Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Изобретатели

Поговорил с человеком, который создал ...трехмерная виртуальная биология. Возможности виртуальной хирургии, изучение реальной анатомии объектов. Не рисование в дидактических целях, а реальная анатомия. В жидком азоте охлаждается образец, режется микротомом с шагом 0.5 мкм, полученные срезы фотографируются и программа монтирует объемное изображение - сшивку срезов. Тем самым можно потом либо проходить всю зверушку поперечными срезами, а можно делать произвольные срезы, например, сагиттальные, в любом месте. Поскольку это реальный препарат, а не модель, качество - то, какое у препарата, так что фиксированные твари не годятся. Резать надо свеженьких. Увеличение приличное, не электронный микроскоп, конечно - просто очень большое оптическое увеличение. И возможность выделения "органов" - примерно как волшебной палочкой в фотошопе. То есть тычешь в что-то - и можно удалить либо все вокруг, либо то, что выделилось программой. Скажем, отличил цвет кости, выделил - и вот тебе полный скелет зверушки в трехмерном мире. Или там нервная система. Но, конечно, с точностью выделения - программа выделяет не "нервы", а тот тон, который выбрал пользователь. Можно изучать анатомию - отсматривать зверюшку и помечать, что у нее где, где какие порции мышц, где какие органы. И потом, если размечено, можно одним касаением "вынуть" из препарата чистое сердце или там железы, что захочешь. Но понятно, какая это работа - надо пройти все среды и обозначить, что там есть, тогда машина сможет этот выделенный пользователем объект запомнить как отдельность.

Приятная штука, как я понимаю, реальной трехмерной анатомии для, например, беспозвоночных не так много. поскольку с охлаждением - режется в том числе и то, что резаться не должно, хоть черви, хоть медузы - то есть мешок из воды тоже можно порезать, обычные в анатомии беспозвоночных и насекомых проблемы решены. Хитин эта штука режет, без смещения и без искажений, а то обычно сминается все. А тут не сминается, какой объект был, такой и режется.

Довольно понятно, что с этим изобретением. группа энтузиастов его волочет как может. Техника замораживания и резания уже сделана, необходимые программные инструменты есть. А чего нет? Пиара нет. Многих "украшательских" инструментов программных нет - которые нужны пользователю. Много чего можно придумать программного, кроме виртуального скальпеля, пинцета и "стерки", но пока только они. Сразу хотелось бы некий навигатор, чтобы в этом нарезанном объеме "плавать" - но пока, как я понимаю, такой проги нет. И много чего еще можно придумать кроме произвольных сечений - но это надо делать отдельные программные продукты. А на это надо деньги и пиар. А пока отыскать сбыт не удается - вроде штука хорошая, но пользователей на продукт пока мало. На сайте http://vbiol.ru/ некоторые начальные демонстрашки. В общем, изобретатель - совершенно классический. Прибор этот резательный, основная техническая штука - в гараже. Ходит и ищет человек, кому бы такое надо, чтобы собрать некоторое множество задач - у него в руках уникальный метод, кому надо. Ищет, кто бы заинтересовался, а его в основном посылают. Ничего никому не надо, все уже как-то притерлись и ничего нового не хотят. Тем более ему не грант попилисть, ему надо чтобы реаьное дело, а с этим трудно.

Сам я обломался, потому что - не доточен программный парк. Да, могу получить полное во всю стену изображение маленького объекта, могу получить трехмерный срез любой ориентации. Но если речь не о человеке, по которому прорва атласов - это значит, что нужно набирать сравнительный материал и самому с нуля делать атлас анатомический для некоторой скотинки. И соседний вид или род - тоже самому и с нуля. И до результатов там как до небес, это просто уйма морфологической работы, которую делать руками без ничего. Обязательно нужны программные инструменты, без этого с готовым продуктом ничего мне сделать нельзя - не говоря о том, что метод берет недавно-живые объекты, свежие, никакие древние коллекционные экземпляры не годятся.

Жаль, трехмерные анатомически-точные объекты - это очень соблазнительно. Хорошо бы найти задачи, которые могла бы решать готовая часть технологии. Легко нафантазировать, если бы да кабы, если б была целая трехмерная среда, большой набор инструментов для перемещения в ней (включая автоматическую навигацию по приблизительно показанному пользователем маршруту), много разных инструментов для манипулирования... Это когда-нибудь, а сейчас только сложенные вместе и программно соединенные срезы в правильном порядке и те самые скальпель, пинцет для переворачивания слоев-срезов и ластик для выделения. Как я понимаю, у морфологии сейчас три задачи: 1) описание новых, ранее не описанных органов и структур. Это решается в основном на электронной микроскопии. 2) функциональная морфология. Это делается с учетом движения, срезы тут дают не так много. 3) установление гомологий. тут нужны наборы одинаково сделанных препаратов из разных групп, часто это редкие образцы, живьем для резания не всегда можно найти. И всегда нужны, конечно, уже готовые руководства и атласы, каждый объект начинать с нуля и делать анатомию всего объекта прямо вот тут, размечая мышечные волокна, нервы и прочее..

Эх. А как бы хорошо. Там эритроциты в сосудах видны. По крайней мере крупные. Ну и вообще разрешение при желании может быть приличное. Какой бы рай для морфолога - не торопясь анатомировать, но не скальпелем в руке, а на экране компьютера, но при этом реальный объект.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments