Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Что отвечать гимназисту: переписка

В 1879 году гимназист В. Менгден, 17 лет от роду, написал несколько писем Дарвину по поводу вопросов веры.

«Я прочел в Ваших сочинениях о некоторых вещах, которые я, имея от роду лишь 17 лет, конечно, не мог понять. Из-за слов Геккеля о том, что «эволюция есть истинный путь к познанию», из-за его «Schopfungsgeschichte» («История творения»), а также из-за разговоров многих, которые, разумеется, не могут по-настоящему понять Вас, я был смущен и охвачен сомнениями. Поэтому я набрался храбрости спросить Вас, совместима ли твердая убежденность в правоте Вашей теории с верой в Бога, или же приходится лишь выбирать между Вашей теорией и верой в Бога, или же, наконец, те, кто принимает вашу теорию, могут и должны также веровать и в Бога?
Если Вы посчитаете мои вопросы назойливыми и решите не отвечать на них, то я прошу Вас, пожалуйста, простить меня. Я хотел узнать правду, и поскольку не знаю никого, кроме Вас, кто мог бы мне помочь, я отважился обратиться к Вам с этой просьбой».

От имени и по поручению Дарвина написал ответ сын его, Френсис:
"М-р Дарвин просил меня сообщить Вам, что он считает, что теория эволюции вполне совместима с верой в Бога; но Вы обязаны иметь в виду, что разные люди по-разному определяют то, что они понимают под словом Бог».

Неугомонный гимназист отправился к Геккелю с этим письмом: вот, мол, что говорит высший авторитет в делах дарвинизма. «Он (Дарвин) <по словам Геккеля> не может верить в сверхъестественное». И снова пришлось гимназисту писать к Дарвину:

«Поэтому я обращаюсь к Вам в третий раз, прошу и умоляю Вас дать мне ответ, который явился бы для меня указанием, во что мне должно верить. Прошу Вас с надеждой на Вашу великую доброту, не отталкивайте меня, хотя я сам ясно сознаю всю несвоевременность и назойливость моих просьб. Но дело в том, что я не знаю, где, кроме как у Вас, я могу доискаться правды».

«Пожалуйста, скажите мне, можно ли верить в того Христа, который описан в Библии? Верна ли, с Вашей точки зрения, позиция Геккеля и каково то определение Бога, которого следует придерживаться тому, кто принимает Вашу теорию?
...Если Вы все же будете столь великодушны, что пожелаете ответить мне, скажите мне, пожалуйста, также, что следует думать о жизни после смерти и возможно ли ожидать встретить других в будущей жизни? Этот последний вопрос особенно волнует меня, ибо, из-за смерти моего лучшего друга, я пребываю в плену самых серьезных мыслей».

Ответ писан Френсисом по поручению отца:

«Я очень занят, я старый человек, и здоровье мое подорвано, поэтому не могу посвятить время тому, чтобы исчерпывающим образом ответить на Ваши вопросы, — впрочем, едва ли можно дать на них исчерпывающий ответ. Наука не имеет никакого отношения ко Христу, за исключением разве что того обстоятельства, что навык научной работы делает человека осторожным в принятии на веру каких бы то ни было свидетельств. Что касается меня лично, я не верю, что когда-либо имело место откровение. Что же до будущей жизни, то здесь каждый человек должен делать самостоятельный выбор между противоречащими друг другу и неясными вероятными мнениями».

Лишняя информация не добавляет определённости, но придаёт объём:

Менгдены - графский и баронский род, происходящий из Вестфалии. Иоанн фон-Менгден, прозванный Остгоф, был магистром тевтонского ордена в Ливонии (1450 - 1469). Лифляндский ландрат Оттон фон-Менгден получил в 1653 г, баронский титул Шведского королевства. Барон Карл-Людвиг (1706 - 1760) был президентом камер- и коммерц-коллегий; он играл значительную роль при Анне Леопольдовне и при воцарении Елисаветы сослан в Кольский острог, где и умер. Его брат Иоанн-Генрих был председателем лифляндского гофгерихта. Одна ветвь Менгденов получила в 1778 г. графский титул римской империи. Род записан в дворянские матрикулы Лифляндской и Эстляндской губерний и в V часть родословной книги Костромской и Петроградской губерний.
http://alexpolenov.chat.ru/meng.htm

Библиофил Владимир Николаевич Менгден (1867-1939)
Так, пришлось приложить немало усилий, чтобы расшифровать смешанную восходящую родословную В.Н. Менгдена (включающую, на уровне четырех quartiers de noblesse, такие роды, как фон Менгдены [они же Фамендины], бароны фон Фелькерзамы, бароны фон Брюнинг и фон Вульфы), что позволило извлечь из забвения имена некоторых представителей этих известных российско-немецких родов (см.: Сахаров И.В. Генеалогические загадки российских книжных знаков: Ex libris В.Н. фон Менгдена // Актуальные проблемы теории и истории библиофильства: Материалы VI международной научной конференции. - СПб, 1997. С.88-92).
http://sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=4859

В течение 17 в. распространялась традиция унисонного пения в сопровождении органа. Как результат этого процесса в Риге в 1686 были опубликованы замечательные музыкальные сборники. Их автором стал уроженец Риги (или замка Зунцель) Густав фон Менгден (1625 или 1627–1688), занимавший придворные должности ландмаршала (1653–1660) и ландрата (1660).
Эти собрания церковных песнопений для сопрано и бассо континуо, изданные Георгом Матиасом Нёллером на тексты самого Менгдена (Воскресные размышления христианина, предавшего себя Богу, Sonntages Gedanken eines Christen, So sich An Gott Ver-Miethet и Преследование, спасение и хвала Давидовы, Der Verfolgte, Errettete und Lobsingende David) – выдающиеся памятники немецко-балтийской протестантской церковной музыки.
http://www.krugosvet.ru/articles/93/1009331/1009331a2.htm

Карта Великой Руссии, Чёрного моря и Малой Тартарии», награвированная Иоганном Баптистом Хоманном, картографом и издателем в Нюрнберге, не позднее 1723 года. По карте юго-западных земель Якова Вилимовича Брюса и Георга фон Менгдена, созданной ими после Азовского похода 1696 года.
Карта Брюса-Менгдена стала первой, составленной россиянами, и выпущенной в свет по российской инициативе.
http://www.old-rus-maps.edu.mhost.ru/7/7-15.htm

Декабрист Менгден фон Михаил Александрович (18.2.1781 — 15.10.1855). Генерал-майор, состоял при начальнике 2 пехотной дивизии. Отец — подполковник Александр Петрович фон Менгден, мать — кж. Феодосия Николаевна Козловская (ум. 9.9.1827), костромская помещица; за родителями 70 душ.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mengden.html

МЕНГДЕН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ 1825-1910. Барон. С 1866 служил в Собственной Е.И.В. канцелярии по делам Царства Польского. С 1872 директор Санкт-Петербургского воспитательного дома. Действительный тайный советник (1896). Член Государственного совета (1899). Жена БИБИКОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА 1821-1902. Одна из детей: СОФИЯ ВЛАДИМИРОВНА по мужу БЕЛЬГАРД Родилась в 1854 в с. Маклеце Богородицкого уезда Тульской губернии. Мемуаристка. Член Женского патриотического общества. Муж НИКОЛАЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ БЕЛЬГАРД.

МЕНГДЕН ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ 1873-1954. Граф. Был полковником Кавалергардского полка. Сын НИКОЛАЙ 1899-1973, с 1929 жена Мария Николаевна Лейхтенбергская.

МЕНГДЕН ЕВГЕНИЙ ЕВСТАФЬЕВИЧ 1804. Генерал-майор. Командир кременчугского егерского полка.

МЕНГДЕН ИОГАНН ГЕНРИХ 1700-1768. Барон. Генерал-поручик. Сын ЭРНСТ БУРХАРД 1738-1797.

МЕНГДЕН КАРЛ ЛЮДВИГ 1705-1760. В 1740-1741 президент Коммерц-коллегии. В 1741 арестован и сослан в Нижне-Колымск, где и умер.

МЕНГДЕН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1781-1855. Сын подполковника АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА фон МЕНГДЕН и княжны ФЕОДОСИИ НИКОЛАЕВНЫ КОЗЛОВСКОЙ (ум. 1827). Барон. Генерал-майор. Служил в лейб-гвардии Егерском полку, с 1811 в лейб-гвардии Финляндском полку. В войне 1812 за болезнью не участвовал, был взят в плен в Москве и увезен во Францию, откуда возвратился в 1814. Помещик Тульской губернии. Жена баронесса АМАЛИЯ ГЕОРГИЕВНА фон ФЕЛЬКЕРЗАМ. Дети: АЛЕКСАНДР 1820-1903, дипломат, министр-резидент в Дрездене, НИКОЛАЙ 1822-1884, правовед, ВЛАДИМИР 1825-1910, МАРИЯ 1828-1902, за гр. ДМИТРИЕМ ИАНУАРЬЕВИЧЕМ ТОЛСТЫМ.

МЕНГДЕН ЭРНСТ БУРХАРД 1738-1797. Действительынй статский советник. Лифляндский губернатор. В 1779 получил графское Священной Римской империи достоинство.

МЕНГДЕН ЭРНСТ РЕЙНГОЛЬД 1726-1798. Барон. Камер-юнкер. В 1774 возведен с нисходящим потомством в графское Священной Римской империи достоинство.
http://rusdrev.narod.ru/M/mnshikov.htm

Менгден Зинаида Георгиевна, фрейлина вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. http://www.rus-sky.org/history/library/plat3/plat3-s.htm

Вера фон Менгден, лютеранский миссионер в Эфиопии (на стр.10) http://www.elm-mission.net/english/data/aethiopien/anniversary.pdf

http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=2&t=171050
цитаты из письма юного гимназиста взяты http://www.i-u.ru/biblio/archive/jaki_spasitel/ http://wpogosov.narod.ru/saver.htm




Бароны пируют, бароны воюют... И сквозь всё это раздаётся голос семнадцатилетнего мальчика:

«Пожалуйста, скажите мне, можно ли верить в того Христа, который описан в Библии? ...
...Если Вы все же будете столь великодушны, что пожелаете ответить мне, скажите мне, пожалуйста, также, что следует думать о жизни после смерти и возможно ли ожидать встретить других в будущей жизни? Этот последний вопрос особенно волнует меня, ибо, из-за смерти моего лучшего друга, я пребываю в плену самых серьезных мыслей».

Между тем интересно воспринять ответ Дарвина как честный. Конечно, он вежливый человек, и многое определяется условиями краткой переписки, но отвечал он то, что считал верным. Верить в Бога и одновременно быть приверженцем теории Дарвина - можно. Не обязательно, но можно. Верить в Христа - крайне сомнительно. Самым правильным было бы считать его либо легендой, либо обычным человеком, вокруг имени которого собралось много мифов. Что до Бога как творца - возможна вера в "что-то такое", что создает какие-то закономерности, природы которых мы не понимаем, но никаких свидетельств откровения: творец с тварью не говорит. Иль нет его, иль столь велик, что не снисходит.

Это к вопросу о том, есть ли разрыв между наукой и христианством. Одни считают, что более чем есть. Другие - что это совершенно совместимо, легко, нигде не пересекается.

Тут есть еще поворот. Термин "агностицизм" ввёл в 1869 (надеюсь, не наврал) году Гексли, первый защитник и сторонник дарвинизма, очень острого ума человек. За десять лет до этой переписки. И примерно тогда же Гексли предупредил, что было бы совершенно неправильно выводить из дарвинизма, из представлений об эволюции живого, какие-то всеобщие нравственные ценности, вроде любви или благоговения - то есть, опять же, есть ли такие всеобщие ценности - вопрос смутный, может есть, а может и нет, но только не надо считать, что дарвинизм дает основания для решения вопроса о ценностях. Дарвинизм воздерживается. А потом оказалось - ничё, можна.



Никто не помнит, можно ли в простых словах сказать, к чему пришел Ньютон?

Говорят о его арианстве, но это лишь название. Кажется, вернее термин "унитарианство" - насколько я мог понять, он отрицал достоверность Христа и воплощения, признавая лишь вневременнное откровение Творца, единственного и величайшего, милостивого и милосердного.
Tags: religio2, science4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments