Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Давящая атмосфера и противное единство

Взаимодействие антипатий. Самая мягкая форма - признание чуждости, отторжение. Не самая мягкая форма - агрессия и подавление. Когда в обществе такая ситуация, как это можно понять?
Вот разговор - один из множества ведущихся разговоров. Он здесь цитируется не для оплевывания кого-то, а только для распевки - напомнить, что говорят.


- у меня год-полтора назад тоже был "оптимизм", именно такой, по-русски – несмотря на ...
теперь куда-то улетучивается – всё больше появляется ощущение давящих стен и углубляющейся колеи
и дело не в экономическом спаде, не в околополитической клоунаде
ощущение, что общество, как бы это сказать – самозажимается, при этом кивая на украинский карнавал – ну вы же не хотите, чтобы было так? – так конечно нет... но то что здесь происходит, точнее – не происходит...
- Крымнаш изначально был частью этого падения. Новиопы нажали красную кнопку национализма, понимая его по-советски. Но процесс неожиданно привел к "русификации" этого национализма - вопреки их желанию. Русские начали понимать - чего они хотели все эти годы, почему так отчаянно пили в 90-е и растаскивали свою страну по кирпичам. Отсюда непостижимая новиопам ситуация, когда половина из тех, кто ходил на Болотную, одобряет присоединение Крыма. Это опасный и малопредсказуемый процесс, но он идет. И без него ничего в стране не построить, будет РФия.
- Процессы в обществе не параллельны в экономике (хотя и зависят от неё – но с большим лагом и через большую цепочку опосредований). Экономика, даст Бог, выправится, хотя многие не понимают, где мы сейчас находимся, в каком месте. А вот съёживание общества – оно то как раз произошло в сытые нулевые, то есть – в противоходном тренде, экономика типа подымалась (если понимать под экономикой – "нам бы так погнить"), а общество – шло вниз, съёживаясь, накапливая такие отрицательные для любого общества вещи, как расслоение и возрастание уровня недоверия и – что там лукавить – вражды между слоями общества.
Потому и произошло то, что произошло зимой 2011-2012 года.
- ДЕГ в свое время ответил - как произойдет национальная революция. Не будет ни штурма Кремля, ни бунта в войсках, ни массовых беспорядков. Просто изменится цвет времени.
По мере ухода советских, этот цвет будет меняться все заметнее. Фактически все, кто моложе 40, уже не советские, они не прошли индоктринации и формировались в 90-е. Тот опыт конечно тоже весьма дисгармоничный, но он реальный, люди выпали из дурдома в реальный, хотя и весьма жестокий мир. В начале 0-х этим людям (нынешним 40-летним) было 25, они еще мало влияли на общество. Сейчас они определяют многое, а через 10 лет будут рулить ВСЕМ.

http://loboff.livejournal.com/572317.html?thread=37315485#t37315485

Так говорят о давящем мире.
Разговаривал с разными людьми. Один мне сказал: "Главное, что меня смущает, что крайне неприятно - это заметное покраснение общества". Это верно - и про Сталина говорят, что недавно еще было позорно говорить, и общий характер общества стал более похож на советский.
Другой мне сказал: "Главное, что мне отравляет жизнь, в чем очень неприятно находиться - клерикализация, растущая религиозность. Окружающее общество становится православным, это омерзительно". Это верно - если сравнить с тем, что было десятки лет назад, общество стало более религиозным, стало гораздо больше людей, которые вдруг - православные, ну или к примеру еще какие-то - хоть католики, хоть кто.
Был человек, который мне пожаловался, что на него наступает атеизм. Еще недавно, сказал он, они как-то тихо сидели, и вдруг - появились активисты, лекции, кампании в прессе, они лезут и настаивают. - Ну, в общем, кажется, это верно. По крайней мере можно понять. Время официозного атеизма прошло, и появились активисты, они не тихо помалкивают, а громко отстаивают свои взгляды. В некотором смысле - да, раньше не было громких убежденных атеистов, теперь есть.
Собеседник сказал мне: "Ужасна потеря советского наследия. Уходит великая наука, страна остается без образования и медицинского обслуживания. Среди людей - только конкуренция, деньги, полный индивидуализм". Ну да.
Встретился с человеком, он мне сказал: "Самое неприятное - это растущая волна настроений против собственности, опять шаг назад от нормальной ситуации - опять ни про что нельзя сказать, кто этим владеет, какое-то совокупное право - владеет некто, но до тех пор, пока ему не долбанут, пока это не нужно всерьез кому-то другому". Это верно, хотя это и прежде было, но вроде как с некоторой откровенностью это стало особенно заметно в последнее время, до этого внешняя фразеология была несколько иная.

Интересно, что все говорящие - против. Их нечто давит в настроениях окружающих, им неприятно находиться в социальной среде, которая вдруг стала такой давящей, с таким-то вот оттенком воззрений. И каждый находится в агрессивной внешней среде, хотя симпатии их во многом противоположны. Люди с разными предметами неприязни, но окруждающее общество умудряется как-то быть невыносимым для всех. Как получается, что общая для всех внешняя социальная среда обладает противоположными качествами - загадка, но вот же. Она равно противна удивительно противоположным людям.

Есть страны, которые при всех поворотах своей политики умудряются оставаться симпатичными. Такова, к примеру, Великобритания - она делает самые разные вещи, но множество англофилов чувствуют симпатию, они говорят - это дела такого-то кабинета, такой-то партии, но Англия - добрая старая Англия - великолепна. Другие страны обладают иным свойством - что бы они ни делали, они сталкиваются с антипатией. Такова Россия - она вела достаточно разную политику, но почти любые ее телодвижения вызывали страх и неприязнь в окружении. Это не космический заговор - это всего лишь свойство интеллекта, дипломатии и работы с общественным мнением. Одни умеют, другие нет. Точно так же есть неловкие люди, которые даже и поворачиваясь извиниться, умудряются на ногу наступить, а другие, даже действуя из чистого эгоизма, остаются симпатичными. Дело не в том, чтобы это нравилось, это просто факт. (Разумеется, это не значит, что все делаемое Англией плохо, а все делаемое Россией хорошо; бывают неловкие злодеи, бывают симпатичные хорошие люди). Можно видеть, как политика Англии работает с симпатиями, а политика России - с антипатиями, выбирая разве что, чем она будет не нравиться на этот раз.

Не только внешняя политика, общество внутри страны тоже обладает похожими свойствами. Есть общества, у которых внутри согласие. Да, там тоже коррупция, политика, проблемы бедности - как у всех, но при этом внутренняя атмосфера общества - удивительная атмосфера безопасности, устойчивости, некоторого разлитого между людьми ощущения некоторой симпатии и уместности, чувства согласия с тем, что ты есть. И люди самых разных, противоположных взглядов могут там жить в окружении этой симпатии и безопасности. В других странах внутренняя атмосфера - антагонистическая. Она всем не нравится. Она всем "против", агрессивная, омерзительная, все живут в неприятном окружении - даже те, что находятся в большинстве, даже те, кто в силе, не говоря уж о меньшинстве и тех, кто в слабости.


Потому что в РФ тоже отстроена вполне органичная система, хотя и не столь надежная, как двухпартийная «западная» (элиты отстраивают систему власти в зависимости от своей сущности и возможностей), но, по местным обстоятельствам, тоже достаточно эффективная. Ее суть – в существовании «прокладки» из являющихся частью власти системных левых партий, существование которых позволяет ей для одной части населения выглядеть «меньшим злом», а для другой части является отдушиной для выражения недовольства. Компенсация завистливого недовольства населения идеологической наркотой – вполне универсальное явление, а в РФ отличается еще и особым блеском. Впечатляющая полнота возможностей для себя при культе советско-коммунистического режима (с практически полным сохранением его святынь) для «народа» – это действительно здорово и отлично работает.

http://salery.livejournal.com/119573.html

Это лишь до некоторой степени объясняется политическим режимом или адекватностью законов. Наверное, можно пытаться это исправить, все же антипатическая атмосфера - это неприятно, в этом трудно жить, причем всем, независимо от взглядов. Трудно подобрать стратегию поведения - среда антагонистична ко всем. Или можно попытаться принять это как факт, хотя бы как факт нынешнего времени - сейчас среда вот такая, агрессивная. И, приняв как факт, пыаться думать, что же можно делать в такой давящей среде, где практически все жалуются на потерю мотивации, сжимающиеся горизонты, ощущение ненужности. Если б среда была иная, можно б предложить то-то и то-то, а раз она такая - ... Можно попытаться подумать, что сработает в такой среде.

Конечно, речь не о том, чтобы сделать все для всех - то есть всех вычесть, если вычесть всех красных, православных, атеистов, журналистов, националистов, бизнесменов и спортсменов - никого, считай, и не останется. Исполнением желаний людей общество может только самоуничтожиться. Собственно, элементарной структурой такого самопоедающего демоса является личность, которая против - и окружение, которое против нее. Можно считать ситуацию поправимой и выводить иное общество и иную личность. Или считать, что надо просто снизить давление, ничего принципиально не меняя. А можно подумать: что произойдет, если такие характеристики общества будут усугубляться? Грубо говоря, если люди будут становиться все более различными и все более противными друг другу? Можно ли выстроить общественную жизнь в обществе с таким характером?

"Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи."
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
http://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1049.htm

У нас сложилась определенная грамматика отношений в обществе. Одно дело - пытаться измнить сам язык, заставить говорить по другим правилам. В какой-то мере это возможно, хоть и не ясно, в какой мере это полезно. И другое дело - отыскать те возможности, которые позволяют высказать на этом языке необходимое содержание. Ну пусть высказать не в одно слово, ладно, слов не очень жалко - пускай их даже будет хоть три, хоть четыре, хоть и много.

Что можно сделать для выживания такого давящего общества - проникнутого взаимными антипатиями? Варианта, что общество вдруг избавится от своей существенной части и объединится, ожидать не следует. Чему способствует такая общественная жизнь, на что тут можно опереться? Какие варианты... Ну, например, осознанность. Кажется, понятно - сознание = боль, в обществе, пронизанном антипатиями, больше шансов ходить в бодрствующем состоянии, в сознании. Хотя, признаться, этого эффекта как-то не заметно. Что же можно выстроить в таком обществе взаимных непроходящих антипатий?
Tags: sociology7
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 427 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →