Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

дистанция удаления, неуместная фантазия


У М.К. Петрова есть такое рассуждение об образовании и традиции, весьма общее. Он его развертывает вообще как глобальный антропологический фактор, мол, так работает любое образование, обучение в любом человеческом обществе. Образование - это дистанция удаления от общего знания. Говорится примерно так: идет социализация и всех в обществе обучают неким навыкам (говорить, чиститься, кушать, молиться и пр.). А специальные знания передают лишь некоторым и их усваивают за определенное время. Возьмем крайний пример - ученый учится десяток лет, чтобы уметь делать нечто такое, что другие делать не могут, он на десяток лет отстоит от фронта умений всех и каждого, от "двенадцатого класса". Петров разными остроумными арссуждениями показывает, что если хочется продолжать соотноситься с человечеством, как-то разговаривать и иметь общий язык, общие интересы, передавать результаты своей работы, - для этого такой срок едва не предельный. Если человек будет уходить от фронта лет на 50 - кому и что он расскажет? На 10, 15 лет - и все. То есть можно представить себе человечество как компактную массу, обладающую общим пулом знаний, - число единиц в этой массе, значит, 6 млрд. Каков диаметр клуба? Видимо, это время, за которое люди постигают эту общечеловеческую премудрость. Скажем, пусть будет лет семь-десять. Ну, 15. Значит, клуб плотный, в нем 6 млрд., диаметром клуб в 10-15 единиц. И есть примерно 6 млн. ученых, они роятся немного отступя от границы плотного ядра, каждая светящаяся точка отстоит на 10-15 единиц от края клуба в максимуме подъема своей траектории. Эти точки выныривают из глубин клуба и потом вновь ныряют в него. У человечества дистанция клубления - максимум 15 лет. Ученые и прочие деятели культуры нарабатывают всякие полезные шткуи, но штуки эти хрупкие. Стоит всего одному поколению их не воспроизводить - и все сразу окажутся в клубе, в области того, чему "все" учат детей. Конечно, есть книги, хранилища, учебники - это понятный и отдельный разговор. И всё же - держится наше общество на непрервывном напоминании самому себе своих достижений, стоит раз не рассказать себе о себе - всё, начисто забыто.





Допустим, есть человек с амнезией, он больной, у него нарушены механизмы памяти таким образом, что он помнит прошлое лишь на 12 часов. Это - глубина его личности. До заболевания он был, например, ребенком и у него общий базис памяти на, к примеру, 7 годах, а сейчас ему 35 - и если он забудет прошлое, то окажется семилетним в тридцатипятилетнем теле. Каждый раз он просыпается семилетним после 12-часового сна и вновь создает очередные 12 часов своей личности, потом засыпает. Что он может предпринять? Спать по 3-4 часа, чтобы сохранялась преемственность участков запоминания, чтобы повторять самые важные события своей истории и длить свое существование. Он может вести записи, дневник - для долговременной памяти и на случай катастрофы, если он будет спать больше 12 часов и все забудет. Это человек, привязанный за ногу к семилетнему возрасту своей личности и не способный удалиться от 7 лет более чем на 12 часов - и исхитряющийся особыми приемами удалиться на большее количество времени. Сколько в его жизни периодов непрерывной памяти? Скажем, был раз случай, когда он почти два года помнил - то есть имел непрерывную смену 12-часовых интервалов целых два года, и неустанно повторял себе важные события этих лет, так что его личность длиной в 12 часов несла следы двухгодичной истории. А потом он всякий раз срывался - болезнь или усталость выбивали его снова в семь лет и лишь по записям в дневнике он мог уже не живым, запомненным образом, а внешне, прочитав, представить, что с ним было - насколько семилетний может представлять историю жизни много более взрослого...

Это такая фантастическая история. Хорошо. Допустим, была еще целая серия таких больных с разной глубиной памяти и разной длиной цепи, на которой их держит жизнь. Например, другой больной жил на цепи длиной в неделю. Если за неделю он успевал продумать некую мысль, он мог зафиксировать результат и начать нечто строить от выводов из этой мысли, а нет - всё пропадало, длительности более чем в неделю были ему недоступны. Скажем, чувства, которые требуют для вызревания более недели, у него все время прерывались и не образовывались, и длинные мысли были ему непосильны. Интересно, а какие характерные времена наших личностей? Многие ли используют хотя бы недельную длину? Кажется, редко кто живет длительностиями более чем суточными. Ну, ладно, это уже не фантазия, так что оставим, вернемся к нашей сказке.

Пусть у нас будет третий больной на цепи длиной в месяц. Еще один - в год, три, десять, тридцать. С каких лет себя помнишь? Кто с года, кто с пяти. Хорошо. А непрерывно, а не картинками рваными? С десяти? Двенадцати? Хорошо. И пусть в конце этого ряда у нас будет человек, пускай средний его возраст - семьдесят лет. Он может отойти от существования человечества на 70 лет. Тут речь уже не о том, чтобы передать другим - он сам хотел бы нечто понять, чтобы не быть в дураках у господа Бога, он хотел бы понять - так вот, у него есть 70 лет, дальше невозможно. Это нормальная наша ситуация.

Интересно думать о способах, которыми эти больные люди могли б справляться со своим недугом, вести более или менее полноценную жизнь, хоть и больны. Можно попробовать сравнить с тем, что есть в культуре, предназначенной для всех или для многих, или хотя бы для некоторых. Или, скажем, подумать - ведь в некий момент времени человек может излечиться от амнезии. Такое удивительное событие - цепь длиной в двенадцать часов рвется, и человек оказывается на свободе.



Амнезия напоминает проказу. В обоих случаях помогает самоконтроль, невиданная степень самоосознания, которая обычно не нужна человеку, а здесь - необходима. При проказе необходим непрерывный контроль движений и контроль границ тела. При придуманной тут амнезии необходимо непрерывное самовспоминание. Ты есть только то, что ты помнишь. Есть такие болезни самоконтроля -
- интересно, что у них получается с совестью.
Tags: ethics2, ethnography2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →