Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Очень хочется, чтобы истина свободно состязалась съ ложью. Но чтобы при этомъ благодаря какой-нибудь хитрой лжи истинѣ была обезпечена побѣда.
http://philtrius.livejournal.com/1059894.html


Некая дама защищала диссертацию про шакалов, в которой, среди прочего, утверждалось, что 99% шакальего рациона составляет... трава. Комиссия сиделя и ничего не понималя: то ли работа дамы - переворот в мировом шакаловедении, то ли... Наконец, один из стариков не выдержал и спросил:
- Может, я старый дурак, и мне пора на пенсию, но объясните мне, как вы получили этот результат. С самого начала, с методики.
Дама посмотрела на него соответствующим взглядом, и начала объяснять, как маленькому:
- Все как обычно: ставим капканы, обходим, вынимаем шакала, вскрываем ему желудок...
Услышав это, старик на секунду задумался - и с видом "Архимед, скачущий из ванны" спросил:
- И как часто вы обходили капканы?
- Ну, раз в неделю, раз в десять дней...
Комиссия облегченно выдохнула, а старый ученый изрек приговор:
- Милочка, вы бу еще раз в месяц обходили, они бы у вас святым духом питались.
http://o-aronius.livejournal.com/876600.html


В представлении многих современных людей понятия «арабы» и «ислам» — это практически синонимы. Это связано с тем, что, как мы знаем, в VII веке произошло то, что называют арабской экспансией (ее иногда называют еще исламскими завоеваниями), в результате которой сильно поменялась карта Ближнего Востока и понятие «араб», «арабский» стало обозначать прежде всего выходца с Аравийского полуострова, говорящего на классическом арабском языке и исповедующего религию, которая провозглашена в Коране и которую мы традиционно обозначаем как ислам
...арабы-христиане были переводчиками и переносчиками античной культуры, греко-римской культуры из арамейской в арабскую среду. В результате — развитие большой арабской науки, возникшее на фоне аббасидской «шуубии». Шуубийа — это народное движение, когда другие народы, не арабские, влились в единое культурно-политическое и языковое пространство. Эти народы принесли античную культуру, возникла арабская философия, арабский аристотелизм и все прочее.
http://postnauka.ru/courses/50040


Напомним также весьма распространенную точку зрения, которой придерживается ряд ученых, в том числе Нобелевский лауреат Дж. Эдельман и Л.В. Крушинский. Эти авторы считают, что сознание – это «то, что мы теряем в состоянии сна без сновидений, при глубоком наркозе или в коме, и то, что к нам возвращается после прекращения этих состояний». При таком понимании феномена сознания становится возможным искать его проявления и у животных тоже.
...4) Сознание позволяет человеку отделить «Я» от окружающего мира (от «не-Я»), то есть обеспечивает самоузнавание (Я-концепция). Показано, что у некоторых высших позвоночных обнаружены зачатки способности узнавать себя в зеркале. Для этого используется так называемый маркировочный тест, когда животному под легким наркозом наносят метку на какую-то часть тела, которую он может видеть только в зеркале. Если после пробуждения животное на метку никак не реагирует (следовательно, ее не ощущает), но, посмотрев в зеркало, пытается ее удалить, это расценивают как признак способности к самоузнаванию. Однако такая способность надежно доказана только у человекообразных обезьян, тогда как низшие обезьяны ею не обладают. Имеются данные, что такая способность есть у дельфинов, слонов и врановых птиц, однако это пока немногочисленные данные, и этот вопрос требует дальнейших исследований.
http://postnauka.ru/faq/45660


В начале второго получаса ведущая (честно!) оговорилась и назвала меня Михаилом Сергеевичем Гендальфом. Дважды, с разными ударениями.
http://prahvessor.livejournal.com/517971.html


Сидел Рибата однажды ночью в заброшенной башне и предавался созерцанию. Место было уединённое, но через некоторое время туда пришёл некрупный демон-людоед (они) и притащил с собою мёртвое тело, чтобы его сожрать. Рибата не вмешивается. Чуть позже явился демон заметно покрупнее и заявил, что такой вкусный мертвец должен достаться ему как старшему. Демоны начали ругаться — и, наконец, обратились к отшельнику как к третейскому судье. Рибата с неудовольствием прервал созерцание и присудил добычу маленькому демону. Тот мертвеца с удовольствием и злорадством съел. А большой демон очень обиделся на такое решение и даже разозлился. Схватил Рибату, оторвал ему руки-ноги одну за другой и съел: «Ты меня лишил еды — справедливо будет, чтобы ты меня и напитал!» Рибата, что неудивительно, от этого умер, а большой демон ушёл. Ушёл и маленький демон, но скоро вернулся — и принёс с собою по паре рук и ног от каких-то других мертвецов. Приставил их к туловищу Рибаты в нужных местах, пропел заклинание — руки и ноги приросли, а Рибата вернулся к жизни. Немедленно скрестил новообретённые ноги и погрузился в созерцание. Так он с чужими конечностями и жил дальше, заключает Эйсин, и это — хороший пример того, как ненадёжно наше бренное тело и как условно человеческое представление о собственном «я».
http://umbloo.livejournal.com/420624.html


— Тогда у нас впереди было - будущее.
Странно. А мнѣ такъ запомнилось, что именно тогда оно закончилось.
Въ перестройку - да, было.
— Интересно в подробностях отследить, как иенно мы похоронили свое будущее.
— Тутъ два вопроса.
Одинъ - про ощущенiе, что будущее есть. Сейчасъ, конечно, память что-то заднимъ числомъ подправляетъ, но примѣрно... Вотъ стало понятно, что вранья стало больше, чѣмъ при совѣтской власти (доперестроечной). Что бизнесъ, на самомъ дѣлѣ, душатъ. Что власть ни къ какимъ новымъ людямъ, по большому счёту, не перешла - министерства РСФСР тупо разгоняютъ и возвращаютъ министерства СССР и т. п. Что никакимъ демократическимъ активизмомъ это не поправишь, что впереди просто борьба за выживанiе, и это надолго. Кстати, изъ той безпросвѣтности годъ эдакъ 2010-й вполнѣ показался бы очень неплохимъ будущимъ, только кто жъ въ него могъ тогда повѣрить...
А второй вопросъ - собственно, про само это, чаемое въ перестройку, будущее. Про то, какъ ИТР-ы и МНС-ы, освобождённые отъ совѣтскаго маразма, на свободномъ демократическомъ рынкѣ нафигачатъ высокотехнологичныхъ ништяковъ, станутъ миллiонерами, и вообще наступитъ благодать. Въ изначальномъ варiантѣ, очевидно, оно реализоваться не могло. Какими-то очень скромными кусочками - какъ ни удивительно, реализовалось. На фонѣ совсѣмъ другихъ, и гораздо болѣе замѣтныхъ, проблемъ. Могъ ли быть балансъ инымъ? Навѣрняка могъ...
— Да, это все мне не кажется будущим. То есть я бы на это сказал, что это варианты прошлого. Все до нынешней поры - это разные способы прожить 1978 год, скажу так. И меня это не очень интересует. Я не говорю, что это очень уж плохое что-то - просто мне не интересно сорок лет подряд проживать один день 1978 года. Меня заинтерсовало, что в 90-е, в перстройку было, мол, видно будущее. Я сам в этом не уверен, смутно, и потому мне интересно. Что там были иллюзии - ну, это же не будущее, а миражи, иллюзии не очень интересны.
— Я думаю, что этотъ, болѣе глубокiй, смыслъ въ цитатѣ въ виду не имѣлся, и съ этой точки зрѣнiя наши девяностые - пустое мѣсто, безъ варiантовъ.
Съ этимъ тоже что-то происходило, но не у насъ, а въ мiрѣ.
Но я склоненъ и на этомъ уровнѣ смотрѣть какъ-то такъ... ну, въ общемъ, человѣчество въ какой-то моментъ оказалось въ положенiи подростка, которому дали поиграть во взрослую игрушку, и у него разыгралось воображенiе. То есть вообще-то эта игрушка - настоящiй инструментъ (одинъ изъ) для реальнаго дѣла, вокругъ котораго можно построить вполнѣ осмысленное будущее (разумѣется, не совсѣмъ такое, какое вообразилось подростку). Но прямо сейчасъ въ почтовомъ ящикѣ уже лежитъ повѣстка изъ военкомата, и актуальны будутъ совсѣмъ другiя проблемы, хотя тоже въ чёмъ-то взрослыя.
Можно, конечно, и на это посмотрѣть какъ-нибудь болѣе оптимистично и эдакъ конструктивненько. А кромѣ того, я, какъ всегда, могъ просто Васъ не понять.
— Да, наверное, глубокий не имелся.
Мне кажется, рассуждать об этом будущем нельзя без понятия окна возможностей истории. Скажем, такое окно - мирный европейский промежуток в XIX в., между 30-ми и 80-ми годами. Это было окно возможностей, в нем лежали иные пути - в которых не было такой Германии, мировых войн и ... В общем, понятно. И мне кажется, что где-то в конце века ХХ тоже было окно, сильно меньше, но было. Интересно думать, что же могло лежать там, в окне возможностей, как всегда, неиспользованных.
— Спасибо! Очень хорошiй вопросъ. Хочется не выкатывать отвѣтъ по какимъ-нибудь готовымъ рельсамъ, а подумать годикъ-другой.
Навскидку - да, это про относительно мирные годы. Когда есть время думать, а рѣшенiя не всѣ детерминированы безжалостными обстоятельствами и своей одноразовой неотложностью.
Скорѣе семидесятые, чѣмъ девяностые.
И ещё чуть-чуть - гдѣ-то въ двухтысячныхъ. Во всякомъ случаѣ, въ послѣднiя пару лѣтъ какiя-то окна очень громко захлопывались (хотя что они уже закрываются, было видно задолго до).
Ещё разъ спасибо.
— . . .
— Я думаю, тутъ можно извлечь какой-то опытъ, что ли. Скажемъ, сейчасъ какъ-то понятны признаки эпохъ, когда окна были приоткрыты (а изнутри, между прочимъ, догадаться объ этомъ было гораздо сложн?е). Понятно, что какъ минимумъ думать надо было на н?сколько ходовъ дальше, и гораздо серьёзн?е. Практически хоть методичку пиши... мало ли, вдругъ кому-нибудь вовремя на глаза попадётся.
— Кстати, въ свѣтѣ этихъ разсужденiй - про девяностые, разъ ужъ съ нихъ началось.
Нѣкая надѣлённая условной субъектностью сущность, для простоты называемая Россiей, очень опредѣлённо про себя рѣшила: вотъ такъ я нихочу больше никогда.
Такой полюсъ отталкиванiя, на фонѣ котораго всѣ выкрутасы депутата Мизулиной воспринимаются какъ чисто поводъ поржать. Въ слѣдующiй недолгiй моментъ приоткрытiя оконъ масса рѣшенiй задавалась этимъ отталкиванiемъ.
Впрочемъ, объ этомъ уже кто-то писалъ.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1955030.html?thread=105512150#t105512150


Была трагическая история первой любви Фейнмана. Он рано женился на девушке по имени Арлин Гринбаум, с которой был знаком еще со школьных времен. Вскоре она заболела костным туберкулезом, лечить который тогда не умели. Не смотря на неодобрение родителей он на ней женился. Когда через какое-то время молодой Фейнман отправился в Лос Аламос работать над американской атомной бомбой, Арлин в то время уже не могла ходить. Он взял ее с собой и поместил в госпиталь в близлежащем городе Аль Букерк. Каждый уикенд Фейнман проводил с Арлин. Он придумывал для нее игры и развлечения. Чтобы попасть из Лос Аламоса в Аль Букерк нужна была машина, которой у Фейнмана не было. Каждую неделю он одалживал ее у Клауса Фукса, который, как мы сейчас знаем, был шпионом. Фукс купил машину для того, чтобы встречаться с советским связным, которому он передавал все чертежи и техописания первой бомбы. От связного через посольство эти материалы шли прямо в Москву.
http://traveller2.livejournal.com/456249.html


Со дня своего основания Чикагский университет уделяет особое внимание сохранению и распространению важнейшего элемента своей культуры – свободы самовыражения . В 1902 году, в речи, посвященной десятилетию университета, его президент Уильям Рейни Харпер заявил: «Принцип полной свободы слова при обсуждении любого вопроса с самого начала считается в Чикагском университете фундаментальным» и «этот принцип не может ставиться под сомнение – ни сейчас, ни когда-либо в будущем».
...Недавно президент Ханна Грей подчеркнула, что «образование не предназначено для того, чтобы давать людям чувство комфорта; оно предназначено для того, чтобы заставлять их думать. Университеты должны создавать условия, максимально способствующие серьезным размышлениям, а, значит и серьезным разногласиям, независимым суждениям и критике устоявшихся предположений».
...Конечно, идеи разных членов университетского сообщества будут зачастую противоречить друг другу. Однако в задачи университета не должна входить защита людей от идей и мнений, которые кажутся им ненужными, неправильными или даже глубоко оскорбительными. Несмотря на то, что университет ценит вежливость и корректность в спорах, и на то, что все члены университетского сообщества несут общую ответственность за поддержание климата взаимного уважения, соображения относительно корректности и взаимного уважения никогда не должны использоваться для ограничения дискуссий, какими бы оскорбительными и неправильными не казались обсуждаемые идеи кому-то из членов сообщества.
Свобода дискуссий и споров не означает, конечно, что любой человек может говорить что угодно и когда угодно. Университет может ограничить свободу высказываний, которые противоречат закону, несправедливо очерняют какого-то конкретного человека, являются угрозами или домогательствами, без оснований нарушают право на частную жизнь или конфиденциальность информации, или каким-то другим образом мешают работе университета. Кроме того, университет может, в разумных пределах, контролировать время, место и способ выражения своего мнения, чтобы не нарушалась нормальная работа. Но это всего лишь редкие специфические исключения из общего принципа свободы высказываний и жизненно необходимо, чтобы эти исключения никогда не использовались университетом для того, чтобы ограничивать совершенно свободное и открытое обсуждение идей.
Коротко говоря, принципиальная позиция университета состоит в том, что спор или обсуждение не могут быть ограничены из-за того, что высказанные идеи кажутся кому-то из членов университетского сообщества или даже большинству членов оскорбительными, глупыми, аморальными или ошибочными. Каждый член сообщества – а не университет как организация – имеет право решить, как относиться к высказанным идеям, и действовать в соответствии со своим решением, не ограничивая свободу высказываний, а открыто и активно критикуя идеи, которые ему не нравятся. Одна из главных задач университета как образовательного учреждения – максимально способствовать тому, чтобы члены академического сообщества могли эффективно и ответственно участвовать в спорах и дискуссиях.
http://ksonin.livejournal.com/582806.html


В последний день пребывания в IHES разговорился с французским физиком (струнщиком), и он мне рассказал, что только что закончил переводить книгу Флоренского "Мнимые величины в геометрии" (на французский, надо полагать). Теперь ищет издателя. Широк французский человек!
http://leblon.livejournal.com/274851.html


Я обратилъ на всё это вниманiе ещё и потому, что это какая-то довольно общая сейчасъ штука. Я не разъ и не два видѣлъ людей (обычно - экономистовъ), для которыхъ "культура" - это такой непрiятный тормозъ, препятствiе. А "культурныя различiя" - практически просто ругательство.
Да, Вы хорошо подчеркнули другой аспектъ (тоже, кажется, достаточно распространённый) - что "культурой" при этомъ называется хрѣнъ знаетъ что и "влiяетъ" оно хрѣнъ знаетъ какъ. Дикая грязь въ разсужденiяхъ съ использованiемъ этого понятiя.
http://uxus.livejournal.com/71295.html


Русскій ученый, у котораго есть и способности, и желаніе работать въ области чистой науки, волею судебъ поставленъ въ особенно тяжелыя условія благодаря своей крѣпостной зависимости отъ учебныхъ учрежденій, и если мы теперь, въ годовщину 19 февраля, съ жуткимъ чувствомъ читали воспоминанія о томъ, какъ баре помыкали своими крѣпостными художниками и заставляли ихъ красить заборы, то, можетъ быть, съ такимъ-же жуткимъ чувствомъ наши потомки черезъ пятьдесятъ лѣтъ будутъ читать воспоминанія о той учебной барщинѣ, которую отбывали Менделѣевъ, Сѣченовъ, Столѣтовъ и нынѣ здравствующіе крупные русскіе ученые, чтобы только получить право проводить свои ученыя работы, чтобы оплатить возможность прославить Россію своими открытіями.
[П. Н. Лебедевъ. Русское общество и русскія національныя лабораторіи (1911)]
http://ormer-fidler.livejournal.com/70279.html


- Мало кто помнит эту повесть. Однако из неё вычитывается одно, вполне действенное (в реальном мире) правило. Никто не подскажет какое?
- Красивые правила вычитываются (не поворачивай обратно с полпути; делай что должен и будь что будет; действуй молча; разведчик должен быть одинок) - но эти правила не так легко применяются на местности, как выговариваются.
- Там было сравнение мироздания с домохозяйкой вооружённой мухобойкой (по-моему) и вывод, что нужно быстрее двигаться(действовать). И действительно, иногда только благодаря скорости, можно пронестись мимо какой-нибудь дряни и она просто не успевает прицепиться, даже если обладает отличными инструментами управления или манипуляции.
http://till-j.livejournal.com/284611.html


Трудно быть скромным, если ты лучший.
Скачал Библию в инете... Через два дня пришли обновления...
http://civil-engineer.livejournal.com/568594.html


То, что я со своей невысокой жердочки наблюдаю в Китае – это волна кризисов.
Кризис доверия власти
Некритичный. Пока. Масса людей желает вступить в партию. Кто-то выходит. Большая масса довольно молодых людей платит партвзносы по инерции. Чтобы было. Вдруг пригодится. При этом разделяя западные ценности, а также прекрасно понимая, что из себя представляет насквозь коррумпированная КПК.
Кризис доверия друг другу
Китайцы находятся с точки зрения психопатолога (я не психопатолог, но так думаю) в крайне тревожном состоянии. Они сомневаются во всем. Что получают друг от друга. В качестве продуктов, которые они покупают, в качестве услуг, которые они получают, в качестве медицинского лечения, которые они принимают, в качестве обучения, которые получают их дети. Это реально кризис. Когда ты подумаешь дважды прежде, чем купить красивый арбуз из фургона на обочине – что там внутри…И они хорошо понимают, что эти вопросы должна была решать Власть.
Кризис веры
Китайцы не верят ни во что. Забудьте свои учебники.
Нет никакого синкретизма вер. Есть жесточайший атеизм, совмещенный с верой в деньги и традицией почитания предков. Традицией. Веры в этом – ни копейки.
3) Суды. Если вы думаете, что полное бесправие в России- think again. Вы практически не сможете вывести дело из юрисдикции того суда, который его первоначально рассматривал. Бесправие в Китае – абсолютно. Хотите найти правды – отлично, позаботьтесь о том, чтобы один из ваших родственников имел выход в Центральном правительстве. Иначе вас убьют прямо на пороге суда – и НИКОМУ и НИЧЕГО за это не будет.
http://du-jingli.livejournal.com/125736.html


Имхо, в рамках нашей вселенной время, действительно, двунаправленно. Фактически существует "плюсовое время" - это, как ни странно, прошлое, и "минусовое время" - это, как вижу это я, будущее. Точкой нуля является настоящее, где эти два разнонаправленных времени пересекаются. "Плюсовым временем" я назвала бы именно прошлое, потому что оно содержит в себе весь наш опыт, то, что нами так или иначе осмыслено и понято. "Минусовым временем" является будущее, т.е. его еще "нет", но на предельно малых величинах оно вот-вот случится, и это хорошо нами воспринимается как ближайшее вероятное будущее (например, планы на ближайшее время в рамках дня, недели, месяцев, года).
http://hyperboreus.livejournal.com/131068.html?thread=599292#t599292


Gakkougurashi!!

Summary: безусловно, лучшее анимэ сезона, и добавлять тут, в общем-то, и нечего.
И да, новое слово в теме зомби-апокалипсиса (а заодно и лучший зомби-апокалипсис).
http://rotten-k.livejournal.com/2832469.html


«Dark Matter» is awesome. Я говорил это после трёх серий, говорил после пяти, скажу и после тринадцати. По уровню кайфа от просмотра сериал соответствует «Firefly». Но отличается, как жизнь мелких контрабандистов отличается от жизни особо опасных наёмников.
...Атмосфера гораздо мрачнее. Полно загадок — и любопытной работы с ними. Скажем, ни про кого из героев до конца не понятно, что это за человек — и сами герои не понимают — но «куда ты денешься с подводной лодки», пардон, космического корабля, тем более, если про самого себя ты до конца не всё знаешь…
В сериале есть то, что только начало вырисовываться в «Firefly»: ключевая идея, то, ради чего всё затевалось. Любопытно, что в «Firefly» эта идея привела к борьбе с режимом, хотя вначале позицией Мэла сотоварищи было «летим ниже радаров и не высовываемся». «Dark Matter» играет на другом поле. По крайней мере, в первом сезоне)))
Сериал бюджетный. Экономили на актёрах, декорациях, даже спецэффектах — но не на сценаристах. Я и отложил потому, что онгоингом смотреть это – никаких нервов не хватит!
Как космическая фантастика будущего сериал отличается манерой «а на заднем плане как само собой разумеющееся используются любопытные идеи, вокруг каждой из которых можно отдельный сериал закрутить».
Как психологическая фантастика это клубок вопросов о том, что такое личность, память и ответственность — «тёмная материя» и тогда, когда гиперпространственные двигатели стоят на каждом корабле.
http://russell-d-jones.livejournal.com/1392604.html


Заметила, как постепенно слабеет у меня интерес к художественной литературе, зато обостряется интерес к документальной. Самому увлекательному роману сегодня предпочту мемуары, дневники, переписку. Знаю, что так - у многих. Я даже когда-то слышала объяснение этому - дескать, в документальной литературе процент правды выше.
http://chto-chitat.livejournal.com/12417693.html


В российском гуманитарном дискурсе концепт “личность” удобный инструмент для онтологического разделения на чистых и нечистых. Именно онтологического, то есть, ежели ты “настоящая личность”, то ты любезен Бытию, а ежели не дорос до настоящей личности, то к тебе отношение плевое – ты подлежишь либо обучению и воспитанию [особенно если ребенок или недоразвитый взрослый], либо искоренению, исключению, изоляции и т.п.
Понятно, что это онтологическое разделение проецируется на социальную реальность, то есть в обществе определение “настоящей личности” – это способ делить и различать – создавать иерархии – производить господство [господство символическое, прежде всего] – навязывать некий символический порядок.
...То есть, понятие “личность”, даже при самых общих абстрактных определениях может трактоваться как угодно в зависимости от социальной позиции, социальной группы, статуса, желаний, символического порядка, режима господства и прочего подобного. Например, настоящая личность – это человек способный творить и созидать. А где живут эти люди способные творить и созидать? Поставьте этот вопрос и вы увидите, как быстро мир разделится на “мы“ и убогие “они“
http://maa13.livejournal.com/228997.html


Колониальность знания — это типичный синдром модерности, состоящий в том, что все модели познания, мышления, мировоззрения, субъект-объектных отношений, дисциплинарные разграничения целиком и полностью зависят, начиная с XVI века, от норм и правил, созданных западной модерностью и навязанных человечеству в качестве универсальных, делокализованных и развоплощенных. Термин «колониальность знания» был предложен международным деколониальным коллективом (Mignolo and Escobar, 2009), основной задачей которого на протяжении двух десятилетий был критический анализ модерности и ее темной стороны — колониальности, прослеживание генеалогии насилия модерности по отношению к внутренним и внешним Другим, а также (вос)создание альтернативных генеалогий деколониальной борьбы для того, чтобы предложить способ размежевания с модерностью/колониальностью и деколонизации бытия, знания, восприятия, гендера и памяти. Глобальная колониальность отличается от колониализма, хотя ее истоки восходят к колонизации Нового Света. Колониализм — это исторический описательный термин, не затрагивающий деконструкцию эпистемологических и дискурсивных оснований проекта модерности/колониальности и редко вторгающийся в сферу философии науки с тем, чтобы продемонстрировать ее доминирующие колониалистские корни. Глобальная колониальность не завершается с концом эпохи колониализма, а напротив, процветает в самых неожиданных формах: в современных дисциплинах и научных сферах, в производстве и распределении знаний, а также в геоисторических и геополитических ситуациях, которые не всегда поддаются постколониальной интерпретации, как, например, в случае с постсоветским пространством и его мыслителями.
...Большинство современных дисциплин, являясь идеологическим и эпистемическим продуктом Запада, основано на том, что Сантьяго Кастро Гомес назвал хюбрисом нулевой точки (Castro-Gomez, 2005), то есть высокомерным желанием встать на выгодную позицию наблюдателя, занять привилегированное безопасное место, оторванное от реальности (место наблюдателя, который не может быть наблюдаемым) и, казалось бы, свободное от любых субъективных пристрастий и интересов, с претензией на то, чтобы нести людям чистую и бескомпромиссную Истину.
...В постпросвещенческом мире эта нулевая точка эпистемологии перенесла источник власти с Бога на Разум (и с теодицеи на рациодицею), создав возможность для отдельных групп занять безопасную и неоспоримую позицию.
http://gefter.ru/archive/16006


Ни одному отечественному востоковеду не удалось закрепить свою теорию вне пределов России. И связано это с тем, что мы не создаем уравнений и теорем. Гуманитарная наука развивается не от неправильного к правильному, а от учителей к ученикам. Для того, чтобы мнение российского ученого имело равное право с мнениями западных учителей, ему нужно жить на Западе и иметь там свою школу (как антиковед Ростовцев или иранист Иванов). В противном случае его мнение не будет весить ничего. Сошлются, процитируют, но и только.
Дьяконов-историк уже не актуален, на него даже не ссылаются в фундаментальном швейцарском томе по истории Месопотамии. А ведь сам Дьяконов переводил свои книги на английский, и его современники в науке часто на них ссылались. Но ссылались и обсуждали их только те, с кем он был лично знаком. Это очень важный момент. Уходят люди, с которыми ты знаком лично, а для следующих поколений ты не значишь ничего. С Перепелкиным поэтому вышло еще хуже. Его лучшую книгу издали на немецком, и ее никто не заметил. Почему? Потому что никто никогда не знал египтолога Перепелкина, он не выезжал из СССР и не написал работ на европейских языках, а его школа тоже была невыездной. То же самое с великим медиевистом Пигулевской. Ей поклоняются только в России.
После падения СССР западная наука отказалась учитывать работы отечественных ученых не формально, а содержательно. На них ссылаются, но их не обсуждают и тем более не признают за ними возможности научного приоритета.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1955137.html?thread=105539393#t105539393 https://www.facebook.com/vladimir.emelianov.589/posts/1699235083640811


Я дам небольшой список идей, которые считаю основными в современной науке.
В девятнадцатом столетии:
1. Дарвинизм.
2. Статистически-механическая теория тепла.
В двадцатом столетии:
3. Генетика.
4. Квантовая теория.
5. Теория относительности.
Их взаимодействие дает:
6. Проблема времени (из 2, 5 и 4).
7. Космическая проблема астрономии (из 5 и 4).
8. Физический субстрат жизни и мысли (здесь 1–4 встречаются с химией ферментов и вирусов).
http://castalia.ru/perewody/eranos-perevody/1519-eranos-1946-ervin-shredinger-duh-nauki.html


Книга способствует коррекции некоторых распространенных представлений (актуальных и для настоящего времени) относительно заинтересованности в образовании «общества» и «государства», – того рода, что первое-де к образованию стремится, а второе это стремление ограничивает. На самом деле прежде всего «государство» (если это только не такое государство, в котором уровень причастных к управлению ниже уровня непричастных, что, как мы знаем, случается) в своих целях заинтересовано в том, чтобы по возможности максимально хорошее образование хотя бы какому-то числу лиц дать, а «общество» под образованием в лучшем случае понимает обладание документами о таковом (если они сулят какие-то блага либо это считается модным или «прогрессивным»), оставаясь абсолютно равнодушным к реальному качеству и содержанию образования. И если во все времена находились чудаки, желающие «знать, чтобы знать», то социальным явлением это никогда не было.
Так и борьба российской власти за внедрение образования, как явствует из истории школы, шла с переменным успехом (под давлением образовываемых его периодически приходилось «облегчать»). Нашло там отражение и то (неочевидное для большинства современных читателей) обстоятельство, что не только в населении, но даже в его наиболее высокостатусных социальных группах массового стремления к образованию вовсе не наблюдалось. Почему правительству и приходилось придумывать стимулирующие «пряники», а поначалу действовать даже больше «кнутом».
http://salery.livejournal.com/109658.html


Ночью у меня начался сильный жар. Меня лихорадило и знобило, температура поднялась хорошо за сорок. Я принял жаропонижающего. Температура упала, но быстро начала расти опять. О том, чтобы куда-то идти, не было речи. Температура не падала; мне было так худо, что я не мог заснуть. Я начал бредить. Как нарочно, лупил дождь, палатку заливало. Вокруг стеною стоял горелый лес. Друзья засели за преферанс, ожидая кризиса и потчуя меня аспирином. После двух дней закончились таблетки; температура держалась. Дело было дрянь: идти назад даже налегке через бурелом я не мог. Нести меня было невозможно. Идти за помощью заняло бы несколько дней. Надо было принимать какое-то решение, но какое? На совете Миша открыл тайну.
Миша был йогом.
Не абстрактным йогом, а 12-ой реинкарнацией брамина - основателя школы йоги, - к которой Миша принадлежал уже год. Точнее, Миша мог стать этой реинкарнацией совсем и полностью, если бы он достиг седьмой ступени совершенства. Пока же он находился на третьей. Чем были эти ступени, он нам открыть не мог: только йог более высокой ступени мог понять йога более низкой; мы же были никто. Миша сам не знал, в чем заключалось четвертое испытание, которое ему надо было пройти, чтобы достичь следущей ступени; поиск такого знания был частью испытания. Он лишь надеялся, что медитации и "случайные" встречи на Чуйском тракте приведут его к пониманию природы испытания и его новой степени совершенства.
В тот день, глядя на мои мучения и вспомнив свои прошлые жизни, он осознал, что должен стать исцелителем-травником и вылечить меня от лихоманки. Игорь вспылил: Миша будет ставить свой медицинский эксперимент только через его труп. Мой друг посмотрел на Мишу, Игоря, потом на меня - долго смотрел, и, наконец, сказал, что как я решу, так и будет. Я ответил, что терять мне нечего; еще несколько таких дней я не протяну.
Миша с Игорем пошли в горы собирать травы. Игорь потом рассказывал, что Миша останавливался, долго медитировал, а потом уверенно рвал какую-нибудь траву или выкапывал корень. Он спрашивал Мишу: знает ли он, что собрал (на Алтае много такого водится, что мало не покажется). Миша не знал. Его выбором водило не собственное знание, а опыт 11-ти предшественников. Хотя никто из них не был на Алтае, совместных ботанических знаний хватило на целый гербарий, который Миша заварил в большом котле. Игорь в последний раз воззвал к разуму: если в моем и без того плачевном состоянии я вдобавок отравлюсь Мишиным пойлом из неизвестных трав, то не выживу. Я ответил, что чему быть, тому не миновать. Помотав головой, Игорь сказал, что раз пошло такое дело, то он попробует на мне бабушкино средство: в его семье лечили лихорадку водкой , настоенной на чесноке. У нас было с собой немного спирта; на нем Игорь настоял несколько зубцов чеснока. Сначала в меня влили пол-котла Мишиного отвара из целебных трав. Потом спирт с чесноком. Потом еще пол-котла отвара.
В тот вечер я увидел острие меча, приставленного к моей шее ангелом смерти. Сначала меня прошиб пот, он струился ручьями; я даже не знал, что такое возможно; потом началось извержение из всех отверстий сразу. Я терял сознание. У меня были галлюцинации. Я прочитал "Шема". В то что выживу, я не верил. Потом я забылся и умер. Или заснул? Мне было все равно.
Когда я проснулся, температуры не было.
http://shkrobius.livejournal.com/553451.html


Было бы преувеличенiемъ утверждать, что школа не воспитываетъ, однако она очень ограничена въ своихъ воспитательныхъ возможностяхъ. Потому упрекъ, что она не обучаетъ умѣнiю общаться на равныхъ, столь же справедливъ и столь же умѣстенъ, какъ, скажемъ, тотъ, что она не обучаетъ навыкамъ охоты на тюленей и поиска оазисовъ въ пустынѣ. Школа либо транслируетъ общественные установки, и когда она сословно-корпоративная (духовная, военная), въ гармонiи общества, родителей и наставниковъ это получается лучше, либо… Если то, что она оффицiально воспитываетъ, находится въ противорѣчiи съ окружающей реальностью, возникаютъ интересныя завихренiя, вродѣ совѣтскаго человѣка, у котораго мысль, слово и дѣло не имѣли точекъ пересѣченiя. Въ древности, помнится, была риторика, она воспитывала навыкъ публичнаго убѣжденiя, а когда республика съ состязательнымъ политическимъ процессомъ и состязательнымъ судомъ приказала долго жить, перестала воспитывать. И предметъ измѣнился. А если бъ онъ не измѣнился и удалось отгородить школу отъ общества высокой стѣной, ученики испытывали бы жестокое разочарованiе, покинувъ ее, — но не измѣнили бы общество. Потому, если у кого есть досугъ, за отсутствiемъ учебы, проводить разные тренинги въ навыкахъ, которые поощряются обществомъ и могутъ въ немъ примѣняться, — милости прошу. Но эти навыки спокойно проявятся и такъ, и весь школьный укладъ потомъ подъ нихъ подстроится (русскiй судъ присяжныхъ, гдѣ большинство послѣднихъ состояло изъ вчерашнихъ крѣпостныхъ, по количеству судебныхъ ошибокъ, какъ писалъ Кони, былъ не хуже европейскаго). Конечно, можно усмотрѣть порочный кругъ (школа воспитываетъ то, что принято въ данномъ обществѣ, общество составляется изъ людей, прошедшихъ воспитавшую ихъ въ прежнемъ духѣ школу), но — какъ было въ эпоху Александра II — поощренiе сверху другихъ установокъ можетъ привести къ измѣненiямъ. А что до школы… Если кто чему не обученъ и для чего не воспитанъ, винить въ этомъ школу — весьма распространенная, но отъ того не менѣе грубая ошибка.
http://philtrius.livejournal.com/1060541.html
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments