Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Иконы, мультфильмы и мироздание

http://schwalbeman.livejournal.com/205333.html

schwalbeman
Две дамы у журнального киоска с выражением брезгливости рассматривают настенный календарь "Памятники (какой-то) иконописи". "Что же у них руки-то так у всех вывернуты? Можно же на улицу выйти и посмотреть, как живой человек выглядит. Шеи-то, вон шеи какие... тьфу, какие шеи... неестественные" - "Тогда еще не умели... ты вон глянь, какая перспектива... вон, углы, гляди, искажены...". Горизонт, иными словами, безнадёжно завален.

С этими словами мамаши отчаливают, не забыв прикупить своим детишкам по журнальчику диснеевских комиксов. Предельно реалистичных: мыши, собаки и утки в них ну просто как настоящие. Только что не сфотографированные. Да и редкий фотограф добьётся такой естественности форм и цветов, как в "про макдака".

В раньшие времена люди видели мир совершенно искаженным. Для нас, наблюдающих теперь их детскую мазню и читающих бессмысленную писанину, в этом нет ни малейших сомнений. Люди раньших времен точно недоразвитые были какие-то. Ведь можно же было выйти на улицу и увидеть, каков мир. Но нет, они и не пытались смотреть! До Галилея точно не пытались. А если бы "на улицу вышли", да посмотрели как следует, то увидели бы мир таким, каким он, блин, является. То есть таким, каким видим его мы. Мы ведь рациональные, мы как оно есть, так и видим.

pascendi
Ну, не до Галилея -- до Джотто, который был несколько раньше :-).

А где этим дамам могли объяснить, что такое икона, что значит слово "извод", почему на иконах принято изображать фигуры людей именно так, а не иначе, почему византийская иконопись, которая в Греции развивалась, на Руси застыла; почему пошел возврат от живоподобного изображения 17-19 веков; что такое обратная перспектива и кто такой Раушенбах; в чем эстетическая ценность стилизованных изображений, наконец?

Я уж не говорю про опознание сюжетов, персонажей и изводов, для которых требуется знакомство с христианской религией, и про такую вещь, как духовное содержание иконы, где нужно уже хотя бы знать, что такое исихазм и как он повлиял на мировоззрение русских православных людей...

Всякое эстетическое чувство требует воспитания.

Правда, зайдя в нем слишком далеко, начнешь и черный кривой квадрат считать произведением искусства...

schwalbeman
Я думаю, что объяснить дамам "почему на иконах принято изображать фигуры людей именно так, а не иначе" вполне реально. Они, возможно, поймут. Задача ставится по-другому: объяснить им же, почему в диснеевских комиксах мыши и собаки изображены так, а не иначе. Тут бы и я послушал с удовольствием.

Все же живопись это только предлог. Буш с ней, с живописью - проблема шире и неприятнее.

ivanov_petrov
Мультяшные герои - как и иконы... - отражают важнейшие представления современных им людей о том, как устроен мир. Итак, рассматривая тело мультгероя, можно понять, как же мир должен выглядеть на самом деле, если бы его строили современные люди.

Первое, что следует понимать про тело мультяшки (и строение мироздания): всё просто. Тело состоит из небольшого числа деталей, в нем минимальное количество соединенных объемов, оно подчиняется принципу простоты устройства.

Второе. Снаружи у тела имеются т.н. признаки, их немного. Это запоминающиеся детали, позволяющие легко отличать данное тело от всех прочих мультяшек. Число признаков счетно, они обладают детализированным, дискретным и запоминающимся, бьющим в глаза устройством.

Третье. Под поверхностью тело пустое и бесструктурное, растягивающееся. Тело - это дырка под кожей, оно пустотелое, внутри никакое, туда можно что угодно поместить. То есть мир предназначен для рассматривания снаружи, а внутреннее мыслится как наружнее - что глубоко верно. Ведь всякая чужая внутренность и является всего лишь деталью наружи для любого наблюдателя. Есть только одна вещь в мире, о которой никогда не говорят, не рисуют и которая не соответствует этому третьему правилу - это внутреннее устройство самого наблюдателя. потому наблюдатель (зритель) мыслится бестелесным, хоть и разумным.

Глаза. Надо не забыть глаза, они оживляют тело. Как фотоаппарат является устройством для зрения, так глаза для мультяшки служат для оживотворения имеющегося. Глаза - это эмоциональный импакт, поскольку существует правило, что обладающее эмоциями является живым. Важно, что телесные эмоции, т.е. желания, выражающиеся ртом, жизнь не привносят - мыслима жрущая и безжизненная телесность, а вот появление глаз вносит в мультяшку жизнь.

Рендеринг. Это не обязательное условие, но оно помогает вписать мультяшку в окружение. В зависимости от обще стилистики окружения следует прорисовать с должной детальностью однородное покрытие - шерсть, чешую, ткань и т.п. Эта фрактальная составляющая тела мультяшки создает реальность и отличает идею от материи. В идее всё просто, в материи добавляется бесконечная детальность, ее и эмулирует фрактальный рендеринг.
Мультяшка готова, получайте.















Tags: art3, psychology4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments