Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Среди нас

Говорят, в будущем будет много роботов.

Случаем забрел на внутренний сайт одной организации, где перечень сотрудников, ну или как сказать - где всякие электронные адреса разных отделов с перечнем обязанностей, как-то так. Увидел в списке сотрудников робота. Его так и звали - робот, который делает там то и то. Выцепил всю позицию - список виртуальных сотрудников. В списке этой организации более трехсот роботов. Они в разных отделах работают, в айчаре, у бухов, ну и в отделах разработки их очень много, то делают и это.

Собственно, ничего странного, просто когда списком - внушает. Вот фамилия человека, вот другого, а вот и список роботов. По функции угадать, кто человек и кто нет - трудно. Они выполняют, разумеется, интеллектуальные функции. И много так, густо. Зарплату им не платят. Но уже можно мыслить стандартную графу "список нареканий", где будет список сбоев и ошибок. Запросто.

Вспомнил, как неприятно общаться с роботом по телефону. Скажем, в попытке выяснить, что там не получилось в аэропорту. Ты пытаешься выяснить, где твои вещи и какого черта, а тебе список позиций "нажмите намба ту" и маловнятный список перебора - что бы ты мог захотеть, если б хотел. И, разумеется, почти так же выглядят сотрудницы на телефонах в клиентских отделах. Ты звонишь в соображении какого черта начислен долг, когда ты выплатил все, а тебе в разных вариантах повторяет какая-то девушка, что перед ней таблица и как раз там в графе указано, что у тебя долг.

Различие? Small talk. То есть девушка отвечает, вставляя в текст вежливые (это хорошо) обороты, иногда соглашается, вставляет сочувственные придаточные, хотя по смыслу - нажмите намба ту и узнайте сумму долга. Да, я поняла, что долга у вас нет, сумма такая-то, оплатите в течение недели. Да, конечно, нет, в случае неуплаты отключим. Не расстраивайтесь, надо только оплатить, тут в ячейке указана сумма. Вам озвучить? Тем самым отличие работника-человека от робота в наличии малозначащих зашумляющих смысл вставок. Которые по замыслу, не изменяя сути общения, добавляют приятной эмоциональности.

Неужели так сложно смоделировать легкое общение? Ведь только это отличает робота от человека. Робот, паскуда, пока функционален, хоть и туп. Встроить ему болталку - и в чем будет разница? Можно, конечно, воображать разницу в мотивации, что девушка помнит, что ей платят за тяжелую работу общения с клиентами и нет смысла что-то объяснять. У нее инструкции работы с клиентами, надо следовать сценарным разработкам и рекомендованным типам ответов. Хотя, конечно, хотелось бы послать. А роботу послать не хотелось бы. Но эту неуловимую разницу можно не учитывать, это оккультизм. Кто там скрыто хочет вас послать, а кто не думает об этом, поскольку уже - это оккультизм и с этим мы будем бороться.

И вот какой тренд получается. Ну вот наука - что с ней произошло за сто лет с небольшим, если примерно - чрезвычайная бюрократизация интеллектуальной деятельности, и степень бюрократизации все растет. Что с образованием? Насколько я понимаю, главный тренд - сильнейшее возрастание всяких отчетно-бюрократических моментов. По самым разным направлениям то, что казалось областью интеллектуальной деятельности, бюрократизируется, сводится к списку разветвляющихся выборов-позиций, и списки эти очень длинные. По мере внедрения в сферу обслуживания и в работу корпораций роботов доля этой бюрократизации интеллектуальной деятельности будет расти.

Интересно, какие формы это примет, когда стабилизируется? Сейчас начальная стадия взрывного роста, а потом как будет? Это пока внутри некоторых сфер деятельности, потом это выплеснется в общую среду общения. Ну то есть смотрите, как спросить "что нового" у соседа в деревне, и посмотреть новости, к примеру, на яндексе. Вот так это будет проникать - обычные потребности и виды деятельности будут все в большей степени неотделимы от взаимодействия с роботами. Что мне кажется важным - не физические потребности, а интеллектуальные и эмоциональные. Обычно говоря о роботах мыслят что-то вроде "они нас отгонят от станков и сами будут работать". Машины без водителя и вот это все.

Но много важнее интеллектуальный стиль, который будет казаться безальтернативным. Вы же понимаете, почему сотрудник банка или девушка в клиентском отделе поддержки по телефону так с вами говорит? Вы лекцию можете прочесть, почему так - что способные идут выше, что малые зарплаты, что инструкции и проще обучить инструкциям, чем умников держать на местах для повторения одного и того же пятьсот раз в день. То есть рациональность, которая приводит к роботизации общения - вот она, ее все имеют, она во всех головах работает, делая технические достижения безальтернативным принуждением развития в определенную сторону.

Ну как интернет - пока мечтали, это была всемирная библиотека-информаторий, где безмерно образованные люди плавают и плескаются в море информации, все стали гениями и без ограничений внедрялись в тайны древний истории и изощренные математические приложения. А когда это стало всеприменимой техникой, чудо интернета стало выглядеть иначе, и появились знакомые ремарки "особенности сетевого общения" и пр. Это так, мол, технология влияет, что же нам делать.

И я к тому, что интересно понять. как бюрократизация общения, неумолимо распространяющаяся - потому что твой сотрудник, с которым ты по работе возаимодействуешь - робот, жаловаться на него надо в техподдержку, и вот еще пара-тройка постоянных твоих собеседников - роботы, и вот эти вот живые люди по своим социальным ролям с тобой говорят как роботы, и вот ты многие часы общения проводишь с роботами, а что делать, и это неизбежно скажется на интеллектуальной и эмоциональной жизни людей. Интересно, как
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments