Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

просмерть2

Было начало рассказа о том, как говорят о смерти - что позволяет понять, каково же отношение к смерти в современном обществе. Мы получаем эти разговоры - допустим, на колени вывалилось 600000 высказываний. мы их как-то группируем, чтобы представить окружающим, чтобы они поняли, что же удалось понять тем, кто все эти тысячи прочел. И когда пытаешься изложить, что же там такое, каковы факты - оказывается, что слушателям нечем понимать. Нет таких понятий.

Многие легко скажут: ну там же есть верующие, среди тех, кто говoрит? Ну, у них одни мысли о смерти, а у атеистов другие. Или: там есть москвичи и несчастная провинция, у них разные мысли о смерти. Или: это из сети? Там все богатенькие, знаем мы ваших интернетчиков, а большинство бедного населения в эти ваши интернеты не ходят, это не их разговоры.

Много чего скажут, и это можно по отдельности опровергать, пока есть силы и желание. Но вообще-то скепсис неисчерпаем - всегда можно продолжать придумывать какую-нибудь штуку. Поэтому не буду рассказывать о том, почему именно в четырнадцатых эти возражения неверны.

Лучше о другом. Вот некто прочел множество высказываний о смерти. Получил результат, который можно представить в виде классификации, некой типологии. Не является ли это случайным результатом? Скажем, в одной выборке о смерти говорят так, в другой – эдак? Нет. Говорят и то, и другое, там же есть противоречащие друг другу высказывания? В самом деле, люди же имеют разные мнения, так какой же смысл?

Ситуация совершенно иная. Имеется некоторый постоянный рельеф смыслов, «ландшафт смерти», того, в каких значениях говорят о времени и смерти. В разных группах высказываний в силу достаточно случайных причин, связанных с особенностями выборки, этот ландшафт виден в разных ракурсах и с разной полнотой. Но это один и тот же ландшафт.

Дело можно пояснить с помощью метафоры прилива и отлива. Во время прилива уровень воды повышается и группы прибрежных камней частично скрываются под водой, остаются видны лишь вершины самых крупных. Во время отлива видны и более мелкие камни. Но все камни остаются на своих местах, колебания воды не нарушают их существования.

(c) zh3l

Есть несколько крупных, фундаментальных тем, связанных со смертью, которые образуют основные черты ландшафта смерти в общественном сознании. Они проявляются в выборке за любой год, хотя и с разной полнотой. От привходящих обстоятельств зависит, какая составляющая общего смысла будет более заметна, а какая представлена лишь немногими высказываниями.

Ландшафт мнений (почти) не зависит от технических способов его исследования – через поиск Яндекса или Гугла его исследовать, брать за тот или другой год. Ландшафт во многом один и тот же, но вот уровень воды, маскирующий камни – разный. Мнения на «вечные» темы оказываются не столь уж легко изменяемыми, год от года за последние 13 лет повторяются одни и те же классы мнений - но видны они с разной отчетливостью в разных выборках.

Чтобы познакомиться с этим миром мнений, прежде всего следует описать основные значения ландшафта, показать, что это за «события», что за опыт посмертия и страх, какие высказывания подразумеваются в каждом типе значений.

Выделяемые типы не являются классификацией в обычном понимании – с единым основанием деления, непересекающимися классами и т.п. Это именно типы. О смерти и времени говорится в разных аспектах, разных смыслах, разных плоскостях. Наша цель – обрисовать этот ландшафт смыслов с помощью группировки высказываний, а не провести классификацию предложений.
В слдующих текстах будет приведено описание типов.

Итак, что за «камни» выступают над водой, когда мы рассматриваем общественное мнение на тему времени и смерти?ris 1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments