Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Слой утёк

Умные люди об истории России всегда говорили примерно одно и то же. Что не хватает времени. Темп развития безумный, на поворотах просто сносит крышу, и когда революция или гражданская война, или 90-е - ни на что нет времени. Воюют, голодают, едут с мешками из Москвы на Украину, привезти ребенку картошку и яблоки, в общем - нет времени ничем заняться, кроме выживания. История бурная, сейчас-то немного забыли, угрелись - у России бурная история, войны с голодом, революции с бунтами, смерть. Там уже другой разговор, отчего так - догоняющее развитие, почему не успеваем, почему спешим. Но факт, спешим. И потому особенно ценны куски спокойного времени - их мало очень. Периоды застоя следует очень ценить - есть время передохнуть, спокойно, без суеты прочитать те книги, которые давно надо было прочитать, выучить то, что надо выучить, и вообще сообразить, что делать, да этим и заняться.

В России - так по истории вышло - очень не хватает культуры, культурного слоя. От этого зависит отставание экономики. Экономика - в отличие от добывания из земли мерзлой картошки или добывания из мерзлой земли нефти - экономика живет на проценты от культурного капитала, чем толще культура, тем легче развивается экономика, там есть капитал, с которого идет развитие. Культура и без экономики, по себе сама важна - тем, что преобразует население, с малым количеством культуры население одного типа, пригодное к одним политическим действиям, с большим - другие совсем люди, которые иное и делать могут. В общем, прописные истины, что тут особенно-то, давно всё сказано. Так что спокойные периоды истории хороши тем, что можно без помех растить эту самую культуру, культурный слой, который важен, как капитал - с него живем, по сути. А его у нас мало, отчего - это длинный разговор и в некотором смысле пустой - сколько ни говори, всё равно мало, надо намного больше. Грубо говоря, надо все пространства Сибири уложить таким слоем культуры, как примерно в Москве, да поближе к центру.

Для этого ту культуру наработать надо - она же не в библиотеках живет. Для данного случая это можно так ухватить - что культурой будут называться культурные жизни, одна за другой в этом месте лежащие, сцепленные культурные судьбы, совместно работающие культурные люди. Когда сотни лет в этих вот местах нечто этакое вменяемое происходит, а не только друг у друга рвут глотки. И вот можно отсмотреть, сколько было спокойных десятилетий за последние лет триста, двести пятьдесят, и что из них удавалось потом вытащить. Но тут приходит в голову, насколько неумело этими спокойными временами пользуются. Ведь никто не гарантировал, гласа с неба не было, мы там же живем, на той же планете и в той же России, а народ чего-то так разлегся, будто всерьез поверил, что гонка за счастьем ему на сотни лет обеспечена. Прямо конец истории в массовой голове.

К сожалению, мало что делается за доставшийся спокойный период. Наверно, очень мало видно, может, где-то люди растут всерьез, но вот так чтобы вот - не видно. Если подумать, отчего так - постепенно становится понятно. Плотность резко упала. У нас в связи с тем самым недавним историческим катаклизмом больше половины людей уехали, совсем, и уже не вернутся. Накопленный культурный капитал утёк. И без того редкая ткань стала совсем уж дырявой, совсем мало осталось. Поэтому сейчас, в тихие, спокойные годы, когда забот почти никаких - такая обстановка. То есть разрежение культурной ткани сильнее, чем во время какой войны или голода, хотя время совсем по типу другое, как раз для культуры предназначенное. Тут, конечно, и строение ценностей играет роль - в предшествующие времена в России всегда было так голодно, что культурная карьера весьма ценилась - и с пайкой, и хорошим делом занят. А тут - появилась возможность вообще этим не заниматься, а "просто жить", ну и вот. Трудно судить, может быть, лет через двадцать-тридцать станет видней, что наработали сейчас, в тихие годы. Когда, к примеру, станет не до того, чтобы нарабатывать, и надо будет пользоваться накопленными запасами.

Ладно, тут согласия ждать трудно, у всех своя голова на плечах, и современность называть тихой и беззаботной непривычно, суеты ведь и работы всегда хватает, и зарабатывать на хлеб - никто не отменял. Ясно, что все такие вещи следует понимать, ухватив уровень, на котором говорится - нет ничего проще уровня не поймать и на другом уровне увидеть что-то совсем иное. Это ладно, как всегда. Мне интересно - если кто понимает, о чем вообще речь - нельзя ли рассказать, что делается? Может, из-за редкости и худости культурной ткани я просто мало вижу, прорехи мешают, а кто ближе к прочным кускам, может сказать - что именно сделано и делается в эти вот спокойные и богатые годы. Что наработано.

Мне боязно подсказывать, чтобы не ограничить ответы - но просто чтобы понималось. Вот в советские застойные годы наработано, к примеру, Щедровицким - и есть целый пласт, едва не от одного человека пошедший, мощный пласт. С него очень многие люди смогли стартовать в интеллектуальность и для себя многое понять - дело не в том, что мне нравится и не нравится, речь не о идейных противниках или соратниках - но это было сделано. Или - С.В. Мейен, тоже - можно не соглашаться, но был человек, который создал некое интеллектуальное движение, в связи с которым многие люди смогли понять характер стоящих перед ними задач, интеллектуально состоялись, построили жизнь в связи с теми мыслями, которые он в наибольшей мере выражал. И таких людей довольно много - но тут важно не искривить мысль, разговор не о том, что люди - талантливые люди родятся всегда, но именно в тихие времена у них есть время провести 20 лет семинаров, написать книги и вырастить учеников. Конечно, речь не только о кружках. Переведены важнейшие издания - и не просто переведены, а не остались бесследными... Ну, как в России 19 века все мыслящее население было одно время пропитано Шеллингом, а потом Гегелем. Это ж целые эпохи - важнейшая вещь, что читали по-немецки, что поняли этих великих философов, что потом перевели - что есть русский Гегель. Это составило очень важную вещь - усвоенный Гегель в культуре дал очень много всего, многим весьма не нравится - но уж сказать, что остался он без эффекта, точно нельзя. Я о таких вот вещах, плодотворных, которые потом растрачиваются.
Tags: culture2, history6, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →