Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Фронт науки

Есть такое выражение - фронт науки. Оно не чрезмерно известно - в некоторых кругах так говорили, а в других не говорили. Была такая похвала - "держать значительную часть фронта". Это когда некий человек настолько обширно начитан, так знает языки и разные предметы, что держит под наблюдением несколько "больших наук" сразу, или несколько десятков внутринаучных дисциплин и направлений. Ну а сам фронт в целом - конечно, познавательная деятельность всего человечества, это метафора о том, как мы себе воюем с незнанием своим познанием.

Фронт составляют предметники. Конечно, есть этакая фронтовая разведка - люди рискуют, забираясь подальше от мейнстрима в своей области. В случае неудачи бесплодно немеют, но часто у них просто нет слов, чтобы сказать, что же они видели. А еще чаще они привычными словами называют нечто совсем незнакомое, о чем сами узнают в последнюю очередь. Есть разведка генштаба, там пишут монографии и фантазирует над отчетами коллег. Есть разные технические войска, для поддержки линейных на фронте. Занимаются своей техникой и предмета не видят, и фронтовые очень им завидуют - служба непыльная, кошт получше, поскольку ежели парад какой или надо генералу армию казовой стороной - так как раз этих кажут, они с выправкой, мундиры горят пуговицами, выпушки топорщатся в правильных местах, отчетность в порядке и показатели горделивы - умеют вот такую вот фигню аж вон туда залупасить. Цитируемость, опять же, на высоте. Кроме линейных предметников и технических войск особого назначения, еще много разных обслуживающих формирований. Есть даже пропагандистская деятельность в виде политпросвета... то есть популяризации наук.

Военная эта метафора вспомнилась мне, поскольку фронт прорван. В силу разных причин, о которых легко догадаться, он существовал до девяностых годов в двух экземплярах. Потом тут фронт рухнул в связи с общим падением науки в России. А там, за границей, фронт рухнул в силу экономоцентризма и новых веяний в управлении наукой - тоже в связи с падением России. То есть одно падение - и разом двух фронтов нет. Понятно, что можно говорить много подробнее - описывать культуру, в которой развиваются новые люди, говорить, например, о людях горизонтальных и вертикальных, о культуре с ценностями всеобщими и с личными, локальными. Объяснять про универсальные ценности познания, которые мотивировали универсальную по претензиям науку. Объяснять, отчего прежде было возможно содержать такую науку, а сейчас никак невозможно и невыгодно. Вместо универсальной науки - проектная. Говоря смешливо, раньше знали "всё", хочешь или не хочешь, а теперь знаем всё, что захотим узнать. Другое дело - наше желание захотеть вертит нами, как хвост собакой, и проверить, того ли мы хотим, возможности нет. Можно говорить отдельно про фундаментальную науку и про прикладные науки, отдельно про горячие, "красные", развивающиеся направления и "холодные", умирающие направления - в них совершенно разный интеллектуальный климат, частота цитирования и много других отличий.

Теперь есть сражающиеся в окружении части, плохо представляющие, что происходит вокруг. Ну, ничего, надо надеяться, что ничего такого, что бы потребовало взгляда на десятилетия вперед, с человечеством не приключится, потому что сейчас возможности предвидеть у нас - на полгода-год. А то и меньше. Ну, надеюсь, не надо пояснять, что в отдельных областях дальность взора побольше, но это не в счет, поскольку объектное и научное расчленение не совпадают, то есть узкий дальний взгляд не дает видения проблемы, а согласования разных специализированных взглядов нет. Ну, ладно. В конце концов, всегда можно сказать, что доказательств про фронт нет - ни про то, что он был, ни про то, что прорван. В этой области вообще трудно с обоснованиями, так что можно все это дело игнорировать, оно и спокойнее.

Звучит грустно. Но, может быть, даже если замечание о прорванном фронте и верно, - это всего лишь устаревшие индустриальные мечтания. Этот самый фронт науки был создан в XIX веке, до того ничего подобного не было. Существовал он тем самым в лучшем случае лет сто пятьдесят, и теперь его нет. Может быть, это и ничего. Конечно, теперь даже не объяснить, какое это чарующее впечатление - когда имеется полный круг знаний, обеспечивающий познание и научное мировоззрение. Сейчас народ привычен к дыркам в знаниях и их даже не замечает. Держу пари, многие даже и понятия не имеют, что раньше было иначе, чем сейчас, что нынешнее решето чем-то по каким-то показателям может быть хуже и беднее, чем прежде. Но это ведь всего лишь впечатление, и оно скоро умрет вместе с поколением, еще заставшим фронт науки. А следующие поколения будут вместо этого обходиться статьями футурологов и экспертов по глобальным угрозам - им будет казаться, что это нормально.
Tags: science4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments