Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Старые дела

Бен-Дэвид, Д. Роль ученого в обществе / Джозеф Бен-Дэвид; пер. с англ. А. Смирнова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 344 с.
http://postnauka.ru/longreads/24949

"Мы только сравним и попытаемся объяснить трудности в функционировании научных систем, которые возникли в Германии начиная с конца XIX века и в Соединенных Штатах в 1960-х годах.

Как только этот этап первоначальных возможностей завершался, правительства оказывались в положении,поддержки науки, не имея достаточного знания социальных последствий науки или зарубежных образцов, которые можно было использовать в качестве ориентира. В этом состоянии неопределенности действительно принятая политика определялась одной-единственной целью, а именно — поддержанием научного превосходства ведущей страны над всеми остальными странами. Это полностью изменило условия, при которых системы работали в предыдущий период. Реакция этих двух систем на новую ситуацию была совершенно различной. В Германии, где академическая иерархия была крайне авторитарной и где университет выступал против любых попыток поставить его на службу утилитарным целям, политика, принятая университетами перед лицом расщедрившегося правительства, была «дефляционной». Профессора выступали против всякого расширения и диверсификации функций университета и использовали ускорившийся приток средств на исследования для дальнейшего укрепления власти и разрыва в статусе между ними самими и остальными исследователями. Так, в ситуации быстрого роста ресурсов и престижа университетов и науки вообще обращение этих ресурсов опустилось ниже уровня возможностей, имевшихся у науки, и спроса на научные услуги. В результате механизм самоперерождения конкурентной системы был практически разрушен, когда очевидной стала неспособность немецкой системы реформировать себя перед появлением и после падения нацистского режима.

В Соединенных Штатах, где исследования и научная подготовка в университете считались чем-то, что основывалось на или даже служило средством для достижения практических целей, реакция на массированную государственную поддержку была «инфляционной». Система, которая в этом случае сознательно создавалась для использования всех имеющихся возможностей, восприняла возросшую государственную поддержку в качестве еще одной такой возможности. Не желая исключать ни одной возможности расширения и диверсификации, университет взялся за задачи, которые были ему не по силам (или, во всяком случае, не по силам в то время). Это привело к неразумному использованию средств и, возможно, способствовало возникновению того недуга, от которого американские университеты страдают сегодня.

Последствия дефляционной ситуации в Германии в период с 1880-х годов до прихода к власти нацистов в 1933 году и инфляционной ситуации в Соединенных Штатах сегодня можно рассмотреть с точки зрения дюркгеймовской теории аномии. Согласно этой теории, дефляционные и инфляционные кризисы вызывают социальную дезориентацию и отчаяние, поскольку устоявшиеся критерии оценки результатов деятельности, а также привычные отношения между средствами и целями деятельности утрачивают свою обоснованность. Для проведения таких параллелей имеются определенные основания. В результате трудностей и непредсказуемости научной карьеры среди профессиональных ученых в Германии распространились отчаяние, непокорность и уход в отставку (resignation); и среди американских ученых сегодня распространено ощущение утраты целей и неудовлетворенность, вызванная слишком легким материальным успехом, который не всегда связан с внесением серьезного вклада в науку и общество."
Tags: books6, science4, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments