Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Сказка о знании

Она скучна, потому что реальна. Была бы выдумана - можно было б подать ярче. Итак, далеко-далеко, за семью морями, была наука. Когда-то давно она родилась, и сейчас жители ее даже и не очень представляли, как это произошло - дело обычное, все когда-то появляются. Сила и знатность обитателей этой страны науки определялась радикальностью той новизны, которую они могли возгласить, не будучи опровергнуты. И вот некий знатный обитатель этой страны возгласил: слушайте и не говорите, что не слышали. Прежде, возгласил он, все считали, что узнать встреченного на охоте зверя можно, лишь сопоставив с образцом. Где-то, мол, в замке лежали образцы добытых зверей и, встретив на охоте, скажем, кабана, барон его волок в замок, там тщательно сравнивал с образцовым кабаном, и, если не находил ни одного отличия, считал кабаном же, а если найходил хоть какое-то отличие - тогда считал, что это не кабан, а еще какое чудище забрело в его лес и объявлял новым видом. Итак, дикие наши предки не могли отличить простого кабана, не затаскивая его в специальное эталонное ханилище. То ли дело мы в наш просвещенный век, когда мы можем оценить процент сходства, и если кто-то, скажем, на 75% конь, а четверть человек, то мы его и отнесем к коням, или, скажем, к русалкам, в тую чешую. Так возгласил знаменитый гражданин, и все рукоплескали - до того очевидной и правдоподобной была эта теория. По образцу этой теории сделали сто сорок других теорий для близких стран, написали пятьсот восемь тысяч монографий и туда продали - пользуйтесь, не жалко.

Прошло много лет, и появилась в той стране мудрая дева, которая сказала: чему вы рукоплещете? Ведь всё происходит сейчас и происходило ранее совсем не так. Никогда такого не было, чтобы люди вот так вот понимали образцы, а потом вдруг перешли с чьей-то легкой руки к современному и правильному различению кабанов и косуль. Напротив, люди всегда различали их примерно одним и тем же способом, весьма понятным, но только сам этот способ они выражали разными словами - а вы и поверили, будто в самом деле кабанов сравнивали, будто это килограммы или метры - с эталоном.

И тогда появился муж сильный и многознающий, и сказал, значительно поглядев на окружающих: видите ли, люди, частично прав тот великий наш гражданин, о котором шла речь ранее и которого мы все знаем, но права и эта мудрая дева, но права она наполовину, а на другую половину не права, и сейчас я вам всем это докажу. Понимаете, люди, существует два вида классов. Классы выглядят так: это таблица, в которой по вертикали - индивиды, те самые кабаны и косули. А по горизонтали - признаки. И вот, конечно, не все встреченные индивиды обладают всеми признаками в равной мере - существует изменчивость, и один кабан не похож на другого. Так что двух совсем одинаковых кабанов не найти - это понимали всегда, и тут наша мудрая дева права. Но дело в том, что ранее считали так, что смотрели на признаки экземпляров, и если слишком большое число признаков не подходило под признаки класса - считали экземпляр к нему не относящимся. То есть ответ был да или нет - либо экземпляр лишь немного уклонялся по некоторым признакам и тогда оставался в классе кабанов, либо уклонялся по многим и тогда его к кабанам не относили.

Но ведь истинная мудрость требует группировать объекты иначе, сообщил притихшим согражданам этот увенчанный славой муж. Требуется взвешивать суждения, не так ли. И вот мы можем посчитать, по скольким признакам из всего набора признаков класса данный экземпляр совпадает с классом, со средними значениями иных экземпляров, а по скольким - отклоняется. И не говорить так вот грубо, как мужики говорят - да, да, нет, нет. Мы скажем изящно и уверенно: на семьдесят одну сотую он, значит, да, а на двадцать девять сотых - никак нет. И в этом проявится сила нашего разума и присущее ему изящество. А ранее, в прежние времена, люди были грубее и менее изощрены в науках, и потому они судили резко - туда или сюда, что никуда не годится. Но всё же не было так, чтобы вот прямо один к одному - до этого не доходили, нет. И потому частично права мудрая дева, а частично она заблуждается, и показал это я, совершенный муж, который рад разъяснить вам всё про кабанов и косуль, про классы и элементы, их взвешивание, различение и происходящие от этих операций затруднения и выходы, кои следует разумному человеку из оных затруднений иметь.

И подумал я, что совершенный муж не может быть опровергнут. Для опровержения следовало бы говорить на совсем другую тему и объяснять собравшимся, что мысли не похожи на таблицу и в прежние времена не заполняли таблицу, рассуждали иначе, и потому все эти мудрые рассуждения ни к чему не относятся. Это одна видимость и у них нет предмета, поскольку всё говоримое относится к выдумке - выдуманной таблице, которую заполняют так и эдак. Но с тех пор, как совершенный муж вместо мыслей завел в голове таблицу, он сам стал думать таким вот образом. Говорят, в той стране не стало ни кабанов, ни косуль, но вот проблема различения классов кабанов и косуль, если бы они в самом деле были и в стречались бы на охоте, которой, впрочем, тоже нет - эта проблема продолжает вызывать самые горячие споры, опровергать которые нет никакой возможности - если, конечно, не встроить себе в голову пару новейших таблиц и не посчитать число аргументов, которые следует подтвердить, которые следует опровергнуть и которые следует взять под сомнение и выставить в ответ на дробь совершенного мужа трехэтажный индекс - или даже индекс с большим числом этажей, со всеми этажами, которые только может предоставить во владение говорящему присущий ему язык.
Tags: science4, talk-lesson
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments