Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Подле физики (соотношение числа и качества): газиллион

Поскольку толку нет, давайте о физике, нас окружающей. Вот рассуждение о свойствах интеллектуальных газов.
(Возможная точка зрения)
Существует общий механизм, который можно называть хоть способом образования темных веков, хоть советским типом образования, если угодно обращаться к примерам, а если, как часто теперь бывает, хочется физических аналогий - так пусть это будет отношение давление и объема.

Исходная ситуация - когда в обществе существует традиционная система образования. Это значит (обычно), что образование, которое стоит называть этим именем, дается элите. И потому, что образование дорого стоит, и потому, что на него требуется время, так что люди бедные не могут обеспечить такое образовнаие детям как по нехватке средств, так и не рискуя отрывать подростков от заработков. Образование требует больших затрат труда в течение многих лет. Обыкновенно такая "традиционная" система образования сопровождается завидным уровнем наук и искусств, впоследствии называемым "классикой". Это название присуждается сразу по многим причинам - потому что достигнутые образцы обладают очень высоким качеством; потому что они доступны лишь тем, кто смог подняться в своем развитии достаточно высоко; потому что существует способ выработки вкуса к таким творениям и путь достижения понимания их, а потом и произведения подобного; потому что это элитарный продукт, и все дороги совершенствования личности фокусируются с помощью классических произведений.

Затем начинается резкое расширение образования. Самым опасным для образования общества оказывается не период затухания и исчезновения, а как раз период резкого расширения. О степени резкости говорить трудно - у нас недостаточно сведений о вариациях этого процесса. Но если примерно - в 50-60-е годы в СССР образование стали получать примерно в 10 раз больше людей, чем прежде (речь прежде всего о высшем образовании, затем о среднем). На деле даже больше, чем в 10, но точно сказать трудно. Примерно такое же по числу расширение произошло в самом конце XIX-начале ХХ в. (речь о среднем и начальном образовании). Высокая скорость расширения образования среди граждан отмечается и в 30-е годы. То есть вся первая половина ХХ в. в России - это серия все убыстряющегося увеличения числа образованных людей. Насколько можно понять, примерно такой же процесс происходил при смене античной культуры на темные века, но подробное выстраивание этой аналогии заняло бы слишком много места.

При расширении числа образованных происходит несколько взаимосвязанных процессов. Растет число учеников в расчете на одного учителя, что сказывается на качестве образования. Быстро увеличивается число людей, которые по какому-то показателю или стандарту считаются образованными, и в среде этих "новых образованных" возникают иные культурные нормы, которые ранее не были свойственны "старым образованным" - быстро образованные несут черты "необразованного мировоззрения".

В частности, очень легко возникает в необразованной среде представление о том, что образование требуется для каких-то практических нужд, чтобы преуспеть в жизни и получить некие практические выгоды, и потому образование должно быть устремлено к практике. Любая вменяемая образовательная программа всегда анти-прагматична, и "классическое образование" также всегда непрактично, им движут иные идеалы. Широкий слой новых людей, которые называются образованными, желают получить образование, полезное в быту. Поскольку таких людей очень много, больше, чем образованных по старому образцу, то их мнения становятся господствующими - попросту говоря, отыскать тех, кто еще держится за прежние мнения, становится нелегко, и люди, вливаясь в образованное сословие, естественно привносят с собой и транслируют окружающим ценности прагматичности.

Расширение объема влечет снижение качества. Упор на прагматику приводит к быстрому "снятию сливок", добыванию из суммы прежних знаний того, что еще не было использовано. Затем запас лежащих на поверхности полезностей заканчивается, а прагматический идеал знания не способен пробиться к серьезной образовательной программе. Образование, ухудшившись при разведении, на длительное время остается в этом печальном состоянии, "само" оно не улучшается. Прежние образованные, умевшие делать "классику", ценить классику" и вообще понимающие, что это такое - вымирают, остается новый образованный слой, много более разнообразный (систем ценностей и вкусов много, умения создавать шедевры, претендующие на общезначимость - меньше).

Если общество продолжает экстенсивно расти, а слой образованной элиты замыкается - есть шанс возникновения новой традиции. Это происходит не само собой, не наследованием шаблона, а появлением плеяды ярких гениев, создающих шедевры и обозначющие некоторый уровень, признаваемый высоким. Замыкаясь, образование направляется к этому ряду шедевров и вырабатывает ценностные критерии (красоты, ясности, логичности, прозрачности, умопостижимости и т.п.), которые должны быть свойственны результатам труда образованного человека. Эти критерии оттесняют критерии прагматичности и складывается новая образовательная система (новая система научных знаний, новое классическое искусство).

Если роста общества нет и появления новой образовательной элиты нет, образование живет хвостом "снижающегося качества". От образования ждут быстрых плодов и практического применения, и на каждом шаге отбрасывают все новые "нежизнеспособные" и "непрактичные, как оказалось" навыки. Образование съеживается, образованные люди все в большей степени просто имитируют образованность. Образование становится массовым, перестает различаться по уровню.

Очередной рост числа образованных - конец 90-х и начало нового века (высшее). Прежние процессы, очень сильно сказавшиеся на образовании ХХ в., идут дальше. Заметить результат трудно - для этого следует каким-то образом смотреть из точки, удаленной от современности, иначе, находясь в толще современного образования, конечно, никаких следствий о его некачественности сделать нельзя - поскольку все, что видно, примерно одного качества и неоткуда составить представления, что бывает иначе.

Перечень мер, которые следовало бы заучить и применять каждый раз, как возникает необходимость в быстром расширении числа образованных людей, при каждом поползновении к массовому образованию, имеет смысл обсуждать, когда будет осознано хотя бы наличие проблемы.

Увеличение числа образованных всегда приводит к снижению качества образования, забвению принципов сложения прежней классики, зато большие массы людей начинают обладать некими начатками того, что прежде в развитой форме было достоянием немногих. Причина падения качества может быть изображена так: образование выводит людей на более высокий уровень развития, достигшие этого уровня обладают более широким кругозором и более развитым мировоззрением. Это обычный эффект специализации: обладая специализированной функцией, получают возможность более эффективных действий и дальнего прогноза (в рамках сложившейся специализации, в данном случае - интеллектуальной, связанной с типом образовательной системы, причем не любой интеллектуальной, а совокупностью общих инструментов оперирования познанием). Необразованный человек, разумеется, просто не знает об этих эффектах и не может их испытать, получив "быстрое образование", несет с собой прежние идеалы "практической помощи в жизни" - и с этим много более близоруким взглядом наскоро оценивает доставшееся интеллектуальное богатство, выбирая эффективное на данный момент.

Как данный процесс сказывается на качестве наук при быстром увеличнии численности ученых (и на качестве искусств, при росте численности артистов и художников) - может каждый рассудить сам. Современное образование уже очень давно находится в состоянии деградации, и очень ярко об этом свидетлеьствует тот факт, что почти все рассуждающие о нем говорят о "новых этапах развития" - при том, что предшествующие многие десятилетия были временем деградации и утери возможностей развития.

И только теперь, в самом конце, можно понять, что же такое образование, если угодно - дать определение предмету разговора. Образование - система знаний и ценностей, способствующая повышению уровня личного развития человеком (любым человеком). Что то же самое - система знаний и ценностей, набор познавательных средств, способствующий дальнозоркости, делающий возможным широкий обзор всей совокупности знаний и умений человека. Это общее образование в отличие от специального. С одной стороны, эти общие познавательные средства позволяют более гибко выбирать способы поведения, с другой - позволяют понимать происходящее, и помимо того - являются основой личного противостояния тем процессам распада, которые являются свойством любой социальной жизни. Поскольку образование неспециальное, оно может применяться к любому человеку и в этот состоит его демократичность.

Образование - это не только знание "положительное", специальное, но также понимание долга и достоинства. Получение знаний, полезных для определенной задачи, по совпадению также называется образованием (специальным), но движимо иными закономерностями. Впрочем, совершенно отделить высшее специальное образование от общего образования удается с трудом, хотя уже достигнуты большие успехи на этом пути.

(Забавно, но люди, сердящиеся на элитарность настоящего образования, обычно очень недовольны нынешней элитой - которая, разумеется, является результатом длительной селекции общества в сторону необразованности и забвения даже самых основ того, чем является настоящее образование)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 150 comments