Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Корпоративные университеты

Я не очень грамотный, и вот увидел незнакомую реалию - корпоративный университет. Полез смотреть, что это такое. Под катом - выписки, исключительно для тех, кто, как и я, пропустил и не знает, что за зверь. Посмотревши, понял - университетом это называется по ошибке. Ну да, образование внутри фирмы, для своих, на собственном опыте, очень бюрократизированое. Этакий пузырь для надувания щек. В то же время - по причине регулярно возрастающего зазора между тем, что считается образованием, и тем, что требуется на работе. И потому возникает занятная вещь. Кроме массового высшего образования, реальностью становится альтернативное высшее. Обычное высшее, университет - выстроен по формату 19 века, это организация, производящая ученых. Ее можно перепрофилировать на другие нужды, но запах остается. А бизнесу надо иное. И вот возникает новая система разных типов высшего образования, производная от ПТУ. В идеале рассчитана на улучшение работы медсестер, продавщиц, технического персонала. Там есть свои лидеры и аутсайдеры, тем более, различается по странам. Лидером будет MBA, кто выпускает их - у того марка, как же, капитаны бизнеса. Это выросло из ПТУ в 50-х годах. Есть множество других - и по названию, и по генезису - типов образования, рассчитанных на самые разные рабочие места. Специфика стран - в России, скажем, бизнес не работает на повышение качества своих работников, и работники доучиваются до нужного уровня сами. Провинциальные филологи, юристы, историки, философы и множество иных людей учатся, чтобы потом работать продавцами на рынке. Ну, в Штатах такой затратности не допускают, видимо, и там есть вменяемые формы образования внутри бизнеса - конечно, с непомерным раздуванием щек. Это интересно, если рассматривать, куда сваливается система образования в мире. То есть весь формат прежнего высшего - не темы и ухватки, а просто весь формат профессоров и занятий - весь оказывается избыточным до крайности и не нужным. Нужно - вот этих вот из ПТУ человекообразить до грамотности, как это? чтобы усвоили корпоративную культуру. Значит, ожидается новый формат - или уже есть, когда разрозненные усилия этого бизнес-образования сольются в новый формат. Отношение к сегодняшнему (вчерашнему?) высшему образованию будет как у нас к средневековым университетам. Конечно, Оксбридж-Гарвард останутся, это уж так. Но это будет иной формат и для других людей. Одно дело - профессор университета, другое - тьютор корпоративных курсов. А соотношение престижа... Ну, MBA весьма престижная штука. С другой стороны, одно дело - профессор Йеля, другое - Хабаровского педагогического.



Как хотите, а мне в этом видится будущее. Вот накрывается прежний образ жизни, система реалий, ход истории - и возникает будущее. Очень неожиданное. И дело не в том, что плохое (хотя, конечно, чего хорошего). Важно, что дико новое.


Важно, что это подразумевает иной тип людей. Я кратко, тема понятная. Ранее высшее привлекало некий набор людских типов - говоря очень грубо, людей, связанных со свободой, а не с подчинением, не с бюрократией, самостоятельно мыслящих - их очень много разных. Есть полусумасшедшие идеалисты, есть сугубые фанатичные материалисты, есть материалистические проповедники (тип, обильный сейчас), есть углубленные математики. Они разные, но в целом это совсем иной тип, чем воспитывается и будет воспитываться в корпоративном образовании. Там совсем другие ценности - бюрократия, план, командная игра, мы вместе, мы сможем, делай как я, передача умений - скорее, чем передача знаний, рекламный подход, презентация, а не исследование - масса форматов меняется. Это иные люди - совсем не в том, опять же, дело, что плохие. Они активные, профессионально-оптимистичные, очень умелые, инициативные и с установкой добиваться немыслимой точности и тонкости выполнения работы. Креативные. Просто это иной тип. Ранее мыслилась определенная иерархия типов - и внизу там был унылый неудачник, научный сотрудник без перспектив, а наверху - восхитительный гений, Эйнштейн, Нобелевка, чудаковатый профессор, творчество. Теперь - иная линейка типов, от унылой продавщицы в бутике до сияющего креативщика на презентации. Внизу обучение мастера по клирингу, вверху - школа топ-менеджмента. И всё это многообразие - иного корня и иного шаблона, чем почти всё, чем было образование с 13 по 20 века.

Смена типа - это не абы что. Когда линейку типов рыцаря сменила линейка буржуа, много чего произошло. И жизнь изменилась непредставимо. И тут дело вовсе не в технологиях. Все вебы-ноль, интерактивность - лабуда, они обеспечивают то, что от них требуется. Меняется система ценностей у человечества, а технологии обслуживают эту смену. Делают ее удобнее и возможнее, устойчивее, затрудняют альтернативы - технология только добавляет инерции в социальное движение. Как масса - силу удара. Куда будет нанесен удар - решает не масса, но вот когда удар пошел, тут очень пригождается килограмм веса - технологии обеспечивают социальной философии эту инерцию и силу удара.

Corporate University

...Все бОльший кусок у MBA явно откусывает мир корпоративных университетов. Один из самых известных примеров: Джек Уэлч, экс-глава корпорации General Electric, уже через несколько лет после создания своего корпоративного университета отстранил всю академическую профессуру. Но ввел обязательство преподавать менеджерам самой корпорации. Такое преподавание стало элементом корпоративной культуры, сам высший управленческий слой стал в итоге развиваться быстрее тех, кого он учит.
Итак, корпоративные университеты, число коих в мире уже перевалило за четыре тысячи, «съели» кусок рынка.

...В последние годы происходит возрождение корпоративных университетов. Помимо непосредственного обучения сотрудников компании, эти учебные заведения решают еще две немаловажные задачи. Они позволяют, во-первых, обобщить опыт и знания, накопленные корпорацией. Во-вторых, сформировать единую корпоративную культуру предприятия и уникальную систему ценностей.

Причина открытия корпоративных университетов в том, что в условиях жесткой конкуренции, быстрого изменения вкусов потребителей, внешней среды бизнеса, появления новых технологий, продуктов нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе. Нужно продолжать учиться на протяжении всей своей профессиональной жизни.

...самым известным в России примером корпоративного университета можно считать РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.

...Корпоративный университет – это система внутрифирменного развития персонала, неразрывно связанная со стратегиями развития организации.

...Классическое ядро бизнес-образования стояло на пяти китах: финансы, бухгалтерский учет, управление производством, маркетинг и стратегическое планирование. Но классика стала сдавать позиции. Вначале самые смелые завели внутри МВА всякие курсы leadership, искусства, психологии... Теперь уже любой школе из первой сотни неприлично не иметь курса по лидерству. Все больше появляется курсов, основанных на групповой проектной работе, индивидуализм уже не приоритет. Понимание того, что менеджер — это не тот, кто просто пишет планы и потом контролирует их исполнение, идеологически тоже уже пришло.

...Как грибы полезли бизнес-школы совсем не европейского или североамериканского происхождения. Неслыханная дерзость: Китай — не будем обсуждать, по каким критериям, — сумел вдвинуть в мировую двадцатку одну из своих школ — CEIBS. Очень неплохие школы есть в Бразилии, Южной Африке. INSEAD построил кампус в Сингапуре, и там студентов учится больше, чем в родном Фонтенбло. Чикаго объединяется с Мадридом, Дюк (бизнес школа Fuqua) выдвигается в Индию и Китай.

...В бизнес-образовании быстрее других поняли, что аккредитация, то есть подтверждение качества, уже не принадлежит ни одной стране. Если медицина или юриспруденция еще крепко держатся за национальные границы, то для MBA есть всего две серьезно признанные аккредитующие ассоциации: AACSB и EFMD (по месту рождения — американская и европейская соответственно). Стандарты реально глобализовались.

...Деятельность Корпоративного университета представляется тесно связанной, в первую очередь с работой таких структур, как:

Высший орган управления организации – Совет директоров и Правление;
Департамент, отвечающий за управление человеческими ресурсами;
Департамент, отвечающий за развитие информационных технологий в организации.

...Постепенно корпоративные университеты проникли в такие организации, как Disney University, Coca-Cola, Motorola, Procter&Gamble, General Electric.

...Основной их рост пришелся на 90-е годы прошлого века. По данным эксперта Ричарда Гринберга, с 1988 по 1998 год количество корпоративных университетов увеличилось в 4 раза — от 400 до 1600, а сегодня они охватили уже и небольшие компании, со штатом от 500 чел.

...Сегодня одним из крупнейших корпоративных университетов считается подразделение IBM Global Learning, которое имеет в своем составе более 3400 преподавателей в 55 странах мира; в арсенале университета 10 000 специализированных курсов.

...Яркий пример крупного и успешного корпоративного университета — Motorola University. Годовой бюджет этой организации — около 100 млн. долл., ее представляют 99 подразделений в 21 стране мира. Motorola University с постоянным штатом из 400 сотрудников

...Эта программа, разработанная и внедренная на одном из предприятий Motorola в 1987 году, позволила снизить показатель брака до 0,1 % и сократить на 84% затраты, которые были связаны именно с низким качеством. Такая оригинальная методика обучения по Six Sigma перевела университет в статус «законодателя моды» в мире корпоративного обучения.

...Европа начала бизнес-образование позже, чем США, и при этом пошла другим путем. Французский INSEAD, швейцарский IMD начали строить другой формат МВА. Если американская классика — full-time, полный отрыв от производства на два года, то Европа пошла на формат годичный.

...Основа, идея корпоративного университета — в создании внутрикорпоративной системы знаний.

...Вторая причина создания образовательной структуры в компании — ассимиляция новых менеджеров в компании и удержание ценных кадров.

...Но основной причиной, по которой многие крупнейшие корпорации тратят миллионы на создание корпоративного университета, — внедрение в компании механизмов непрерывного совершенствования, повышения отдачи от проектов трансформации. (Так,
следует отметить, что исследование, проведенное Национальным центром качества образования персонала (США), показало, что 10-процентное увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников повышает их производительность на 8,6%.

...Сейчас трудно поверить, но современная система бизнес-образования сложилась в пятидесятые годы из своего рода профессиональных училищ при американских университетах. Я не иронизирую: это действительно были ремесленные училища, ведь тогда, после Второй мировой войны, под меняющуюся структуру экономики требовалось подготовить к азам бизнеса огромное количество людей. А потом эти «ПТУ» потихоньку встали на ноги и выросли в большие школы, пытаясь дотянуться до тогдашних профессиональных медицинских и юридических школ. Сегодня рынок MBA-образования — уже многомиллиардная индустрия.

...В этих компаниях наряду с такими традиционными должностями как CEO (главный управляющий), CFO (главный финансист) и CIO (главный специалист по ИТ), появляются новые - CKO (главный специалист по знаниям) и CLO (главный специалист по обучению).

...Усиление роли корпоративного образования - естественное следствие двух взаимозависимых и дополняющих друг друга процессов: повышения квалификационных требований к персоналу и развития средств дистанционного обучения. Примерно 93% всех учебных программ строится с частичным использованием наиболее популярных Web-технологий, а также направленного на рабочее место телевизионного вещания (streaming video to the desktop).

...В корпоративных университетах обучение чаще всего ведется по следующим направлениям: менеджмент, инженерно-технические специальности, управление бизнесом, финансы и информационные технологии.

...Корпоративные университеты появились при попытке привязать теорию и практику обучения к потребностям бизнеса.

...Лидеры корпоративных университетов должны всеми силами избегать отстраненности от своих внутренних клиентов. Клиентам корпоративных университетов необходим контент, который поставляется очень локально и связан с потребностями учащихся и компании. Программы должны быть уникальными и специально разработанными в соответствии с тремя правилами — «своевременно, исчерпывающе, индивидуально» («just in time», «just enough», «just for me»).

...Американский философ Джон Дьюи однажды, лет сто назад, сформулировал рабочий концепт по отношению к педагогике: не понимать, а потом делать, а делать — потом понимать. Сама эта мысль омерзительна академической сфере. Но она глубоко понятна практикам.

...Вот в чем идея современного управленческого образования — это тренировочная база для дальнейших боевых действий в области управления.

...Через весь двадцатый век проходит этот разрыв между старой эпохой, в которую люди учились работать с вещами, и наступающей, когда пришла пора видеть и преобразовывать отношения между собственниками вещей. Не случайно из почвы классической науки вовсю прут невиданные ростки «методологий» и «политтехнологий», лекционно-семинарские проповеди вытесняются деловыми играми и тренингами. Даже математика меняется, весь двадцатый век — это мучительное рождение новой математики, где возможны рефлексивные отношения, модели систем, содержащих описания других систем.

...Собственностью могут управлять только собственники — наемные служащие способны лишь бастовать, свинчивать ручки на складе да инспектировать порносайты в рабочее время. Совершенно новый мир. Бесполезно учить человека одному, без команды, жить и действовать в таком мире. Каждому проектному шагу предпринимателя предшествует рефлексивный анализ, сценарное моделирование. И обучение, следуя за новой реальностью, становится интерактивным.

...К чему идут корпоративные университеты? Ответ на этот вопрос очень прост – к виртуальности.

...В России стоимость обучения специалиста с начальным или средним специальным образованием может составлять от 150 до 250 тыс. рублей (около 45–50 тыс. в год).

...стоимость обучения одного человека в компаниях может составлять около 10–15 тыс. рублей в месяц. С учетом того, что на обучение там редко уходит больше 2–3 месяцев, итоговая сумма вряд ли превысит 50 тыс. рублей.

...Я думаю, что в следующие пятьдесят лет нас ожидает — хочется верить — подлинная революция в содержании и методах «изготовления» людей. А страны и образовательные системы, которые этого не сделают, станут лузерами. Смотрите, какой рывок совершила Корея в области физико-математического образования. Экспериментально показала, что всю страну можно вывезти рывком, за пятнадцать–двадцать лет, на небывалый уровень, который уже сейчас нам не снится.

...В России корпоративные университеты появились в 90-х ХХ века, когда в страну с началом перестройки пришли такие западные компании как Coca-Cola, McDonald’s, Motorola и т.д.

...В корпоративных университетах используются различные формы обучения. Это могут быть традиционные очные занятия в виде лекций, собеседований, семинаров, тренингов. В настоящее время все чаще практикуются новые формы – компьютерная система проверки профессиональных знаний и адаптивная система обучения.

...То, что в аудитории люди жуют и ковыряют по два семестра, в ситуации перманентного проектного инсайта можно ухватить за два дня. Чтобы присвоить необходимый актив, вы должны присвоить его собственника. А присваивая собственника, включая его в свою схему, вы осваиваете его опыт. Не зря древние охотники верили, что, съедая печень воина, вы обретаете его силу…

...Эти бизнес-школы, исторически существовавшие при американских университетах, как-то убого себя ощущали на фоне математики, истории, социологии и иной академической красоты и мишуры. Мы учим бизнес банальностям — а рядом люди ссылаются на Платона и досократиков. И дальше злую шутку сыграли деньги. Два мецената, фонды Карнеги и Форда, дали денег, чтобы подтянуть «бизнес-ПТУ» до солидного уровня. Естественно, были имплантированы математические аппараты, была попытка концептуализации практических навыков — и появилась бизнес-наука. Так, собственно, и родился современный MBA, случилось это совсем недавно по историческим меркам — в семидесятые. И это, я считаю, был шаг назад.

Факт вполне осознан в сообществе, но инерция такова, столь сильно желание иметь статусы докторов наук и иную академическую красоту, что история длится уже много лет. Бизнес на уровне здравого смысла есть практическое искусство. Но сегодня бизнес-образование, забыв о практике, отдано во власть научных школ — мол, мы не хуже инженеров и физиков. Если медицина не поддалась на уловки и внутри хорошего американского университета всегда существует хорошая клиника; если в юриспруденции, особенно в англосаксонском праве, люди прямо с кафедры ходили в суд отстаивать дело и обратно, к студентам, с ними об этом говорить, то в других сферах этого не произошло. В результате в MBA жили своей научной жизнью, а в бизнесе шпарила своя жизнь.

...Умные люди также понимают, что формат классического университета — лекционно-семинарский — родился во времена, предшествующие книгопечатанию, когда книга была в одном экземпляре, каковой и читался публично профессором. Но лекционно-семинарский формат в эпоху интернета — это нонсенс.

Очевидно, нужны другие форматы. Например, у военных бизнес-образование заимствовало симуляторы и компьютерные игры, которые хоть как-то могут моделировать бизнес-среду. Оказалось, эти методы позволяют осваивать содержание за счет разыгрывания сценариев, гораздо быстрее.

...В двадцатом веке мы проломились в зазеркалье: на почве классического рынка выросло нечто невиданное, лишь по инерции именуемое тем же словом. На фондовом рынке хозяйствующие субъекты производят, обменивают, кредитуют уже не товары и услуги, а целые бизнес-машины, генерирующие товарно-денежные потоки.

...Перед корпоративными обучающими программами могут стоять две задачи: информационная – передача знаний и умений и социальная – передача социальных уровней компетенции (корпоративного стиля, командного духа).



Coca-Cola Regional Scholarship


Любят говорить, что первые автомобили заимствовали форму у кареты. А буржуа активно покупали дворянское достоинство. Это - то же самое, совсем новые реалии покупают внешние престижные знаки прежних - хотя сделаны на ином принципе и по сути не нуждаются в этом средневековом облачении.

Очень красиво они возникают - как в учебнике по теории эволюции. Из промежуточной, дополнительной формы - профессионально-технического образования, которое считалось низшей тупиковой ступенькой - возникает новый прогрессивный ряд форм


http://anticap.wordpress.com/2011/04/03/internships-and-the-new-corporate-university/

Ежели кто может рекомендовать интересные размышления по поводу нового типа образования - буду благодарен. По возможности - не манифесты раделетей, этого много и легко найти. А именно - осмысление различий с прежним типом образования, прогнозы развития и пр.

Можно думать, что им надо. То есть у них есть запрос. Для всё большего числа людей такое высшее образование - единственное высшее. Эта линия наследников ПТУ, бизнес-высшее будет обычным, стандартным высшим. И они хотят у себя преподавать нормальные знания, биологию, физику, химию, математику, социологию, историю - чтобы как доктор прописал, будто нормальные люди. Но - ни в коем случае не так, как преподавали ранее, это для них будет (и есть) табу. Прежняя система должна умереть, они поддерживать "профессоров" не будут. И можно думать, какие курсы можно сделать для такого образования. Там важно - не как из кусочков сшить бизнес-курс, выкидывая темы из более полного, а как de novo создать новый курс, чего там может хотеться. Скажем, как преподавать в бизнес-школе теорию эволюции. Как мне кажется, это должно быть единое поле с их проектами, там те же закономерности, и можно дать понять - как, вне разницы языков, убедиться в типологическом сходстве решений. И в обоих случаях - показ изнанки: вот логистика-бухгалтерия как изнанка бизнес-стратегий, вот подсчеты, вычисления мутаций как изнанка изменений плана строения и набора адаптаций.

Там пока даже не начали - вроде бы - думать, что же они делают. Осмысление идет в очень старых шаблонах - на словах они в завтра, а на деле во вчера, они всё ещё думают, что приспосабливаются к новой бизнес-реальности, хотя на деле они создают новую реальность. Они думают, что лекции-семинары устарели, потому что происходят из времен, когда нельзя было каждому студенту раздать курс лекций и учебник, а виртуальное образование "решает" какие-то проблемы - и еще не поняли, что образование и создает ту реальность, с которой потом имеет дело. Если выдать каждому студенту по учебнику и преподавателю-на-экране - это не решит чьи-то проблемы, это создаст новую реальность с новыми проблемами. Ну и интересно, какая это будет реальность и какие проблемы. Например, очевидно, что в таком обществе будет возникать стратификация. Эти темы не связаны, вот мы их повязали вместе - уже мир из двух более-менее понятных островов: эта новая линейка бизнес-образования, исчезающее прежнее высшее и стратификация по образованию, создающая новую стратификацию в обществе. А еще какие острова туда присоединяются?
Tags: books6, education2
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments