Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,

Уровень

Как пол, так и ум есть свойство количественное, в смысле - сборное, результат взаимодействия множества факторов и качеств. Нет чего-то единого, что можно оценить баллом - есть букет способностей, частично противоречивый, частично взаимозаменяющий, по-разному работающий в разных условиях. Память и комбинаторика, скорость и объем - там очень много чего.

И есть такое отдельное качество - уровень ума. Это действительно отдельная вещь - можно видеть массу случаев, когда человек очень умный, но мыслит только на низком уровне, выше не может. И наоборот, "не умный" человек, мыслящий на высоком уровне - бывает и так, но это не столь интересно - умеющих думать на высоком уровне очень мало, так что вопрос, чего они лишены, теряет остроту.

И тут интересно, что же такое уровень. Про скорость, объем, глубину памяти, дальность и оригинальность ассоциаций более или менее понятно, а уровень - что такое?

Сначала в голову приходят всякие тривиальности - вроде уровня обобщения. Но это, конечно, попросту неверно - тривиальное линейное обобщение производить способны очень многие, это не то. А что то? Хороший наводящий пример - старая история про трех возчиков. Прохожий встретил по пути в город трех мужиков, каждый правил телегой, полной камней. Он спросил каждого: что ты делаешь? Первый буркнул: не видишь? Камни вожу. Другой сказал: на хлеб детям зарабатываю. Третий ответил: строю Кельнский собор.

Это не линейное обобщение. На каждом уровне привлекается совершенно новый круг явлений с собственным целеполаганием. Так что элементарная деятельность, осуществляемая "вот тут, на самом деле" оказывается совершенно различной - поскольку встроена в совершенно разные системы.

В науке совершенно та же история. Одно и то же фактическое открытие, эмпирическое обобщение и новый теоретический результат может оказаться в руках того или иного мужика. И в рамках науки имеется целая лестница уровней, с очень разным устройством, и на каждом уровне своя терминология, свои мировоззренческие картины, свои цели. Так что новое открытие, новый результат будет понят в соответствии с уровнем данного научного мыслителя - и некого научного сообщества. Понятно, что при описании получатся совершенно разные картины. То, что с одной точки зрения - замечательное свершение и крайне важный вывод, для других - штука проходная и ожидаемая, или - что-то еще, по-разному бывает. Практически один и тот же ряд фактов и теоретических обобщений может лежать в основании очень разных теоретических концепций, настолько разных, что до тривиальных рассуждений про критические эксперименты, которые позволят... - семь верст киселя, там может попросту не быть таких критических экспериментов. Если угодно, могу выразиться иначе - сторонники одного из соперничающих лагерей вымрут раньше, чем кто-нибудь придумает такой эксперимент, то есть в жизни научного сообщества в любой реальной ситуации он просто не востребован и никогда не ставится.

Ладно, это лирика. Давайте я лучше спрошу. Если вы хотя бы интуитивно, каким-то образом представляете себе, что такое "уровень мышления" - скажите, как вы это представляете, как определяете. Важно только не спутать с чем-то другим - с тем, кто же прав, с тем, кто пользуется признанием и прочими показателями - очень важными, но другими. Как вы определяете, на каком уровне мыслит собеседник? Можете ли понять, что его уровень выше, чем у вас? А как?

(c) zh3l
Tags: ethnography2, philosophy3, psychology4
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 217 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →