Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Воспитание


"Секрет учительского авторитета заключается в интеллектуальном превосходстве учителя, естественно впечатляющем юные умы, а также в отеческой любви, завоевывающей юные сердца. Разве нужно что-либо еще для авторитета?"
Игнатий Лойола


Пожалуй, в это глухое время помещу-ка я рассуждение на тему, ажиотажного интереса не вызывающую. Листая старые журналы, нашел занятный разговор. Как четко-то человек резанул - не иначе как у него та самая бритва в руке. Три, говорит, пути воспитания. Каково? и четвертому, типа, не бывать.

Разбирая рассуждения в журнале gignomai, увидел такие соображения. (http://gignomai.livejournal.com/706962.html)
"- А вот что из себя представляет процесс воспитания тогда? Я вот вижу примерно три варианта:
- Восприятие текстов и формирование для себя образцов из них. Тут задача стоит в подборе текстов и цензуре тех текстов, которые просто присутствуют.
- Наблюдение за авторитетами и формирование своего поведения и ценностей через подражание им. Тут надо тогда, чтобы воспитатель был авторитетом.
- Приобретение опыта и изменение в соответствии с ним. Тут стоит задача формирования ситуаций, в которых ребенок бы получал заданный опыт, и работа с ребенком в ситуации."


Я не уверен, что тут взят единственно возможный аспект и полный перечень - мало ли, можно иначе подходить. Но вот что удивительно.
Даны три пункта, как может происходить воспитание. Первый пункт подразумевает авторитетность (неравенство, неравноценность) текстов, цензуру и отбор их, причем неравноценность текстов задается не самим читателем, а другой инстанцией.
Второй вариант подразумевает существование авторитета - того, чье мнение означает совсем другое, чем мнение каких-то других людей. Хотя оно тоже с виду "личное", просто еще одно мнение - но имеет совершенно иную природу.
Третий вариант еще круче - считается, что кто-то будет формировать человеку опыт и ситуации, в которые тот будет попадать.

Интересно, что все три пути в современной социальной среде закрываются очень рано. Еще совсем мелкие дети уже считаются имеющими право отказываться от навязываемого опыта. А до первого пункта - с текстами - дело вообще не доходит, к тому времени, как люди всерьез начинают читать, выбор книг уже считается личным делом. Что до воспитания людей взрослых, то они уверенно отказываются от всех трех способов воспитания.

А как же это сейчас происходит? Не будем о детях - они считаются "принадлежащими" кому-то, родителям, это обязательно будет разговор о других, в разговоре не присутствующих. А как же воспитуются те, кто может говорить за себя? Они принимают чью-то цензуру текстов? Они следуют за авторитетами? Или всё сами, сами?

Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →