Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Бесплатными мышеловки бывают только для мышей
http://filin.livejournal.com/1702293.html


Предрассудок первый, жизненно-философский. Учить следует тому, что понадобится в жизни.
...Если вы хотите два иностранных языка в работоспособном состоянии – забудьте либо о естественных науках, либо о русском языке. Но, если вы хотите добротного образования, – заботьтесь о сложности и интеллектуальной насыщенности того, что преподаете, следите за качеством и характером работы ученика. Остальное приложится.
...Предрассудок второй, методический. Задача учителя, владеющего методическим мастерством, – вызвать интерес к своему предмету.
...Отсутствие интереса к предмету у ребенка – защитная реакция его личности, инструмент борьбы за ее самостоятельность. И когда мы предъявляем педагогам требование заинтересовать наше чадо тем или иным предметом – мы хотим и ненужного, даже вредного, и, к счастью, в большинстве случаев невозможного.
...Педагогическое искусство в том и состоит, чтоб верно отмерить баланс интереса и принуждения; абсолютизировать любой из этих полюсов – значит погубить дело образования. И самый интересующийся человек может сорваться, сильно отвлечься, удариться в загул; ему приходится властно напоминать о его несовершенствах.
...Предрассудок третий, административный. Если ввести в программу какой-либо предмет, он будет усвоен. Или чуть иначе: если в образовании у молодежи дыра, ее можно заткнуть введением нового предмета.
...Предрассудок четвертый, филологический. Советское школьное образование было «общим» и даже «классическим».
...Можно только с горечью констатировать, что общее образование невозможно, что оно может быть личным достижением очень талантливых учеников с широкими интересами, а в общем случае мы будем иметь – скрытую или явную – редукцию той или иной области
http://www.russ.ru/pole/Obrazovatel-nye-predrassudki


Я как-то вот вырос в убеждении (никто из учителей битым словом так не говорил, но это, кажется, подразумевалось), что артистизм в учебных лекциях и в докладах на семинарах и конференциях - дело опасное и подозрительное. Из этого потом уже сам сделал вывод о нежелательности слишком красивых презентаций, особенно с анимациями. Лучшие лекторы, когда учился, были (при исполнении) поразительными занудами.
Рама не должна быть большим произведением искусства, чем картина. Или это плохая картина. По-моему, так. К тому же, если тема лекции - критические экспоненты в размерности четыре минус эпсилон, естественно исходить из того, что слушатели хотят узнать о критических экспонентах в размерности четыре минус эпсилон, а не о богатстве внутреннего мира и многосторонних дарованиях профессора NN (лектора).
http://flying-bear.livejournal.com/1995620.html


«Незамеченные революции»
ВОПРОСЫ РЕДКОЛЛЕГИИ
За последние 20 лет в антропологии произо-
шла небольшая революция, которую, ка-
жется, отечественная наука практически не
заметила. Речь идет об исследованиях пред-
метного мира — того, что традиционно на-
зывалось «материальной культурой». Кар-
динально изменились взгляды на «природу
вещей», их взаимоотношения с человеком,
социальные функции. В разрабатываемых
Бруно Латуром, Игорем Копытоффом,
Дэниэлом Миллером, Джоном Ло, Джудит
Аттфилд, Тревором Пинчем и другими ис-
следователями концепциях, в частности
в активно развиваемой ими акторно-сете-
вой теории, вещи выступают как актанты,
эффективно модифицирующие деятель-
ность человека и уже в силу этого обладаю-
щие активным началом. В исследованиях
телесности и взаимодействий человека
и техники особое значение приобрела тема
вещи, меняющей возможности и поведение
человека, вещи как протеза — внешнего
(очки, бинокль, микроскоп, автомобиль
и т.п.) либо внедренного в тело (искус-
ственные конечности, кардиостимуляторы
и проч.). Эти подходы кардинальным обра-
зом изменили облик исследований матери-
альной культуры, оформившихся в особую
междисциплинарную область — исследова-
ния материального (material studies). Основ-
ное внимание стало уделяться трансфор-
мациям предметной среды и ее процес-
суальному характеру в противоположность
прежнему взгляду на вещь как равную са-
мой себе и неизменную сущность.
http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/024/forum.pdf

В свежем номере "Антропологического форума" уверяют, что в антропологии опять произошла революция, которую в отечественной науке не заметили. Первая мысль совершенно естественная: "Блин, как же вы уже задолбали своими революциями! Когда же можно будет поосто поработать без этих долбаных методологических революций?!" Вторая тоже вполне логичная: "Как же хорошо, что я не антрополог!" Третья мысль, оформившаяся уже после прочтения материалов форума: Основная причина того, что все различные новомодные революции остаются незамеченными нормальным российским этнографо-антропологическим сообществом это то, что у нас не так много антропологов вообще. То есть специалистов, которым все равно чем заниматься - архангельскими деревнями, бурятскими кочевниками или южноамериканскими индейцами, методологическими перцепциями или этническим конструктивизмом. У нас по-прежнему доминирует узкая специализация, поэтому люди танцуют от сложившейся традиции и от материала.
...И крайне здравые мнения Татьяны Уваровой и Людмилы Хаховской. Которые в конечном счете задаются крайне разумным вопросом: "А может российские антропологи не заметили этой революции, потому что она им не нужна?"
http://maoist.livejournal.com/124440.html


Жаба-жаба, где твой хвост?
Где твоя щетина?
Где твой вертикальный рост,
Глупая скотина?

Жаба смотрит как утюг —
Не соображает…
Тюк ее ботинком, тюк…
Гадость-то какая…
http://www.inpearls.ru/comments/199935


Странная всё-таки особенность российской прессы: у нас совершенно не приняты нормальные, подробные рецензии на книги: это или какие-то хиханьки и хаханьки с вытребеньками, или рассуждения про то, кто самый продаваемый, или просто бред. Из этого, в частности, вытекает одна проблема: в российской википедии очень сложно написать статью про книгу, чтобы её не удалили, потому что нет "авторитетных источников".
http://lantse.livejournal.com/290906.html


Последние пять лет в области антител шла натуральная революция. Благодаря новым технологиям появились возможности выделять из ВИЧ-инфицированных пациентов антитела широкого спектра действия (способные нейтрализовать самые разные варианты ВИЧ). Эти антитела, как оказалось, присутствуют в довольно большом проценте ВИЧ-пациентов. Их обнаружение важно тем, что подобные антитела указывают нам на участки белка, которые уязвимы для иммунной системы и которые присутствуют в самых разных вариантах ВИЧ (иначе бы эти антитела не могли их нейтрализовать). Этих антител навыделяли уже десятки. На сегодняшний день обнаружением очередного антитела широкого действия никого не удивишь. Однако в сумме всех этих работе обнаружилась довольно удивительная вещь. Если раньше считалось, что на поверхности белка оболочки есть лишь 3-4 места, уязвимых для антител, то после картирования мест в которых связываются недавно выделенные антитела широкого действия оказалось, что таких мест очень много. Трюк заключается в том, чтобы антитело связывалось исключительно с уязвимым не-вариабельным районом белка и чтобы оно связывалось таким образом, что небольшие изменения в этом районе не влияли бы радикально на связывание. При инфекции такие антитела вырабатываются через два-три года, но лишь в некоторых людях. Как именно добиться того, чтобы в результате вакцинации рутинно вырабатывались именно такие антитела, пока остается неизвестным, но сам факт того, что это возможно - очень обнадеживает.
...Так вот, выяснилась довольно интересная вещь. Создаваемое разнообразие не полностью случайно, а имеет некоторые закономерности и в этих закономерностях можно найти такие, которые с большей вероятностью ведут к созданию антител широкого спектра действия против ВИЧ. Например, антитела широкого спектра действия, атакующие в Env сайт связывания с клеточным рецептором CD4, как правило появляются из предшественников антител, созданных с участием гена VH1-2*02. Что особенно интересно, их эволюция от начальных антител, которые довольно плохо узнают Env, к антителам широкого действия идет по повторяющимся путям и ведет к повторяющимся свойствам. Подобно тому как птицы и летучие мыши независимо приобрели в ходе эволюции крылья, антитела в разных людях независимо приобретают схожие свойства. Для меня это было довольно неожиданным результатом.
...Как это часто бывает в науке, решение проблемы пришло с неожиданной стороны. Вместо того, чтобы получать кристаллы, народ додумался вот до чего: Стабилизированные формы белка оболочки очищаются и фотографируются электронным микроскопом, сначала прямо сверху, а потом немного под углом. Делается большое количество таких микрофотографий, на них компьютер автоматически находит тысячи индивидуальных белков и вырезает соответствующие фргаменты. На каждом фрагменте индивидуальная молекула белка выглядит размазанной и нечеткой, но с помощью специальной компьютерной программы все эти картинки усредняются, из них вычитается шум, и в результате получается картинка с супервысоким разрешением, по которой можно восстановить трехмерную структуру белка вплоть до атома. Такое разрешение раньше было возможно лишь для кристаллографии.
http://shvarz.livejournal.com/415501.html


не важно, что домочадцы потом решат,
соседские пересуды - полнейший вздор.
она не боится гусениц, лягушат,
она не боится зеркал и кроличьих нор.
так сколько ей лет? ей восемьдесят и два,
она плоховато видит, ходит с трудом.
варкается за окном, зелена нава,
а значит, самое время покинуть дом,
протиснуться через дверцу в знакомый сад,
туда, где алый и белый шиповник густ.
не думая, как потом вернётся назад,
она ныряет в нору под колючий куст...
танцует грифон, летит бармаглот, рыча.
пластинка дагерротипа, застывший кадр -
там девочка с книгой на берегу ручья,
а всё остальное - просто колода карт.
http://kachur-donald.livejournal.com/1221903.html


История афоризма mens sana in corpora sano («В здоровом теле – здоровый дух») уже баян, или рассказать? Расскажу на всякий случай. Употребляют его зверики во всяких ситуациях – и когда важность занятий спортом подчеркивают, или ровно наоборот - в повествовании о недостаточном культурном развитии всяких излишне радеющих о тушке. Одновременно одну фразу для таких разных тезисов? Ну да, а что ж такого, фраза же неполная (без сказуемого), додумывай по вкусу. А в оригинале у Ювенала что было? Orandum est ut sit mens sana in corpora sano – «Следует молиться, чтобы был здоровый разум в здоровом теле» (скорее разум, чем дух, кстати; и дальше ещё по тексту он советует молиться о том, чтобы не бояться смерти, и не ценить долгожительство - вот такой контекст). В таком полном виде, как видите, на цитаты фраза не очень-то растаскивается, и не то, что к спорту - к ЗОЖ-то притягивается с трудом.
http://dreamer-m.livejournal.com/391675.html


1) По факту у нас всеобщее начальное образование. Ну или, другими словами, всеобщая грамотность. Читать и писать умеют все. Между прочим, 80 лет назад это было достижением!
2) Так называемое "всеобщее среднее образование" на самом деле решает задачу "как бы сделать так, чтобы ученик изучал то, к чему у него есть способности". Ту самую, над которой бьются светила современной педагогики. Ну да, это такой корявый метод решения: скажем вслух, что он обязан знать всё, ставить двойки и ругать за незнание того, что он всё равно выучить не сможет, отнимать тем самым время от более подходящих для него занятий... Я и не сказал, что это хороший метод! Но уж какой есть.
Да, чтобы не казалось, что он абсолютно и безнадёжно плох: "есть способности" не равнозначно "хочет". Если бы все дети делали что хотят, они бы питались исключительно пирожными! Вот этот метод и пытается заставлять детей учиться в надежде, что заставит среди прочего и тому, что данному конкретному ребёнку надо. А двойки по тем предметам, что не надо -- издержки метода. Ещё раз, я не говорю, что этот метод хорош. Я просто говорю, что цель на самом деле такая, а "всеобщее среднее" -- просто враньё кривой термин.
3) Этот пункт на самом деле не следует из предыдущих, его можно обсуждать отдельно. Но для полноты: высшее образование повторяет среднее: сначала "начальное высшее" (то, что в рамках данной специальности должны знать все, и, более того, реально знают все), потом специализация. Причём в ВУЗе, в отличие от школы, эта позиция отрефлексирована, и некоторые преподаватели неофициально говорят студентам "да, мы знаем, что для освоения всей программы требуется 48 часов в сутки, ну так важной частью высшего образования является умение понять, на какую половину требований можно забить... нет, требования снижать не будем".
Про среднюю школу такого не говорят, потому что школьники вроде ещё не должны этого уметь... И это действительно проблема. Но проблема локальная, в конкретной узкой постановке: должен ли школьник уметь сознательно не выполнять требований учителей? И как это умение оценивать? Я вот не знаю ответа. Я и для взрослых-то не знаю.
http://slobin.livejournal.com/516229.html


- Я тоже опоздал на банкет, но вот что удивило в комментах.
Всего один человек (lassen_mich) - и то довольно невнятно - заговорил об этическом аспекте решения.
Т. е. голографические чуваки собираются более-менее всё тут уничтожить. И лувры, и всяких няшных пушистиков. Моё решение на это влияет.
Кроме того, моё решение как-то повлияет на судьбу тех, кто добровольно переселяться не согласится. Таких будет много.
- Дык! Я не я бы был, если бы не этическая засада :)))
Вы правы. Справедливости ради ещё двое человек сказали, что именно этот аспект их напрягает
Да, это выбор крайне отвратительный: между возможностью прожить заново новую жизнь , полную удивительных открытий и возможностей , но .... отказом и предательством всего, что было создано до этого момента
Тяжелый выбор, кто же спорит
- Мне кажется, мы немного о разном. Я не про отказ (напр. от каких-то важных здешних дел) и не про предательство (кому я тут что должен? по большому счёту, ничего такого, от чего я не мог бы абстрагироваться).
Я говорю про другое. Моё решение - это поступок, влияющий на других людей и способствующий чьим-то планам уничтожения этой планеты. Это будет мой поступок, не каких-то инопланетян.
- Даже более того!
Я уезжаю, а мои родители не хотят. И ? Передо мной выбор: прожить свою жизнь так, как я хочу, воспользовавшись уникальным шансом и при этом подставить своих близких, которых я люблю?
Полагаю, такой же вопрос в случае наступления смоделированного события возникнет перед половиной человечества. И вот то, КАК тут будут расставлены приоритеты -вызывает у меня бешенный интерес )))
- Я не о том. Допустим, нету у меня никаких таких обязательств.
В самом чистом, не осложнённом личными обстоятельствами виде - это аналог бабла за соучастие в преступлении. У меня не получается думать об этом с мечтательной приятностью.
- А здесь не соглашусь
Я делаю свой выбор. И этот выбор влияет на жизнь других. Ок. Но они вольны сделать свой выбор. Это первое
Второе: а если я останусь выйдет, что я повешу уже на них ответственность за то, что они самим фактом своего существования не дали мне прожить свою жизнь, как я хочу
Согласятся ли они жить с этим дальше? Захотят ли стать соучастниками преступления уже по отношению кл мне ?
- Да я и не призываю соглашаться, просто удивляюсь. (Вашим словам, разумеется, тоже.)
http://division---bell.livejournal.com/1283702.html?thread=15119990#t15119990
- Держитесь верного слова. Я повидал очень многих девисионов_беллов. Итог всегда был один - оправдание безответственности исключительностью.
- Челов?къ самъ для себя всегда "исключителенъ", такъ что тутъ есть что-то ещё.
Я даже не о тяжести такого соблазна (моё драгоц?нное исключительное счастье противъ "не моихъ проблемъ"), а объ отсутствiи таковой. Это ситуацiя, о которой лично я не могу съ прiятностью мечтать - а люди вонъ могутъ; бол?е того, обсуждаютъ всё что угодно (кинутъ или н?тъ, получится ли воспроизвести цивилизацiю, даже "свой адъ мы привезёмъ съ собой") - но не вотъ этотъ моментъ, напрочь уничтожающiй для меня самъ притягательный образъ "счастья" (или самореализацiи, или что тамъ).
- Что-то я не поняла, наверное. Разве планету не надо разгрузить, разве нас на ней не слишком густо? В чем же тут неэтичность?
- Я думаю, Вы просто невнимательно прочли исходный вопросъ division___bell.
Что, правда, тоже кажется мн? прим?чательнымъ. Такое впечатленiе, что если челов?ку нарисовать красивую картинку съ водопадами и д?вственными л?сами - что-то у него въ голов? тутъ же отключается.
- Вы не поверите, но водопады и леса меня привлекают меньше, чем даже пыльный Марс с возможностью делать все с нуля. Красивые пейзажи и здесь есть, за ними на другую планету не надо.
И нет, я прочла - и сейчас перечла - условия. Не вижу, почему тем, кто останется, будет плохо от моего отъезда.
- Тамъ р?чь идётъ не совс?мъ о томъ, чтобы "разгрузить планету" (если танцевать отъ Вашего предыдущаго коммента).
- (терпеливо) Я поняла, о чем там идет речь. Я не понимаю, что плохого в разъединении человечества на части.
- Разумеется, здесь придется устроить капитальный ремонт. Снести и засыпать города, растопить полярные шапки, почистить атмосферу.. ну в общем, нам понадобиться привести планету в приличный вид.
- Вы правы, именно этой фразы я не увидела, даже перечитав два раза. Меа кульпа.
- ... и, видимо, ещё очень много народу - то ли не увид?ли, то ли не осмыслили. Отчего я тутъ и... (не нахожу подходящаго глагола).
- а где проходят границы ответственности между тобой( мной, ей, им, ими) и другими?
Поделитесь ?
- Поделюсь конечно, лет через десять(если жив буду), но только если Вы научитесь уважать собственные слова, чувствовать их вес, а не считать их средством интеллектуальных развлечений.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1939350.html?thread=104129430#t104129430


«30.4.1971. Знаешь, что мне пришло в голову, слушая твое изложение Дюбуа: вечность вся зажата в одну точку (показывает кулак). Там есть все времена, но она сжата в один момент.
В античности всё в целом объято вечной красотой. Это вот в современной Европе исчезло. Ведь новейший мир бескартинен: нет живописного целого, нету картины мира. Нынешняя наука вообще не признает никакого мира. Это для нее всё брехня, теперь у нее Ньютон. О красоте мира стало снова можно говорить только после Эйнштейна. У него разная кривизна пространства и времени, разные свойства в разных частях, я скажу, как бы физиогномика мира. Эйнштейн конечно строгий ученый, он на такие вещи не бросался. Но мы-то не физики и не математики, мы смотрим эстетически. Здесь мир – пустота, ничто, а там это картина. Вот где настоящая эстетика. Она же и онтология. Онтологически античный мир это картина.
http://0nomatodox.livejournal.com/12957.html


...и воздел он тогда руки к небу, и вскричал: Господи, что мне делать?
и разверзлись небеса, и грянул гром, и ответил Господь:
«ориентируйся по обстоятельствам».
http://alphyna.livejournal.com/528480.html


«Прожито» - электронный корпус личных дневников ХХ века, в который команда проекта планирует загружать доступные дневники на русском языке. Задача проекта - создать инструмент, с помощью которого заинтересованный пользователь получит возможность работать с любыми выборками из всех дневниковых текстов эпохи: в несколько кликов мыши сформировать ленту из дневниковых записей, сделанных, к примеру, в Петрограде в первые дни после смерти Ленина и содержащих в себе упоминания его имени или получить все записи сделанные 12 апреля 1961 года. Сейчас проект работает в основном с опубликованными источниками, однако нашей целью является превращение «Прожито» в публикаторскую площадку – место, где профессиональные текстологи и волонтеры смогут вместе работать с электронными копиями рукописей личных дневников.
http://prozhito.org/

Идеальный телевизор
Arzamas задумывался как проект, в рамках которого мы снимаем на видео лучших исследователей страны и выкладываем на сайт. К сожалению, до многих мы уже не сможем доехать. Но кое-что успели снять другие люди — этих записей меньше, чем хотелось бы, но все-таки они есть. В нашем новом спецпроекте мы собрали высказывания тех людей, кого нам самим было бы любопытно послушать. Все это — записи и съемки разных лет, находящиеся в свободном доступе на YouTube: мы просто отобрали их вручную, написали аннотации, снабдили рубрикатором и удобным каталогом.
Здесь есть выдающиеся ученые, которых снимали много (Лотман, Лихачев, Андроников), и те, чьих записей практически не осталось — лишь несколько минут любительской съемки или отрывок из кинохроники; подробные лекции и целые курсы лекций — и короткие монологи и реплики. Композиторы, актеры, философы, социологи, фольклористы, музыканты, лингвисты, богословы — самые разные люди, от Стравинского до Цоя, от Улановой до Параджанова. Получилось что-то вроде идеального телевизора — если хочется провести пару часов у экрана, лучше делать это здесь.
http://arzamas.academy/


Как-то раз на уроке математики его любимая ученица не смогла озвучить до конца теорему Коши. Философ буквально взбесился, схватил ученицу за ухо и поднял высоко над полом. Она ревмя ревела, а класс, затаив дыхание, ждал, когда она рухнет вниз, оставив в руках учителя своё ухо. Однако ей удалось вырваться вместе с ухом. Она упала на пол, заливаясь слезами. Тогда садист схватил её за волосы и стал вертеть над головой, сшибая её вращающимся телом книги со стола и глобус Австро-Венгрии со шкафа. Благодаря жирным немытым волосам девочке удалось вырваться и рук гадкого учителя. Центробежная сила направила её тело в окно, которое ученица пробила насквозь и улетела во двор.
От сурового наказания философа спасли богатые родственники. Для поправки расстроенных нервов он удалился в Оксфорд, где написал «Садистически-математический трактат».
http://klausnick.livejournal.com/1918151.html


А действительно, какие есть авторы, считавшие Bilateria полифилетической группой? Я знаю Беклемишева (который и без меня широко известен), Нерселла (о котором я писал) и Бьёрринга (о котором я здесь еще не писал, но напишу обязательно). При этом серьезная морфологическая проработка гипотезы полифилии есть только у Беклемишева, Нерселл и Бьёрринг дают это на уровне деклараций. Интересно, знает ли кто-нибудь еще что-то подобное?
http://caenogenesis.livejournal.com/60462.html


во Франции существуют две параллельные системы школ — так называемые государственные и «частные», или католические, школы. Государственные школы курирует непосредственно Министерство образования, как в России. Есть также аналоги РОНО, ОблОНО и т.д. Зато «частные» школы — это интересное, специфичное для Франции явление. Я поместил их в кавычки, потому что плата за обучение там достаточно символическая — около 500 евро в год. Это может позволить себе каждый француз. Но далеко не все это хотят. И дело даже не в том, что родителям жалко 500 евро (хотя и это тоже, французы — народ прижимистый!). Просто половина французов — атеисты и не хотят, чтобы их дети учились в религиозной школе! Пожив во Франции, начинаешь понимать, что общество там довольно сильно разделено на социалистическую левую и консервативную правую части, которые не очень сильно смешиваются. Между ними пролегает своего рода стена, напоминающая отчасти стену между мирами здорового и нездорового воображений в путешествии в описываемое будущее из третьей части «Понедельника» Стругацких. Итак, левые (в том числе большинство университетских профессоров) отдают детей в государственные школы, а правые — в школы «католические». Смешная плата за обучение говорит о том, что эти школы тоже на 95% содержатся государством. Программа и учебники в них такие же, как в государственных, — «ОблОНО» их тоже курирует. Разница в том, что желающие ученики католических школ время от времени ходят в школьную церковь. Есть также урок религии — но это что-то типа классного часа. Говорится, в основном, о том, что вести себя надо хорошо. Немного рассказывают о христианстве, но также и о других мировых религиях. Поговорив с разными, «левыми» и «правыми», французами, я усвоил, что католические школы в среднем лучше — учителя обращают больше внимание на учеников, лучше контингент самих учеников (в частности, мультикультурные дети в католические школы не идут). Туда я и решил отдать ребенка. Меня, имевшего всегда хорошие отметки по обществоведению и научному коммунизму, уроки религии смутить не могли!
...В принципе, программа включает, как и везде, алгебру, геометрию и в выпускном классе элементы тригонометрии, но всё это на гораздо более низком уровне, чем в России. Можно об этом судить по учебникам. Есть несколько разных учебников по математике и остальным предметам — у школы есть выбор. Я не видел современных русских учебников, но от известных мне советских учебников известные мне французские отличаются значительно лучшим качеством полиграфии, цветными красивыми иллюстрациями, крупным шрифтом основных определений и т.д. Но содержания там намного меньше. Большинство фактов геометрии, например, постулируется, но не доказывается как теоремы. Основные формулы тригонометрии, такие, как синус двойного угла, также приводятся без доказательств. Розог в школе нет, и никто из детей этих формул не помнит (студенты университета, где я преподаю, тоже…) Есть два естественнонаучных предмета: физика, объединенная с химией, и Sciences de la vie et de la Terre, т.е. в основном биология. Программа по биологии сравнима с программой российских школ, но по физике и химии ее уровень очень низкий — еще намного ниже, чем по математике.
...Специфика Франции — это наличие двух параллельных систем университетов: обыкновенные государственные университеты и так называемые Grandes Ecoles (высшие школы). В государственный университет может поступить без экзаменов на любой факультет любой выпускник школы, обладатель аттестата. Я преподаю физику и математику именно в таком университете. Grandes Ecoles существуют со времен Наполеона. И это совершенно другая песня. Чтобы попасть туда, нужно сдать сложные экзамены. Происходит это не сразу по окончании школы, а через два года. По нашему, Grandes Ecoles начинаются с третьего курса.
...Итак, способные молодые люди с амбициями поступают в подготовительные классы и потом готовятся к сдаче экзаменов в одну из высших школ. Все остальные либо пытаются найти работу сразу после школы (но это очень сложно, во Франции огромное количество молодых безработных), либо продолжают учиться, записавшись в один из государственных университетов. Вступительных экзаменов там, как я уже сказал, нет, и поэтому уровень студентов-первокурсников — это поистине что-то по ту сторону добра и зла…
...И всё же основа хорошей науки, да и всего другого хорошего (индустрии, военной мощи), — это школа. Во Франции школа нехороша. Минимум по двум причинам. Во-первых, ввиду «равенства и братства» нет развитой системы спецшкол, где собирались бы одаренные (а не скороспелые) дети, которые изучали бы разные науки и гитики, с ними связанные, намного лучше и глубже, чем это может сделать средний ученик.
...А оптимистическая концовка состоит в следующем. Быть может, русскую школу ничего хорошего не ждет. В любом случае она будет, видимо, становиться всё хуже — против мировой тенденции не попрешь (я не обсуждаю сейчас вопрос о причинах). Но во Франции (и, насколько я знаю, также во всех других европейских странах и в США) школы сегодня намного хуже, чем в России. И продолжают ухудшаться. А это значит, что, несмотря на печальное абсолютное ухудшение, есть надежда в ближайшем будущем сохранить относительное лидерство.
http://trv-science.ru/2011/04/26/chemu-uchat-zapadnom-okeane/


1) Позавчера я сделала гениальное открытие. Хомяк - это беспроводная мышь!
http://steblya-kam.livejournal.com/165180.html



Кристаллы медного купороса.
http://alec-v.livejournal.com/40674.html


А вы знаете, что лютоволк (Canis dirus) - это абсолютно реальный плейстоценовый зверь?

http://caenogenesis.livejournal.com/61039.html


Я как чувствовал - и дал студентам задачку с эпиграфом из "Швейка":
В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте. Познакомился я там с несколькими профессорами. Один из них ... доказывал, что внутри земного шара имеется другой шар, значительно больше наружного.
А задача такая: может ли шар радиуса 4 быть собственным подмножеством шара радиуса 3?
Оказывается, может!
http://vadim-i-z.livejournal.com/3925922.html


Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments