Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Хоттабыч

Всех контактеров делают в Москве...
Вот что можно узнать о шаманах и контактерах:

Clipboard01
Это из книги Харитоновой "Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. 2006.
Clipboard03
Clipboard04
Clipboard05
Clipboard06
Clipboard07
Clipboard08

Конечно, очень занятно, как москвичи едут на Алтай и там приобщаются к исконным традициям, семь лет назад завезенных туда москвичами же. Много там историй - как среди шаманок можно встретить недавних жительниц Подмосковья, или вдруг американку какую. Наши по обмену опытом стремятся в аутентичные индейские фигвамы, а те оттуда - сюда, к нам, в Сибирь, в знаменитое Беловодье.

Тут у меня ассоциация с национализмом. Как интеллигенция рассказывает сказки о многотысячелетней истории нации окрестным поселянам, а в следующем поколении это уже пишут в учебниках истории и свидетели находятся и вообще все отыскивается. Если историю делают, отчего не сделать контакты. Творение богов.

И тут у меня другая ассоциация. Там много историй в книге об этих самых контактах. Доктора наук, вполне себе научные, камлают и провидят. И вообще народ вовсе не сплошь обманщики, есть люди искренние и критичные. И проговаривается там объяснение - мол, психофизиология. Люди в трансе что-то видят, потом эти образы легче проторяют дорогу, и вступают в контакт. И вот уже голоса, вот уже образы привычные, вот уже советы по излечению и поведению. Не стал я копировать, красивая там история в книге про волчицу. Как одного доктора наук посвящали, били в бумен, но вдруг он занервничал, отобрал у шаманки бубен и сам покамлал, гораздо живее и громче, и успокоился. Оказывается, раньше его уже посвящали, и был у него дух свой - Волчица. Так она к нему явилась при этом демонстрационном посвящении и сказала, что ежели будет как сейчас, тихо и медленно - она уйдет совсем и больше не придет. Он занервничал и сам покамлал, как надо, по-хорошему, и она вернулась, простила. Такие нравные духи.

Хоттабыч этот. Тоже, наверное, с норовом старичок.

Если люди видят что-то общее, то, видимо, это спровоцировано общей социальной средой, ожиданиями, традицией. Каждый видит свое - коли среди шаманов, видят одни каринки, коли в среде другой религии - другие картинки. Главное, что эти образы не снаружи, а внутри. Человек отправляется вглубь себя и видит всякие такие приключения. Полеты в подземный мир, духов-хранителей и вообще космическую мудрость.

А наблюдаемые инварианты - от двух источников. С одной стороны, всякие внешние социальные влияния, ожидания и подсказки, вычитанные в книгах и наслушанные от людей, которые образам придают форму и смысл. А с другой стороны - инварианты внутреннего устройства психики, этой самой психофизиологии.

Думаю о Хоттабыче, а не о Волчице. Откуда взялся сей персонаж - понятно. Но вот зарождается традиция, вот камлают, контачат с духом Хоттабычем и от него получают советы. Через поколение вполне себе такой Хоттабыч. Ведь, наверное, ученики этого шамана тоже будут призывать по наследству от учителя Хоттабыча. Через поколения пойдет традиция призывания Хоттабыча.

Вот, к примеру, великая русская литература. Меняется русский язык, и таким, как в XIX веке ему не быть уже никогда, это ушло за границу нормы. Будет на месте этого языка что-то иное. Были Пушкин с Гоголем, Тургенев да Толстой, Достоевский. Они отойдут в прошлое, займут положенные 2% чтения, станут древностью, которую читают как Гомера - мало кто, больше понаслышке. А ведь герои-то их оживут. Не миновать. Пара веков - русский язык изменится, общество станет иным, а в Беловодье юных дев после филфака будет мучить настойчивый Печорин невозможным своим характером, Онегин и Ленский будут оспаривать власть над подземным царством, вкрадчивый голос будет рассказывать молодым контактерам путешествие господина, именуемого Чичиковым, от Белых гор до самой Москвы, легендарной столицы...

Хорошо бы знать, что уйдет из русской литературы в шаманский фольклор и будет оттуда сызнова влиять на рассказы, передаваемые от одного юного шамана другому. Типа - а вот у меня мастер, хам, хозяин, как давеча стал камлать - вдруг наш родной-то олли по имени Раскольников, родовой наш Родя, не пришел, а вместо него вдруг как высунется этакая харя да вдруг как завопит бессмысленное: "А будешь, сукин сын, двух генералов кормить, будешь, отвечай". И глазами страшно поводит, просто жуть.

Про кого рассказывать-то будут? Кто у нас на просторах будет служить Хоттабычем?
Tags: books5, ethnography2
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments