Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Другая сторона метафоры: кто едет по дороге

Сначала я приведу кусок разговора. Собственно, в нем метафора, которую я хочу развернуть в другую колею.


Alexander Kolmakov: Ну, я Вас понял. Я бы, правда, сказал, не что "вопрос возник" в 19 веке. Вопрос возник именно при Петре, он его и поставил. А в 19 веке его начали осознавать и рефлексировать по этому поводу.
андрей игнатьев: так это и есть "вопрос", то, что было прежде, называется "граница": граница (культур, цивилизаций, "жизненных миров", нужное вписать, ненужное вычеркнуть) была всегда, Пётр попытался её устранить, в 19 веке начали понимать, что это невозможно, граница будет всегда
Alexander Kolmakov: Один мой знакомый, еще не очень опытный водила, катался по степи, где дорог нет, а есть направления. То есть, там по степи идут разные колеи, которые сходятся и расходятся, каждый выбирает, какая ему нравится. Так вот он подъезжал к очередному разъезду, вставал на одну из этих колей, проезжал пару метров, потом останавливался и спрашивал, грустно глядя на альтернативу, уже, в общем, упущенную: "по какой же дороге поехать?"
андрей игнатьев: хорошая метафора, я по степи ездил, понимаю, но тут ситуация несколько другая: скажем, по некоторым колеям можно ехать только на гусеничном тракторе, а его нет или это лишает смысла всю затею
Alexander Kolmakov: Ну, видимо, был трактор, раз Пётр начал ехать по этой дорожке. Ведь к 19 веку уже проехали достаточно, так что и не повернуть уже назад.

http://rencus.livejournal.com/1280742.html


Так вот. Привычно говорить в рамках метафоры дорог - вот страны, они выбирают тот или иной путь, у них инерция, из колеи выбраться трудно. И тут тебе хоть Россия, хоть Бразилия - идут рассуждения о дороге, одна ведет туда, другая сююда. Несколько упрощая (как это принято в дорожных метафорах) - говорят о, скажем, привычке к насилию, государственничестве и проч.
А если посмотреть не на дорогу, а на машину?
Трактор пройдет там, где завязнет гоночная. Но медленннеее. Самолет вообще другой. Как и авианосная подлодка. Одни машины, ясное дело, приспособлены для автострады, другие для грязюки. Может быть, имеет смысл посмотреть не на направление дороги - мол, выбрали такой-сякой путь, и теперь пытаемся перебраться на другой... а, нет, уже не пытаемся, уже проехали поворот - может, интересно посмотреть, на каких почвах проложена дорога и какой вид механизма ее одолевает?

Например, вполне возможно, что почвы тут трудные и дороги непроходимы. Потому наше транспортное средство, едущее по дорогам истории, - это совсем не авто. И мы, собственно, прокладываем тут путь - потому что пока его практически нет. Кто же еще здесь проедет-то. Потом, когда-нибудь, тут появятся сначала колеи, потом дороги, и путешствующие будут решать - нам как тут, направо, или налево, или, может, прямо поедем. А пока нету того прямо и того право. И в сизом дыму, завязая и утопая, мы так движемся, что действие это "выбором дороги" называть неверно. Тут, однако, тоже не так просто - нынешние наши юзания и завязания когда-то в будущем станут дорогами, как сейчас наметим колею - потом из нее другим выбираться будет трудно.
Tags: history6, sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →