Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Мир как рассчитанная иллюзия
Вспомнил об этом в связи со свежей статьей в журнале Neuron. В ней ученые пытались выявить участок мозга, который производит корректировку восприятия движущегося объекта. Этот участок одинаково активен, когда человек наблюдает реальное смещение предметов относительно друг друга и когда находится под воздействием зрительной иллюзии, т.н. flash-lag effect. Во втором случае испытуемый видит смещение, которого в действительности нет (его нет в сигнале, поступающем от глаз). Так работает компенсаторный механизм. Практический смысл заключается в том, что мозг предвосхищает траекторию быстро движущихся объектов. Он строит для восприятия картинку, которая в ретинальном изображении отсутствует. Это позволяет, например, попадать по теннисному мячу при приеме подачи. Иначе это было бы невозможно, поскольку прохождение и обработка нервного сигнала занимает время. Поэтому теннисист видит и бьет, на самом деле, по воображаемому мячу. Если его мозг просчитал правильно, то реальный находится в той же точке, однако мозг не имеет возможности это увидеть.

При этом параллельно в Journal of Neuroscience появилось исследование, показывающее, что аутисты заметно превосходят обычных людей по скорости восприятия движения. Значит, можно предположить, что нервная система имеет возможность обрабатывать сигнал быстрее, но в нормальном режиме эта способность подавляется. Как следствие, вынужденно увеличивается необходимая глубина прогноза. И тогда сложно избежать мысли, что мир обычного человека более воображаемый, нежели тот, что воспринимает аутист.
http://nature-wonder.livejournal.com/220493.html


Шаламов
«Как вывести закон распада? Закон сопротивления распаду? Как рассказать о том, что только религиозники были сравнительно стойкой группой? Что партийцы и люди интеллигентных профессий разлагались раньше других? В чем был закон? В физической ли крепости? В присутствии ли какой-либо идеи? Кто гибнет раньше? Виноватые или невиноватые? Почему в глазах простого народа интеллигенты лагерей не были мучениками идеи? О том, что человек человеку — волк и когда это бывает. У какой последней черты теряется человеческое? Как о всем этом рассказать?»
«У профессоров, партработников, военных, инженеров, крестьян, рабочих, наполнивших тюрьмы того времени, не было за душой ничего положительного <...>. Отсутствие единой объединяющей идеи ослабляло моральную стойкость арестантов чрезвычайно. Они не были ни врагами власти, ни государственными преступниками и, умирая, они так и не поняли, почему им надо было умирать»
http://scepsis.net/library/id_3239.html


Mo Yan
Mo Yan. Beaux seins, belles fesses. Editions du Seuil. 2004. Очень длинный роман, который, говорят, сейчас выйдет по-русски. Жёсткая история одной семьи Шангуань, вернее даже, одной женщины, матери, с 1900 по 1991 примерно год в северном Китае, рассказанная единственным сыном, родившимся после 8 дочерей. Начинается рассказ с рождения этого самого сына в день, когда посёлок Далан занимают "японские черти". Потом приходят разные партизаны и бандиты, в т.ч. коммунисты - и, гоняя друг друга, убивают, грабят и насилуют всё, что движется. Старшие дочери последовательно выходят замуж за разных бандитов, но время течет, бандиты дерутся и убивают друг друга, рождаются внуки и внучки (которых воспитывает всё та же мать главного героя, Шангуань Луси), голод, большой скачок вперёд, культурная революция, перевоспитание трудом - и так повествование доходит до наших дней практически. Бедность, грубость (в т.ч. и в языке), элементы фантасмагории и абсолютное отсутствие табу (описания секса и насилия). Главный герой до 7 лет не есть ничего, кроме материнского молока, а позже - козьего, его тянет к женским грудям (которые он на протяжении романа любовно классифицирует и описывает). В этом романе - от которого совершенно невозможно оторваться - автор, в отличие от других авторов семейных саг типа того же Рушди или Шалева, совершенно непредсказуем, и не только детство героя, мифические времена, написаны прекрасно, но и более поздние страницы полны неожиданных поворотов и выдерживают напряжение. Очень рекомендую, а сам буду читать ещё.
http://i-shmael.livejournal.com/3194558.html


Сумленный
Когда турист из России приезжает в Германию, один из первых искренних вопросов, который возникает у него, — почему здесь на каждом углу натыкаешься на воспоминания о Холокосте? Почему перед тем или другим домом в землю вмонтированы квадратные бронзовые таблички 10 на 10 сантиметров, на которых выбиты имена и даты жизни евреев, живших в этом доме, обстоятельства их депортации и убийства? Почему здесь стоят указатели, напоминающие, что в больнице за углом в период с 1934 по 1935 год было убито столько-то психически больных детей? Почему у здания Рейхстага в землю вмонтированы поставленные на ребро черные неровные плиты, на гранях которых выбиты имена депутатов, убитых нацистами в 1933 году? Почему немцы стараются к каждому зданию прикрепить информационный ярлык: вот здесь, именно здесь, в этом доме, на втором этаже жила семья сапожника, у них было трое детей, самому младшему полгода, старшей десять, их выселили, отправили в Треблинку, погибли все.
http://expert.ru/2012/08/27/istoriya-zhertv/
http://khein.livejournal.com/654092.html


эффект ноцебо
Но вернемся к эффекту ноцебо, противоположному эффекту. Впервые эффект ноцебо заинтересовал меня после того, как я прочитал исследование о терапевтическом влиянии молитвы на количество осложнений у людей, переживших операцию на сердце [6]. Пациентов разбили случайным образом на три группы. Пациентам из первой группы сообщили, что за них, возможно, будут молиться (а возможно не будут) и за них молились. Пациентам второй группы тоже сообщили, что за них, возможно, будут молиться, но за них не молились. Пациентам третей группы сказали, что за них совершенно точно будут молиться, и за них действительно молились. Оценивалось количество осложнений у пациентов. Как и следовало ожидать, оказалось, что сама по себе молитва не имеет никакого терапевтического эффекта: люди из первой и второй групп имели примерно одинаковую частоту осложнений. А вот знание о том, что за тебя будут молиться, было ассоциировано с повышенным риском осложнений после операции.
Более аккуратно эффект ноцебо был показан в эксперименте, который был опубликован буквально на днях [7]. Людей разбили случайным образом на две группы. Участникам из первой группы показывали фильм о том, что беспроводные сети WiFi опасны для здоровья. Участникам из второй группы показывали фильм о том, что никакой доказанной опасности беспроводных сетей WiFi нет. После этого участников подвергли 15 минутам фальшивого облучения (то есть им сказали, что их облучают WiFi, но на самом деле никакого облучения не было). От несуществующего облучения некоторым участникам стало так плохо, что они попросили прервать эксперимент. Большая часть участников отметила у себя симптомы, которые они связали с несуществующим облучением WiFi, причем среди тех, кто посмотрел фильм об опасностях WiFi, была больше доля участников, которые указали наличие симптомов, вызванных облучением. Таким образом, материалы СМИ, рассказывающие об ужасах явлений, с которыми сталкиваются обыватели, могут негативно сказаться на самочувствии аудитории этих материалов.
http://scinquisitor.livejournal.com/32784.html


"Как-то так получилось, что в нашей уютной песочнице писательниц гораздо больше, чем писателей, особенно в подростковом ее уголке. И читательниц больше, чем читателей. И читательницы эти гораздо активнее. И библиотекари. И обозреватели. И даже все наши критики — они тоже девушки. Все вместе очень напоминает школьный коллектив, где мужиков традиционно два: трудовик и физкультурник. Отсюда определенная специфика. ФБ-склоки, ЖЖ-вопли и стоны, коалиции, холивары, заполошный алармизм, ну, кто работал в школе, тот знает. Как результат — подростковая проза уже во многом ориентирована на девачковые (от 12 до 40) таргет-группы и на соответствующее восприятие. И это верно как про коммерческую прозу, так и про серьезную. Я понимаю, что раньше, с Жюлем Верном, лунными тракторами, мушкетерами и индейцами, у нас был перекос сторону мальчиков, но все равно мне, как отцу двух мальчишек, хотелось бы, чтобы для них писали больше. И я сам стараюсь это делать".
http://family.booknik.ru/articles/chto-by-pochitat/my-pobedili-velikoe-zlo/
http://avvas.livejournal.com/7108038.html


Сегодня в 4 часа дня немцы появились на улице, где я живу. Это оказалась рота велосипедистов. Население встретило немцев очень сдержанно. Лишь немногие жители спустились по лестнице и стояли около под’езда. Одна гражданка, хорошо говорящая по-немецки, начала расспрашивать немцев относительно новых порядков. Оказывается, что советские деньги будут по-прежнему иметь ход. Одна марка будет стоить 10 рублей.
http://magazines.russ.ru/sp/2010/12/ni8.html
http://markshat.livejournal.com/148332.html



http://sergey-larenkov.livejournal.com/26870.html



Только для тех, кто в танке
http://afrikanbo.livejournal.com/313827.html
http://lubech.livejournal.com/84969.html
добавка:
http://jaerraeth.livejournal.com/427193.html
http://jaerraeth.livejournal.com/427193.html?thread=2577337#t2577337


проблема, на мой взгляд, состоит не в том, что наш туземный университет нуждается в реформе, которая проводится плохо, а в том, что тут у нас, в силу некоторой, я бы сказал, специфики общества, которое исторически сложилось на просторах бескрайней, этот самый университет нахрен никому не нужен вообще, и это все, включая прежде всего инициаторов реформы, хорошо понимают (те немногие, кому реально необходимо высшее образование, и так получают его заграницей), умно и дельно было бы не мучать никого всеми этими сокращениями, оценками эффективности, публичными разборками с министром и прочим вздором, а просто нахрен закрыть эти самые университеты, сохраняя для увольняемой профессуры их нынешнюю зарплату как пособие по безработице, выйдет мало того, что гуманно, так ещё и на круг дешевле
http://rencus.livejournal.com/718659.html
добавка
http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=54322


В 1830-х годах Татьяна Ларина/Мария Троекурова выходит замуж за Гремина/Верейского и отказывает Онегину/Дубровскому, потому что для брака имеются два препятствия - чувство христианского долга и невозможность быть в обществе после мезальянса. Причем первое препятствие сильнее. После венчания никаких вариантов быть не может.
В 1870-х годах Анна выходит за Каренина и поддается Вронскому, причем препятствие только одно - второе. Про христианский долг она даже не думает. Осуждающий ее свет, впрочем, тоже. Важнее соблюсти формальные приличия.
В 1890-х годах дворянка по имени Анна выходит за столь же престарелого чиновника Модеста Алексеевича и заводит роман с купцом Артыновым. Оба препятствия потеряны. Про приличия и долг думает только заскорузлый Модест Алексеевич. Но свет не только не осуждает распутство Анны (а это мезальянс дворянки с купцом), но откровенно покровительствует ему в лице Князя. Причем Модест Алексеич рад-радешенек, что ему через жену-блудницу перепадет лишний орденочек.
Итак, к концу предпрошедшего столетия казус Лариной перестал быть проблемой для общества. Религиозный долг исчез вместе с богобоязненностью, а светские приличия - вместе с обедневшим дворянством, потерявшим силу на фоне лихого купечества.
И в начале 20 столетия уход Маргариты от законного занудного мужа к Мастеру откровенно венчается уже самим Дьяволом.
Хе-хе, это уже четвертое звено...
http://banshur69.livejournal.com/310351.html


Стоим средь шумного митинга с Крыловым К.А., пламенным трибуном. Где-то вдалеке немелодично поет Кашин и бьют православного активиста Энтео. А мы о чем-то своем болтаем.
И тут подбегает к нам дама, прекрасная и восторженная. Брошюрками какими-то машет.
- Партия 5 декабря! Это партия гражданских активистов! Возьмите! Вдруг заинтересуетесь! Я вот заинтересовалась! Возьмите! Партия!
- Спасибо, у меня своя, - с достоинством отвечает даме, прекрасной и восторженной, Крылов К.А., пламенный трибун.
http://ivand.livejournal.com/1729431.html


Называл хелицеры мандибулами из стыдливости...
В трилогии "Властелин колец" лишь однажды зоолог побеждает во мне зрителя - сцены с Шелоб. Наконец я смог увидеть, как менялась концепция этой паучихи у создателей фильма - оказывается, могло быть и хуже... С самого начала художники почему-то решили наделить ЕЁ анальным жалом (которого у пауков, естественно, нет). Вот самые первые рисунки
http://olnud.livejournal.com/115710.html


Наблюдал как-то в гостях любопытную сцену. Хозяин дома резко выразил свое неудовольствие каким-то из по-видимому только что имевших место эпизодов поведения его лайки. Порицание то было или наказание не понял, так как видел уже завершающий эпизод сцены, когда сабака понуро пошла в свой угол и улеглась там на коврике с безучастным видом.
Как то потом уже понял, поговорив с хозяином, наказание то было воспринято собакой как не то, чтобы несправедливое, а скорее несоразмерное совершенно пустяковой - как она видимо полагала - вине. Впрочем и хозяин тоже позднее признал что погорячился.
Десятилетний ребенок хозяина, который по-видимому при этом с самого начала присутствовал, подошел к собаке и начал её утешать, поглаживая. Собака отвернулась мордой к стене и больше уже никак ни на что не реагировала.
Ребенок еще немного попытался поласкать её, но видит что не воспринимаются его утешения, встал и тоже огорченный пошел в свою комнату...
Когда дверь за ним закрылась, собака встала, оглянулась вокруг и видит что более уже никто на нее не смотрит. Немного потопталась в нерешительности и - медленно переставляя ноги - пошла пошатываясь в комнату к ребенку, с которым у неё в семье самые лучшие как мне объяснили отношения.
http://abcdefgh.livejournal.com/1546712.html


Оден
Мне кажется, что в Яго Шекспир создал замечательный образ негодяя как святого наизнанку, saint manqué. Возможно, это звучит дико. Но Шекспир совершенно прав, рисуя такой портрет, потому что у святого и у злодея очень схожая психология. У обоих этика и эстетика почти сливаются. И тому, и другому присуща отстраненность и свобода в человеческих отношениях; и в том, и в другом очевидно отсутствие условностей и мотивов, которые волнуют и властвуют над большинством из нас.
http://autrement-que.livejournal.com/410718.html


У орхидей нет ни сладкого нектара, ни вкусной пыльцы, а опыляться как-то надо. И вот эти орхидеи "разработали" прекрасную стратегию опыления.
http://progenes.livejournal.com/206474.html
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments