Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Троллинг как бугиале

Имеется ходячая история, родом из Средних веков - как папа короновал императора ногами. Вот так, да, сидел на троне, ногами держал корону, ногами водрузил ее на голову королю. А потом ногой же и сшиб эту корону, чтобы показать, что королевская власть - ничто перед властью папы. А потом кардиналы поднимают эту укатившуюся корону и уже руками (кардиналы же) усаживают ее на голову королю. Мол, таков обычай коронования у пап, что делать, такие обычаи.
История эта рассказывалась несчетно и вошла в разные хроники и рассказы средневековых писателей. Вместе с историей о папессе Иоанне и прочими такими делами.

Это что вообще такое? А вот. Бойцов проясняет, откуда эта вся штука происходит. Кратко говоря, это не идеология (хотя идеологии там полно, конечно, ясно, что эти истории рассказывались "за папу" или "против папства"), это не художественный свист, не романы и развлекательные истории, это не ошибки. Это - бугиале.

Особое искусство придумывания лживых историй. Процветало в папской курии прежде всего, но также и при больших королевских дворах. То есть там имеется номенклатура, люди, которые десятилетиями работают в этом большом бюрократическом учреждении, сменяются папы, императоры, а они ведут свое делопроизводство на вверенных участках. И они свои, они понимают и помнят. И все время вокруг новые люди, они приезжают издалека, знатные туристы, богатые и влиятельные - сейчас - в очередной раз жадно пытаются прознать, проникнуть, внедриться. Ну что же, нет ничего легче. И эти старые волки рассказывают им разную чудесную лажу. Несколько соревнуясь меж собой, кто лучше и нахальнее, остроумней, совершеннее соврет. Потому с легкостью подтверждают рассказы других (а как же? конечно, знаю эту историю, вам отец NN рассказал? ну конечно, конечно, помню, там еще вот какой был поворот..). И врут свое, стараясь обойти. Идиоты верят и пишут свои искренние воспоминания об интригах при дворе.

Высокое искусство. Немногие могут его практиковать. Это можно было поймать в некоторых околооккультных кругах (где старые опытные люди подтрунивали над неофитами, рассказывая небылицы о подвигах друг друга), в некоторых старых учреждениях. Обязательное условие - круг старожилов и сменяемая среда неофитов, авторитет среди которых деды поддерживают, в частности, знанием этого фольклора, ими же и сочиняемого. Появляется в иерархических и высокобюрократизированных средах, в армии, да что в армии - практически в любой больнице в раньшие времена можно было это застать - лежащие в палате "вот уж третью перемену блюд" рассказывали об обычаях этой палаты (отделения) вновь поступившим. А когда это не месяцы держится, а десятилетия - уу, такое бугиале... Сами понимаете, если к этому можно подключить прессу. Ох. То есть когда такого бюрократа-шутника обхаживает тот, о ком известно, что он хронист и все это запишет в свою провинциальную хронику, - тут такие истории рассказываются, что история плачет, сожалея, что у нее такого не было.

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М. Российская политическая энциклопедия. 2009. 550 с.

Clipboard01

На это накладываются настоящие обычаи, которые невозможно выдумать, и которые были, хоть и похожи на выдумку. Например, средневековая практика разделения трупа на части и раздельного захоронения. Делалось это преимущественно с владетельными особами, но считалось почетным и потому иногда производилось и над обычными людьми, вот хоть тот супруг, который разъял тело любимой жены, чтобы упокоить сердце отдельно и прочее отдельно. Делили так: вынимали внутренности, отделяли сердце (самую благородную часть тела), и имели сердце раз, прочий ливер два, труп без внутренностей три. Иногда фрагментирвоали подробнее, чтобы поместить в разные монастыри по кусочку тела и чтобы в каждом монастыре над трупом читались заупокойные молитвы - спасение души и вечная память. Доступно было состоятельным людям, монастырям ведь платить за поминовение надо. И вот, чем состоятельнее, тем сильнее после смерти размножается человек, кто натрое, кто и на большее число частей.

Clipboard02

Тут интересно, что вся эта традиция не задана Св. Писанием. То есть, с одной стороны, это как бы следует из христианской веры и пронизано опорой на практикуемую форму религии, а с другой - чистой воды пристройка, долгое время существовавший обычай, религией никак не предусмотренный. Извлечение незапланированных следствий. Как из клонирования легко следует людоедство - никто не требует и не настаивает, просто уж так оно получится.

Clipboard03

И другая такая же не следующая жестко из веры традиция, произрастающая как следствие - незримые всадники. Это когда в процессиях королей и пап вели коней, на которых по замыслу устроителей (и пониманию зрителей) ехал Христос и апостолы. Кони для этого были специальные (белые), в богатой упряжи, иногда с символикой, относящейся к данному апостолу, как бы с его вещами, - и с незримым всадником.

Clipboard04
Tags: books6, history6, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments