Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

О вреде счастья

Не как мгновенный спазм высшего удовольствия, а - счастливая жизнь, длительное нахождении в состоянии радости, удовлетворения жизнью. То есть счастье тут - длительное состояние, процесс, деятельность, образ жизни.
Есть общие черты при всем различии. Есть и феноменологические наблюдения, измерения - когда удается отметить при разнице профессий, занятий, положений. Описывается так: наличие цели (тем самым - смысла, то, что делает человек, для него осмыслено), четкой и продробленной на этапы (то есть движение понятное, артикулированное, человек понимает. чего он достигает сейчас и чего будет - в будущем), не отдых=расслабление, а напряжение, труд, достижение этих этапов, работа и успех, видимый путь движения и успешное продвижение по нему. Естественность этого движения, ненасильственность, т.е. обусловленность внутренними желаниями и способностями.
Тогда человек чувствует себя несомым какой-то силой, естественной, как ветер и вода, жизнь его разворачивается и несет его в себе, он вовлечен в это счастливое движение, он ощущает подарки каждый день, все новые свершения, которые приближают его к цели или делают его жизнь полностью осмысленной и в этом смысле понятной.
(c) zh3l
Перевод на другой язык. Счастье - это состояние прогрессирующей специализации. Только специализация дает цели и артикулированные этапы их достижения. Вне специализации это невозможно. Именно из описания специализации будут возникать эти феноменологически (и статистически) подтвержденные черты счастья - естественная вовлеченность с слаженное движение, приносящая удовольствие работа, деятельность, движение ко все новым успехам. Описывать. что такое специализация - не буду, это достаточно понятно, там и установление некоторой иерархии органов, частей, аспектов, функционалов для данной деятельности. и типы адаптивного ответа, и способ достижения победы во взаимодействии, рационализация и прочие дела.
Можно про обучение. Я бы разделил - то, что обычно называют обучением и о чем многие говорят, что им нравится учиться - это тренировка. Делать то же самое, но все лучше. То есть то. что обычно называют обучением - это как раз специализация, понятно. что при определенном настрое обучение такого сорта создает ощущение счастья. Обучение в несколько ином смысле, в том, который мне кажется вернее - это обучение новому, и там совсем другая симптоматика. Нет целей, средств, умений. Непонятно, что делать, как и когда, сплошная мучительная неясность, неудовлетворенность, разочарования и неудачи. Это никому не нравится. Это - обучение.
Специализация всегда приводит - в конечном счете - к тупику специализации. Это не неудачная специализация, а как раз удачная - это общая характеристика специализации. а не частная - какой-то особенно плохой специализации. Одним и тем же способом справляются с разными внешними проблемами - и попадают в ситуацию, когда умеют только что-то одно. Мир больше индивида, разнообразнее - и всегда найдется задача, которая не решается привычным способом, а чем глубже специализация. тем труднее ее превозмочь. Ну и вымирают. Говоря языком биографии - карьера, успех, все новые задачи, посты, должности - дети уроды, жена изменяет и никогда не любила, с друзьями проблемы, ученики не удались и пр. Обычный сюжет. В общем, всегда найдется, за какой мягкий бочок укусить успешного человека - потому что успех узок.
Счастье вредно тем, что это - специализация, и полезно тем, что специализация. Самая общая форма адаптивного ответа и решения проблем. И тут о пользе неудач: понятное дело, настоящее обучение новому - это, конечно, неудачи, неудовлетворенность, непонятность, потеря прежних специализаций, отсутсвие успеха... и за все это - небольшая возможность понять что-то новое. Жизнь состоит из длительных периодов прогрессивной специализации (которые могут быть при некоторых дополнительных условиях соознаны как счастливые периоды, там уже работает психологическая техника и это технический вопрос - как сделать для себя очевидным ощущение счастья, когда для этого есть условия; можно и так сказать - есть на самом деле счастлив, как это для себя прояснить) и поневоле кратких периодов разрушения прежних набьоров специализации. обучения новому, поиска новых возможностей - что сопровождается совсем не счастьем.
Tags: ethnography2, psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →