Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,

Толкiенъ vs. Арiосто
Я вотъ думалъ, чѣмъ, собственно, подростковая культура отличается отъ неподростковой. Могу предложить такую версiю — Толкiена ужъ точно можно отнести къ первой, и есть симметричное (на самомъ дѣлѣ много болѣе крупное) явленiе въ литературѣ итальянской — «Неистовый Роландъ». Второй, несомнѣнно, относится къ культурѣ взрослой. Его относительно меньшая популярность за предѣлами Италiи связана, разумѣется, въ первую очередь съ международной судьбой итальянскаго языка, а во вторую — съ общимъ уровнемъ толпы.
И то, и другое, — міръ фантазiи. Но для Толкiена этотъ міръ серьезенъ и способенъ въ потенцiалѣ замѣнять и вытѣснять реальность. У Арiосто фантазiя вставлена въ правильную рамку — жанровую въ первую очередь, что даетъ возможность и реальности — тайной грусти, разлитой подъ бурлескомъ, — занять свое мѣсто. Кстати, чтобъ воспоминанiе не пропало, замѣчательный филологъ Томмазо Борри очень огорчился, когда я сказалъ, что Тассо мнѣ ближе, чѣмъ Арiосто: «Арiосто — душа Италiи». Арiосто — высшая зрѣлость: фантастическiй элементъ не отвергается, у него должная позицiя. Поскольку я согласенъ съ Богемикомъ, что русскiе — реалисты, я не могу признать русскую культуру подростковой. Область фантазiи для насъ — какъ въ «Русланѣ и Людмилѣ» — тоже въ правильной рамкѣ.
Какъ разъ признакомъ подростковости культуры можетъ служить поискъ древнихъ корней и прочихъ питекантроповъ своей крови и нацiи. Русскiе неоязычники и примыкающiе продростковость, несомнѣнно, демонстрируютъ. Равнымъ образомъ и мыслящiе категорiями типа «братскiй народъ», «славянское единство» и т. п.
http://philtrius.livejournal.com/957375.html


читая какой-то материал о размерах и перспективах вооружённых сил, которыми обладает Республика Крым, обратил внимание, что границы предполагаемого нового буферного государства почти в точности совпадают с границами былого Крымского ханства: границы, как всегда, долговечнее государств и даже народов
http://rencus.livejournal.com/897623.html


далеко - это там, где у тебя никого нет. (зимбабвийская поговорка)
http://germiones-muzh.livejournal.com/1223117.html


...есть еще такая прекрасная корейская дорама "Скандал в Сонгюнгване". Давайте, чтобы уж два раз не вставать, я тоже про нее тут скажу пару слов. Раз уж я живу со специалистом по ориентализму, сделаю такой ориенталистский пост.
Девочка учится в университете под видом мальчика. Только университет XVIII века и раскрытие тайны карается смертью. Очень классно показано, как парни, еще не догадываясь, что находятся в присутствии девицы, начинают на нее реагировать и как это влияет на отношения между ними. Отдельно - как в этом фильме показан процесс обучения и то, что книги, библиотека, чтение и письмо - не только интеллектуальное, но и чувственное пространство. Да-да, там так один герой и говорит про переписку учебника: "Очень эротично!". Постмодерничность особенно проявляется в том, что это еще и ирония над жанром школьной и университетской романтики: сдача экзаменов, спортивные состязания с "телетрансляцией", интриги со студсоветом. Очень смешно обыгрывается современная техника в до-техническую эпоху: "фотографии", нарисованные от руки, наручные солнечные часы вместо секундомера, ручной деревянный подъемник, вместо лифта, в котором по законам жанра должен произойти первый поцелуй... Семейка главных героев в конце - просто откровенный стеб над современными "типичными" профессорскими семьями и темой женской эмансипации. И да - там целых две реальные исторические личности, над которыми создатели сериала тоже прикалываются, одновременно выражая им свое восхищение: император и профессор Чан, один из реформаторов конфуцианства.
Причем ощущение, что играют откровенный карнавал, но все это - с предельной серьезностью в отношении чувств и проблем нравственного выбора. Более того, эта сознательная и ироничная бутафория как раз и высвечивает всю серьезность таких моментов. Местами я там просто рыдал, настолько переживал за главного героя, а в нескольких местах мне было откровенно страшно особенно в сцене товарищеского суда по поводу обвинений в мужеложстве. Отдельно надо сказать о том, как в этом фильме однозначно трактуется любовь. Не важно, между кем и кем, о романтическом чувстве идет речь, о дружбе или о любви родителей к детям, и не важно, разделенное это чувство или безответное - в любом случае это абсолютное принятие любимого человека и его выбора. То есть вот все - страшные (реально страшные из-за объема власти) амбициозные папаши, жестокий антагонист главного героя (реально жестокий), глупая девочка, на первый взгляд, нужная по сюжету только в качестве помехи главным героям - все они любят и какие бы чувства они ни испытывали (испепеляющую заботу, жажду обладания предметом страсти и подчинения своей воли, желание быть рядом с любимым человеком и исполнять все его желания), каким бы характером они ни обладали, ты понимаешь, что это настоящая любовь, потому что в конечном счете, они оказываются способны отказаться от самих себя ради любимого человека. И еще, что меня особенно расположило в отношении этого фильма, это то, что у этого сериала оказались очень вдумчивые вы высоконравстенные фанатки.
...Японское общество сквозь призму этой массовой видеопродукции предстает довольно больным и закомплексованным (в чем-то вроде нашего, а в чем-то даже похлеще), а вот южные корейцы - прямо-таки образец здорового отношения к жизни. У японцев даже в рассказе про самые романтические отношения непременно будет так или иначе затронута тема насилия - пусть даже чисто эмоционального - по отношению к женскому или воспроизводящему женскую гендерную модель персонажу. Причем в таком разрезе, как будто никакая любовь невозможна без пробуждения собственнических инстинктов, без доминирования и подчинения. Как они всюду целуются с заламыванием рук, так это - просто туши свет!
У корейцев же даже в самой кровавой истории с горами трупов и морями крови будет внятно показано, что любое насилие - всегда зло и всегда - тупик. И в любом случае герой, какой бы он симпатичны ни был, если он встает на путь насилия и беззакония, будет в финале жестоко наказан.
...Пресловутый "Клин любви" (Ai no kusabi) - смотреть нужно первый фильм 1994 года и недоделанный ремейк 2012 г. Именно для того, чтобы сравнить разные стадии развития масскультуры и увидеть, насколько изменился за одно десятилетие наш мир и его представление о самом себе. Поскольку произведения в жанре антиутопии для того и создаются, чтобы подсовывать миру кривоватое зеркало, которое не столько искажает картину мира, сколько делает акцент на присутствующих в ней искажениях. Из того, что в глаза особенно бросилось, помимо того, что в ремейке порнографический элемент был серьезно усилен (что уже само по себе показательно): 1) безродные крысы - обитатели трущоб образца 90-х показаны такими мужестенными романтиками, вроде "Безумного Макса", да еще и потенциальными революционерами, такими борцами с системой, которым пока просто не везет; в 2012 г. - это такая шайка подростков, которым просто нечем заняться, которые никому не нужны и тупо маются от скуки, единственное их будущее - сломать себе шею, спиться или сколоться. 2) высший свет образца 2012 года показан абсолютно недостижимым: гигантские пространства дворцов и многокилометровые полосы отчуждения между миром элиты и миром трущоб, запредельная высота небоскребов, сложная пропускная система с различными видами слежения и дистанционного управления; в антиутопии середины 1990-х парень с улицы мог войти в здание, на верхнем этаже которого веселились сливки общества, и потребовать встречи с премьер-министром, а еще премьер мог запросто, без охраны и нареканий со стороны коллег, зайти в гости к своему возлюбленному в его квартирку в трущобах. Плохо в нашем сегодняшнем мире с демократией, оказывается...
http://patricus.livejournal.com/115655.html


Известная поговорка про «ложечки нашли, а осадок остался» сполна подтверждается данными социальной психологии. Так, было показано,что диффамация действует – люди не доверяли оклеветанным в сравнении с контролем даже после разоблачения ложности соответствующих утверждений.
«Дэниэл Вегнер и его коллеги провели ряд простых экспериментов с целью проверки реакции людей на инсинуацию. В ходе исследования участников просили оценить предпочтительность политических кандидатов на основе газетного заголовка.
...Поразительно, однако, другое — простое предположение, что кандидат вел себя сомнительно, или всего лишь отрицание того, что кандидат вел себя нежелательным образом, также имели своим результатом негативное восприятие кандидата — лишь чуть более положительное по сравнению с теми, кого обвинили напрямую. Создается впечатление, что достаточно задаться вопросом, а не занимался ли кандидат недостойной деятельностью, чтобы нанести ущерб его политическому имиджу. Более того, источник инсинуации не так уж важен: кандидаты все равно оценивались негативно, даже если заголовок был в газете, не пользующейся доверием.
...Однако тут есть и противоядие. Эмоция, созданная воздействием диффамационных сообщений или просто плохих (травмирующих) новостей, толкает нас больше к этой теме не возвращаться. Это ошибка – мало того, что в нас ложное недоверие останется, сохранится травмирующий эффект плохих новостей. Надо пересилить себя, вернуться, и прочитать ещё раз; тогда будешь воспринимать сообщаемое не эмоционально, а умом.
...Поэтому на самую лживую пропаганду, апеллирующую к эмоциям, ну, скажем, национальной ненависти, легче всего попадаются самые душевно чистые и честные. Отсюда необходимость трезвения, чтобы ум оказывался судьёй и арбитром эмоций, адекватно ограничивал их, направлял по цели, нужной нам самим, а не атакующей нас пропаганде. Притом что нравственные оценки нельзя отключать, это также ведёт к искажениям, но другого рода, однако «придавать форму» соответствующим эмоциям и наравлять их по цели должны именно ум и знание.
http://wolf-kitses.livejournal.com/395801.html


ясно, что по нонешним временам каждый приличный человек должен побывать в ОВД. Но не у всех есть время. Потому появляется обширная бизнес-модель.
(1) фальшивый протокол, без суда, запись в ФБ - несерьезно, эквивалент диплома, купленного в метро, Диссернет найдет и заклеймит.
(2) фальшивый протокол с зиц-отсидкой, ежедневный твиттер: почти идеальный вариант (как хорошо написанный липовый диссер) - практически не ловится, если не застать in flagranti (в кафе, скажем, Жанъ-Жакъ во время предполагаемой отсидки). VIP-пакет: фото с винтилова и в автозаке (актер-грим-фотошоп)
(3) можно вообще не ходить винтиться, а сразу явиться в ОВД (но самому). Бонус: можно выбрать ОВД с хорошим обращением. Добрые люди за малую мзду займут очередь.
http://prahvessor.livejournal.com/443715.html


И тут хозяин в тёплой ватной тишине произнёс:
- Говно.
Что за говно, куда? Я подумал, что очень мы разбрасываемся этим словом. Иногда оно заместитель крика "Мама!" или "Спасите!". Иногда человек норовит так обозвать всё то, что не понимает, а иногда это крик отчаянного слесаря, пробившего трубу. В общем, слово "говно" что-то вроде слова "интеллигенция", которое все употребляют, но никто не понимает.
http://berezin.livejournal.com/1679247.html


Те самые адепты Стругацких, которые, как тайная секта, вышли из шестидесятых и семидесятых, те, кто знал наизусть все реплики персонажей из повести о космическом засланце, с недоумением видят фильм о мрачном мире, безо всяких шестидесятнических выкрутасов. Всё это лёгкое и весёлое путешествие в прошлое, почти фэнтези (я, кстати, помню, как в давние времена, при малом выборе книг, любители устраивали ролевую игру по «Трудно быть богом», что по твоему Толкину), так вот вся эта культура, раздёрганная на цитаты, безжалостно скомкана. А так хорошо было сказать «после серых всегда приходят чёрные», намекая на то, что за Брежневым пришёл Андропов. Да неважно на что намекая. Да не всё ли равно, кто за кем? И дон Рэба - это, конечно, Берия. Или неважно кто. И у наших-то Стругацких герой потом отмыт и просветлён, у нас поэтому была надежда, нам было весело обсуждать возвышенные вопросы... А тут грязь и кровь, что беспросветны и бесконечны. Беда.
...И гораздо больше он мешает разговорам о высоких материях. Ещё осенью стало понятно, что этот фильм прекрасно жил безо всякого показа. Не-зрителям было хорошо и без картинки - люди могли до хрипоты спорить о прогрессорстве, о том, хороший ли актёр Ярмольник и ждёт ли нас всех опять власть чёрных, сменившая власть серых. Фильм этим спорам даже как-то мешал.
...И вот тут вопрос «Зачем?» получает новый смысл. Зачем смотреть на ад? Нужен тебе этот опыт, среди обыденной жизни и других фильмов? Ну, можно сейчас не смотреть - всё равно потом покажут.
http://svpressa.ru/blogs/article/83190/


О чём бы я мог написать сценарий, если бы мог? О любимой белль епок. О Париже. О всемирной выставке в Париже 1900 года. О триумфе арт нуво, электричества, пара. О самообмане Европы. И о своём любимом эпизоде этой выставки.
Дело было в эпоху дремучего колониализма. Каждая из стран, кто желала, имела свою экспозицию в Колониальном отделе. В соседних павильонах - архитектура, наука, живопись, техника, рычат прирученные стихии огня, воды и воздуха. Человек терзает природу, приручает её, извлекает из её пасти ценности и смыслы. Эскалаторы, дизельный двигатель, тридэ в условиях 1900 года, движущиеся панорамы, русское кровельное железо на Соборе Парижской богоматери, пальма из чугуна, пирамиды из чего хочешь. Гром техники и трепет человеческого разума! А в Колониальном павильоне уютно, чем богаты, так сказать.
...Во французском отсеке колониального рая сидели канаки такие. С Новой Каледонии парнишки. У хижин, крытых пальмовыми листьями, сидели по-островному и мастерили себе каменные наконечники, чесались, прыгали, а потом снова за наконечники, пожуют ветку, почешут голову и кремнем о кремень - огонь добывают. Поучительно смотреть. Вокруг Париж и медали за химию, а тут вот дети Тихого океана. Интересно, да.
Здесь в сценарии надо сделать красивое отступление и сказать, что канаки за стеклом прыгали настоящие, природные. Но никто из них наконечники для копий делать не мог и огонь высекать тоже. Потому как все эти канаки были сотрудниками французской колониальной администрации, которых мобилизовало французское правительство по случаю выставки - изображать из себя хрен пойми кого. По десять часов в день сиди без штанов у очага из булыжников и валяй дурака перед публикой со всего мира. А канаки и по канакски-то уже не говорили. Они по-французски говорили и имели техническое образование, потому как на Новой Каледонии французы вовсю добывали никель и марганец, которые прямиком шли на ощетинившиеся заводы Крезо, где сталь, пушки, секретная документация и смерть шпионам с дирижаблей.
Россия своего представительства в Колониальном дворце не имела, но навезла диковинок очень много. Целыми деревянными улицами. Целыми промыслами и ликёро-водочными составами. Канаки столковались с нижегородскмии ложкорезами ( тоже неплохо знавшими французский, потому как не в первый раз в Париже, а у некоторых и поступление в академию художеств за плечами). Балакали на французском о том, о сём ложкорезы и охотники за черепами. Не запирали ни тех, ни других, было о чём поговорить.
И вот выставка закончилась, а длилась она очень долго. Под выставку даже Олимпиаду вторую затеяли. Пять месяцев Олимпиада шла. Пришлось даже женщин на соревнования допустить, чтоб участвовали. Разжигали интерес к спорту через красоту и панталоны чуть ниже колен. Долго шла выставка, но закончилась.
Канаки потянулись за штанами и крахмальными воротничками, чтобы вновь стать колониальными администраторами и инженерами горнодобычи, а из министерства по колониям приказ: ехать канакам с пальмовыми листьями и каменными наконечниками в Бельгию, Данию и Германию. Там, значит, ещё повыступать. В рамках просвещения соседей о французском колониальном величии.
Канаки в Бельгии стали проситься домой, писали письма, которые робко протягивали сквозь прутья сочувствующему им уборщику. Уборщик относил письма новокаледонцев в почтовый ящик и отправлял в Париж. Из Парижа ответа не поступает и не поступает. Дания промелькнула. Вот и Германия. "Что, есть ответ, Куруку?", - спрашивает, дубася осточертевшим кремнем по пальмовому стволу Муруку. "Нет, нет ответа. Дубась, давай, бережнее, не в шахте, последнее бревно используем, а впереди Гамбург ещё с Бременом. Политическая обстановка нестабильна, немецкие калийные акции падают, возможны провокации ...", - отвечает товарищ, специалист по добыче марганца из кислых пород. "Когда ж это закончится? А? А?!" "Да змильзоля его знает, когда..."
http://gilliland.livejournal.com/384312.html


Лем пересказывает пару сюжетов Дика, замечая: «В кратком изложении его романы выглядят просто идиотски». Чистая правда: любой роман Дика в кратком изложении выглядит идиотски. И это логично — хороший роман нельзя пересказать, зато, когда его читаешь, текст оправдывает любые фантдопущения, любых богов, андроидов, телепатов, и галлюцинации тоже. Известно, что Дик принимал ЛСД всего два раза в жизни, а галлюцинировал лишь однажды — он увидел чудовище, которое тысячи лет читало ему список его грехов (позже он вставил эту сцену в «Помутнение»).
...Скорее, Дику важна была не столько окончательная победа героев над мировым злом, сколько то, что, даже проиграв, они смогли не потерять себя.
...«Твои мыслеобразы возвращаются к тебе как проявления внешнего мира».
http://www.mirf.ru/Articles/art6076.htm


"Я выслушал брата и спросил его: кто посвятил тебя в сан епископа? Кто посылает вам инструменты и все лекарства для ваших больниц? Где вы берете учебники, священные тексты и канцелярские принадлежности вроде бумаги, чернил и ручек?
А брат, отвечая, сказал мне так: Поскольку я служил христианству самой надежной верой и правдой, однажды во сне мне послышался голос, и этот голос прорек мне с неба, что я посвящаюсь от Бога в епископы — на веки вечные, или бессрочно. Как только об этом услышали духи — мне волей-неволей пришлось им открыться, — они подтвердили мое посвящение. Второе. Мы получаем больничные инструменты со всеми нужными для больниц лекарствами от тех, кто при жизни снабжал врачевателей, а после смерти ушел в Город Мертвых и снабжает теперь одних мертвецов, потому что живых боится и ненавидит. Мертвые издатели книг регулярно шлют нам из Города Мертвых священные тексты и учебные книги, а бумагу, ручки и запасы чернил поставляют нам мертвые владельцы фабрик, занятые при жизни изготовлением и продажей канцелярских принадлежностей".
Моя жизнь въ л?су духовъ Амос Тутуола
http://osyotr.livejournal.com/293490.html



http://gorshkov-sergey.livejournal.com/67617.html


Из сегодняшнего особенно запомнился рассказ Pascal Molenberghs о нерофизиологических эффектах коллективности, о том, как влияет на решения и молговую деятельность ощущение принадлежности к группе.
В одном из экспериментов они сперва разделил участников случайным образом на две команды и выдали им красные и синие майки. Затем было сказано, что между командами красных и синих проводится соревнование на быстроту реакции. Игрок должен нажимать на одну из двух кнопок в зависимости от того, какая появляется картинка. Наблюдатель, он же подопытный, смотрит видеозапись, в которой кнопки нажимают представители красных и синих (попеременно, один раз красный игрок, в следующий раз - синий). Наблюдателю нужно оценить, кто быстрее реагирует. Исследуется правильность его оценки и регистрируется активность мозга (fMRI) во время оценивания. Выяснилось, что при больших различиях в скорости реакций игроков на видео наблюдатель дает правильную оценку сравнительной скорости игроков, но вот если различия невелики, то он начинает подсуживать «своим»: оценка скорости сдвигается в сторону своей команды. При этом активность частей префронтальной коры, связанной с оценкой социальных отношений (mPFC) выше в случае наблюдения за «своими». Однако, этот сдвиг возникает не у всех. И если посмотреть на работу мозга у людей, в большей или меньшей степени предрасположенных к сдвигу мнения, оказывается, что и активация mPFC возникает только у тех, кто легко причисляет себя к какой-то команде и начинает за нее болеть. Но болельщики, к счастью, не все.
...Есть такой эффект, который я называю «парадоксом пропаганды»: пропаганда действует только на тех, кто уже и так за. Полярно окрашенные политические издания читают те, кто с ними согласен. Идеология объединяет своих за счет усиления разобщенности с чужими.
Возможно, единственный настоящий способ долговременного измения мнений – обеспечить достаточное количество нейтральной и правдивой информации. Это если смотреть на вещи с оптимизмом.
http://catta.livejournal.com/137539.html


Победа ассоциируется не с крыльями, а с ногами. Больше устойчивости в движении. Про спортсмена с золотой медалью, когда он с флагом делает круг почета, говорят, смотрите, мол, радостный, летит. А он бежит.
Как это сказать. Ну вот полет - кто летал на микросамолетах или прыгал с парашютом, тот знает, что воздух, он не легкий и прозрачный - он твердый и неровный. Он фактурен как беговая дорожка.
Крылатость и устойчивость не противоположны, а разные аспекты одной штуки, что ли, и именно с ней ассоциируется победа или поражение.
Тут тянет в богословие, или в алхимию. Вроде, прошел двенадцать алхимических стадий, и что изменилось? Да все изменилось, но все абсолютно точно на том же месте, как и было. А среди этих стадий есть такая: ферментация. Она полностью недостижима собственными усилиями, к ней можно только приготовиться, и тогда иногда нечто приходит извне, и это тоже еще не конец процесса. Вот дело в этом нечто.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1869788.html?thread=97472732#t97472732



http://alexandreev.livejournal.com/132634.html


Сегодня мы можем назвать много языков, которые являются не креольскими в полном смысле этого слова, но именно креолизованными. Когда-то они были естественными языками, затем они распространились на несколько народов, эти народы постепенно смягчили противопоставление в этих языках, и они стали более простыми по сравнению с соседними. Хороший пример — язык суахили, который, по-видимому, был живым языком, естественным языком островов восточного побережья Африки, однако в связи с тем, что он стал языком межэтнического общения (прежде всего в сфере торговли), суахили значительно упростился.
Существовало государство Кавказская Албания, о котором мы знаем очень мало. Вероятно, государственным языком являлся агванский, предок современного удинского языка. В удинском языке специалисты находят ряд характеристик, которые позволяют нам говорить, что язык был отчасти креолизован. Подобные явления помогают нам отследить историю языка, даже если письменные источники эту историю не зафиксировали.
http://postnauka.ru/video/23464


эволюция идет как идет трамвай -
там, где рельсы лежат и ток гудит по дуге,
кислороду, главное, больше не наливай,
говорят тайге,
а то в прошлый раз и в позапрошлый раз,
перебой, перебор, искра, луна, чепуха -
выживают только те, кого случай спас,
и потом опять от водорослей и мха
до садов и обитателей городов,
и рассказывают о славе минувших дней,
и выдумывают тех, великих, что были - до,
и находят их отпечатки внутри камней,
и пока самум твердит о себе самом,
поднимая образцы с третичного дна,
кистеперая рыба пишет домой травяным письмом
о примате Чарльзе, в которого по-прежнему влюблена.
http://el-d.livejournal.com/78324.html
Tags: livejournal2
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments