, пребывая в некоторых географически неопределенных краях, встречает богатыря-великана Святогора. Илья либо случайно пересекается с ним, когда тот движется по направлению к Святым горам, либо сам прибывает на Святые горы, где таинственный великан только и может находиться, поскольку, согласно указаниям былины, «не носила его мать сыра земля» (Гильф. № 1). Нередко знакомство начинается с того, что Илья наносит спящему в седле Святогору несколько ударов, но тот не реагирует на них и даже не просыпается. При этом Святогор незаметно для себя хватает Илью и бросает в карман (за пазуху). По прибытии на Святые горы великан просыпается и замечает Илью. Богатыри решают побрататься (меняются крестиками) и далее вместе путешествуют по горам. Некоторые варианты упоминают о передаче Святогором Илье своих знаний и богатырских навыков. Вскоре побратимы замечают стоящий среди гор раскрытый гроб (вар.: мастеров, которые изготавливают гроб) и решают его примерить. Илье гроб оказывается непомерно велик, но Святогору как раз впору; ему так удобно в гробу, что он просит Илью накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку и освободить Святогора, однако, не удается. Попытки Ильи Муромца разбить крышку приводят к тому, что на нее наскакивают железные (медные) обручи, которые окончательно запирают Святогора. Последний понимает, что его судьба – умереть в этом гробу. Он завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы через посредство последнего издыхания или же пены (пота), которая будет выходить из него в момент умирания. Иногда
Илья впитывает в себя эту силу, иногда же отказывается от нее, понимая, что сила умирающего великана может оказаться для него губительной.


С. В. Конча БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО ЭПОСА
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf



...На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. При подобном подходе остается, однако, совершенно непонятным, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Робкая попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества

...Против мнения о «старшинстве» Святогора, т. е. о некой особой («мифологической») древности предания о нем, убедительно выступил В. Г. Смолицкий. Он подчеркивает тот хорошо известный факт, что нет других былин, где бы описывались качества Святогора, кроме былины о встрече с ним Ильи. Ознакомление со Святогором происходит как бы через посредство Ильи Муромца, через сравнение с его силой, его размерами, его нравом, его происхождением и статусом, т. е. с качествами, известными из других былин. Будь образ Святогора более древним, чем образ Ильи, мы наверняка имели бы обратное соотношение и, скорее всего, имели бы отголоски представлений и преданий о нем в других былинах. Следовательно, не «старший» богатырь Святогор, а «младший». Возникновению этого образа обязательно должна была предшествовать слава образа «его крестового брата Ильи Муромца».

...Непонятной выглядит и ситуация с «этнической», если можно так сказать, соотнесенностью Святогора. «Предивный богатырь» как будто противопоставлен Руси (понимаемой в былинах не просто как страна, но и как средоточие мирового добра и правды). «Не ездил он по Святой Руси», – констатирует былина (Гильф. № 1). Когда Илья при встрече ударяет Святогора, тот произносит: «Ох, больно руськи мухи кусаются» (БПК. № 4). Однако факт того, что Илья легко вступает в приятельские отношения со Святогором, становится его побратимом и даже (в некоторых вариантах) обменивается с ним крестами, указывает на то, что Святогор мыслился скорее «своим» и положительным персонажем, чем чужим, «злым» и потенциально враждебным (отметим, что былинные русские богатыри, как правило, не приятельствуют с нерусскими).

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми.

...Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой.

...Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке.

...Размеры гробниц колеблются примерно от 2 x 1 x 0,5 м до 5,5 x 5 x 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

...Неоднократно отмечалось наличие в языческих по общему характеру камерных погребениях отдельных христианских черт, к которым можем отнести упомянутые уже свечи, а также крестики-подвески. В Гнёздово, в частности, обнаружен крестик при воинском погребении с конем, датируемом 70-ми годами Х в. Последнее можем сопоставить с отмеченным многими вариантами былины наличием креста у «чудовища» Святогора.

...От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.
1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.
2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.
3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.
4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.
5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.
Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

...Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

...Упомянутому былиной «рукопожатию» между отцом Святогора и Ильей Муромцем сопутствует немалый фольклорный материал. Как помним, Илья протягивает старику булаву или кусок раскаленного железа, который тот принимает за руку богатыря. Подобный мотив встречается в сказках и легендах, в частности, именно так здоровается с посетителями пребывающий в подземелье замка Кронборг (и мыслящийся давно умершим) Хольгер Датчанин. По-видимому, подобное «опосредствованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера, позволяющего установить связь с обитателем потустороннего мира и в то же время предохранить живых от его опасного воздействия.

...В контекст воспроизводимого былиной погребального ритуала вполне органично вписывается и мотив «неверной жены» Святогора. Особенности ее поведения, «измена» мужу с Ильей, внезапная смерть находят свое объяснение при сравнении фрагментов соответствующих вариантов былины с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана, где значительное внимание уделено обряду посмертной свадьбы и умерщвления молодой девушки, пожелавшей стать подругой умершего в загробном мире

...Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего.

...Но существуют также варианты (прозаические пересказы) этого сюжета, где Илья действительно умирает возле гробницы Святогора:
Илья Муромец... стал к коню подходить, взялся за седло, взял ногу в стремя – тут Илья и конь оба околели. Тут и кончились они – Илья и Святогор (Сидельников. № 40).
Тогда распростился Ильюшенька с Егором-Златогором, не м ножко отъехал и окаменел на коне – ходу не стало. Господь ему не попустил. А Егор-Златогор окаменел в гробу
– Ну, наверно это моя смерть, уж коль умер Святогор-богатырь, то наверно и я умру. – И он сошёл с коня, привязал к гробу, зашёл в гроб, крышка закрылась и Илья кончилсе

...Мы подходим, таким образом, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!

...Данный вывод может показаться слишком умозрительным, однако в его пользу можно привести варианты фактически того же сюжета, где Илья Муромец умирает в роковом гробу точно так же, как умирает Святогор. Имя последнего при этом не упоминается. Та роль, которую обычно играет Илья в былине о Святогоре, достается или его не названному по имени «товарищу», или же обычным былинным побратимам Ильи – Алеше и Добрыне, которые поочередно примеряют гроб, пытаются разбить налетающие на него обручи. Хотя варианты, где Илья выступает в роли Святогора, единичны, прочие былинные герои в подобной ситуации не оказываются никогда, что может указывать на неслучайность замены Святогора Ильей.


http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/svyatogor.html







































Tags: books5, myth2

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

[info]rencus

May 29 2011, 04:40:34 UTC 12 months ago Edited:  May 29 2011, 07:12:40 UTC

тут ещё, наверное, поединок с ритуальным предшественником как "богатырская инициация": http://rencus.livejournal.com/296893.html

[info]vladimirpotapov

May 29 2011, 05:23:04 UTC 12 months ago

А бунинское стихотворение знаете? http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2634

[info]sergey_458

May 29 2011, 06:51:40 UTC 12 months ago

Тень отца Гамлета, короче

"...бедный Рюрик, я знал его..."

[info]megakhuimyak

May 29 2011, 07:09:26 UTC 12 months ago

Свтогор - это Мгер Младший - оба могли ходить только по камню :-)
по хронологии кстати совпадает

[info]rencus

May 29 2011, 07:25:02 UTC 12 months ago

сколько понимаю, только по камню или специальному помосту (настилу) ходит тот, кто не может и не должен (в ритале и мифе этого не различают) ходить по земле, как все "нормальные" люди, т.е. носитель скверны или обладатель какой-то исключительной харизмы (в ритуале и мифе этого не различают тоже), отсюда носилки для перемещения священных персон, а также ритуал омовения ног (вытирания обуви) при входе в дом или снятия обуви при входе в храм

[info]megakhuimyak

12 months ago

[info]till_j

11 months ago

[info]rencus

11 months ago

[info]till_j

11 months ago

[info]rencus

11 months ago

[info]till_j

11 months ago

[info]rencus

11 months ago

[info]till_j

11 months ago

[info]rencus

11 months ago

[info]andronic

May 29 2011, 07:34:08 UTC 12 months ago

Не знаю уж, насколько в тему, но я неоднократно читал, как эту историю приплетали к версиям о снежном человека.
Дескать, живет в горах с незапамятных времен, похож на человека, но явно - не человек. Видимо, не особо агрессивен, но связываться с ним - чистое самоубийство, потому как силен невероятно, величиной значительно больше среднего человека.
Ну и, наконец, от людей прячется. Кто его последний видал - может и правду говорит, а може уже и врет. То есть, есть основания считать, что при дедах он еще жил, а нынче уже помер.
Еще, может быть, кто-то кости находил.
Примерно так.

[info]ne_bo

May 29 2011, 08:06:54 UTC 12 months ago

Очень интересно.

[info]jak40

May 29 2011, 08:31:56 UTC 12 months ago

Когда-то чтение мифов напрочь выбивало меня из всего.
Теперь как-то так получилось, что много лет они меня избегают :)
Но каждая вот такая встреча напоминает, что в них больше, чем литература, и даже больше, чем просто история. Сверх-интересно! Спасибо!!

[info]platonicus

May 29 2011, 10:12:50 UTC 12 months ago

Странно. Я вроде бы помню вариант, где он умирает безо всякого гроба - уходит в землю, пытаясь поднять сумочку, в которой оказывается "вся тяга земная".
Впрочем, откуда я его взял, не вспоминается.

[info]lynx_cancer

May 29 2011, 10:36:11 UTC 12 months ago

Это из другой былины -- "Святогор и тяга земная". Там Святогор встречается с Микулой Селяниновичем, а Ильи Муромца там вообще нет. Собственно см. картинки 1,4,14 и 16

[info]platonicus

May 29 2011, 12:03:23 UTC 12 months ago

Да, там был Микула. Но ср. в тексте: "... в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу... ...Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой".

[info]lynx_cancer

11 months ago

[info]platonicus

11 months ago

[info]buyaner

May 29 2011, 10:52:07 UTC 12 months ago

Если верно предположение [info]br_an_d об иранском происхождении Святогора, напрашивается сопоставление со Спентодатой (он же Спандиат, он же Исфандиар), "сыном земли".

[info]vladimirpotapov

June 2 2011, 21:50:17 UTC 11 months ago

Не из "Родной речи"? Я тоже помню.

[info]br_an_d

May 29 2011, 10:35:29 UTC 12 months ago

Мне думается, автор упустил из виду еще одну важную трактовку отказа Ильи вдохнуть то, что выдохнет Святогор. Святогор чужой для русской земли богатырь. Больше всего мне импонирует идея о том, что богатырь этот иранских кровей. Живет он по некоторым былинным версиям близ горы Арарат. Кроме того, на мой взгляд, надо обратить внимание на очень важный для древних текстов аспект толкования. А именно на стихии, которые лежат в основании мира: землю, воду, огонь и воздух. Не все стихии считались для древнерусских верований благоприятными. Родными для них являются вода и земля, а вот воздух и огонь, судя по Змею Горынычу (Горыныч здесь очень важная деталь, роднящая его со Святогором)летающем по воздуху и изрыгающему огонь, стихии недружелюбные. Илья Муромец получает изначальную силу от воды, которую дают ему выпить калики перехожие. Микула Селянинович получает силу от матери Сырой-Земли. А вот из воздуха и огня из русских богатырей никто силу не получает. Эти силы могут только навредить русскому богатырю. Поэтому и отказывается Илья от такого способа передачи силы.

[info]denis_poltavets

May 29 2011, 10:38:32 UTC 12 months ago

Интересно, а что за "Святые горы" это могут быть? Кавказ, скорее всего? Урал? Вполне возможно, что "Святогор" - боевой разведывательный гигантский киборг внеземных цивилизаций (вар. - атлантов, гипербореев), оставленный для сбора информации и постепенно израсходовавший свой ресурс. Восстановительная капсула ("гроб") также вышел из строя.

[info]ptn1900_9

June 2 2011, 11:27:22 UTC 11 months ago

Это несомненно. Примерно это древние слагатели былины и имели в виду.

[info]mpv_lj

May 29 2011, 10:54:40 UTC 12 months ago

В одном из вариантов Илья Муромец отказывается от силы Святогора со словами: "Если мне ещё чуть силы добавить, меня земля носить не сможет".

На мой взгляд, лучшая интерпретация - Русь-Византия, передача служения.

[info]to_iurij

May 30 2011, 11:58:08 UTC 11 months ago

да- это любопытный вариант - в таком случае святые горы могут быть, например, Афоном - смерть - "смертью для мира" - принятием пострига, а братание, и особо обмен крестами так же важно- под этим могло пониматься обращение в христианство,например, отказ от принятия силы - отказ от монашеского послушания, схимы (это однако не объясняет домовины- возможно особый вид послушания, отказ покидать келью, столпничество).
Христианизация сюжета, не отменяет того, что Святогор- это мертвый Илья , напротив встреча со Святогором предопределяет его будущее монашеское послушание - будущую смерть.

И всё же основные корни, вероятно древнее христианства.

[info]mpv_lj

11 months ago

[info]to_iurij

11 months ago

[info]mpv_lj

11 months ago

[info]to_iurij

11 months ago

[info]mpv_lj

11 months ago

[info]to_iurij

11 months ago

[info]mpv_lj

11 months ago

[info]to_iurij

11 months ago

[info]mpv_lj

11 months ago

[info]to_iurij

11 months ago

[info]kolemik

May 29 2011, 11:54:35 UTC 12 months ago

Понравился вариант с рекурсией

типа вовеки сила богатырская не иссякнет :)

судя по реконструкторам, модным в последнее время, всяким поисковым отрядам итп - где-то глубоко в человеке живёт идея получения силы от мёртвых героев. Некая абстрактная идея о духе и силе, который просто обязан передаваться из поколения в поколение.

Баба-Яга вполне может оказаться состаришейся Василисой-премудрой :)

[info]oleg96345

May 29 2011, 13:37:40 UTC 11 months ago

Интересно, имеют ли какое-то отношение к этому дольмены (как прототип гроба).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD

[info]ok_66

May 29 2011, 16:04:44 UTC 11 months ago

Не люблю, чивой-то, Васильева...

[info]kercenter

May 29 2011, 18:43:46 UTC 11 months ago

Мне казалось, что история со Святогором - это что-то вроде звездновойновского "всегда есть рыба больше". То есть урок/испытание на смирение для Ильи Муромца. Подобное испытание Святогор провалил, едва не погибнув, в соседней былине о скоморошечьей сумочке.

[info]aleatar

May 29 2011, 22:00:28 UTC 11 months ago

В принципе, версия "Святогор" - боевой разведывательный гигантский киборг внеземных цивилизаций (вар. - атлантов, гипербореев), оставленный для сбора информации и постепенно израсходовавший свой ресурс" ничуть не проигрывает версии "загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!". Лучше говорить не о том, кто кем оказывается, а о том, что "встреча-соревнование человека-богатыря со "стихийным героем" завершается гибелью "стихийного героя", но не от руки богатыря". А историзмом тут и вовсе не пахнет: всякая интерпретация, не основанная на реальном исследовании генезиса сюжета, умозрительна. Нас спасет только культурно-исторический метод! Ну и сравнительно-исторический, чего уж там.

[info]ptn1900_9

June 2 2011, 11:45:53 UTC 11 months ago

Меня каждый раз охватывает чувство ужаса, когда я начинаю вчитываться в эти усложненные интерпретации сказок, мифов. Кто бы это ни делал - фрейдисты, вот эти вот историки, каждый раз получается какая-то невероятно усложненная и ушедшая от оригинального текста и сюжета ахинея. Я в данном случае не побоюсь резкого высказывания. Ну, очевидно же, что это все полнейшщая чепуха, какое-то болезненное горе от ума, помутнение рассудка.
Я читал эти былины впервые в 7 лет. Я нисколько не изменил тогдашнего своего восприятия. Это действительно намного более простые и тем самым намного более интересные сюжеты, чем вот эти сложнейшие, навороченные, абсурднейшие интерпретации исследователей.
Кстати, мой подход - это борхесовский подход. он как-то тоже так воспринимал и говорил, что легенда станет ценнее.
Я увидел в комментариях нескольких читателей, которые видят в таком же ключе.
Ну какой мертвец, который Илья и есть? Какой похороный обряд? Просто использовали такие гробы в те времена, вот и используют в сюжете такую гробницу.

Вот схожее с моим видение:
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1691431.html?thread=84818727#t84818727

И с этим я согласен
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1691431.html?thread=84826919#t84826919
Всегда так себе и представлял, что тяжелый он - в песочек-земельку сразу провалится, а по горе может ходить.

И согласен с тем, что версия про киборга для сбора информации нисколько не хуже версии про мертвеца Илью.

[info]ivanov_petrov

June 2 2011, 12:01:37 UTC 11 months ago

Вы, наверное, слышали - а может, и попросту знаете, а я только слышал - о приеме, когда рука противника ловится и его удар продолжается до ... и далее, так что он теряет равновесие и падает. Продолжение его собственного движения до его падения. Эти интерпретации - как мне кажется - такие же. То есть люди показывают, что им кажется естественным, какой мир они готовы допустить. То же - с представлением жизни на других планетах необъятного космоса или искином. Это такие же фантазии, доведенные до точки кипения.

Я совсем не знаю, что такое миф о Святогоре. Так что не могу сказать, вот это вот правильно. Это самый настоящий миф, без глупых шуток. Понять его - у меня знаний не хватает.

[info]ptn1900_9

11 months ago

[info]ivanov_petrov

11 months ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…