Иванов-Петров ([info]ivanov_petrov) wrote,

Уошо померла, Коко играет в куклы

http://budilnik.livejournal.com/67981.html

"Результаты исследований семьи Уошо казались совершенно невероятными, но в 70-е несколько групп независимых исследователей, работавших по разным программам и с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалёку от Сан Франциско со своей «приёмной матерью» доктором Пенни Паттерсон. Среди «говорящих» обезьян Коко – настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка, а решая тесты, показывает коэффициент интеллекта входящий в норму взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие её речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребёнка, а в некоторых отношениях – трёхлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, реагируя по детски на жизненные ситуации и предпочитая игры всем другим способам времяпрепровождения.
Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей, и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застаёт её за этим занятием.

Вот, например, Коко разыгрывает воображаемую ситуацию между двумя игрушечными гориллами: посадив игрушки перед собой, обезьяна жестикулирует «Плохой, плохой» по отношению к розовой горилле, а затем «Поцелуй!» обращаясь к голубой. Потом она показала «Гонятся, щекотать» и ударила игрушки друг о друга; затем соединила их, изобразила, будто гориллы борются друг с другом. Когда её партнер горилла Майкл оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!».

Коко очень любит кошек (у неё была своя кошка, которая недавно умерла), любит рисовать. Рисунки Коко можно посмотреть на её сайте www.koko.org, где также можно узнать о последних новостях из жизни гориллы, которой уже под сорок (шимпанзе и гориллы могут жить до 45-50 лет). Сейчас Пенни пишет, что пытается научить Коко читать.

...Но в один прекрасный момент малыш Канзи, - сын одной из этих обезьян, который всё время вертелся возле матери, вдруг начал по собственной инициативе отвечать за неё. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще. Вскоре обнаружилось, что также спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что её «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга. Вот пример диалога Канзи и Бонбониши на амслене: однажды на прогулке Бонбониша разволновалась, показывая: «Следы собаки!» — «Нет, это белка».- «Нет, собака!» — «Здесь нет собак». — «Нет. Я знаю, что здесь их много. В секторе «А» много собак. Мне рассказали другие обезьяны».

...Орангутана Чантека, изучившего амслен, перевели в приматологический центр, где он жил в тесной клетке, практически лишенный общения. Он делал всё, что мог в его положении – пытался научить амслену служителей."

Типа - опа...
Tags: biology3, psychology3

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments

[info]kutya

November 15 2007, 15:01:02 UTC 4 years ago

почему-то подобные сведения настораживают.
антропоцентризм, не иначе.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:14:47 UTC 4 years ago

да, некоторые детали сомнительны. Впрочем, не знаю

[info]kutya

4 years ago

[info]kutya

4 years ago

[info]jack_of_hearts_

November 15 2007, 15:01:08 UTC 4 years ago

Ну, а что ж такого?

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:14:10 UTC 4 years ago

Всё ожидаемо?

[info]velobos

4 years ago

[info]albiel

November 15 2007, 15:04:07 UTC 4 years ago

Такие исследования могут серьёзно сократить рацион питания, диетологи против.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:15:08 UTC 4 years ago

А что, многие обезьянятину едят?

[info]albiel

4 years ago

[info]albiel

4 years ago

[info]mikev

4 years ago

[info]kobak

November 15 2007, 15:15:15 UTC 4 years ago

Ага. Это очень впечатляющие исследования. К сожалению, не совсем ясно, насколько всему этому можно верить (в смысле подобным восторженным выводам из популярной прессы). Критики очень много. В частности, про Коко, Уошо и остальных существует ГОРАЗДО больше популярных статей (таких, как эта по Вашей ссылке), чем научных публикаций.

История про то, как кто-то из них назвал лебедя "водяной птицой" кочует из одной популярной статьи в другую. Вроде бы впечатляет. Но это случилось один раз; может быть, обезьяна просто показала отдельно на воду, и отдельно на птицу? И т.д.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:16:08 UTC 4 years ago

Да, я когда-то искал инфу и все больше вот таких... Несколько смутных.

[info]velobos

4 years ago

[info]velobos

4 years ago

[info]kobak

4 years ago

[info]velobos

4 years ago

[info]kobak

4 years ago

[info]vumny

November 15 2007, 15:35:26 UTC 4 years ago

Планета обезьян. Скоро это будет реальностью.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:40:40 UTC 4 years ago

надо решить, кого пошлем к звездам

[info]velobos

4 years ago

[info]vumny

4 years ago

[info]vumny

4 years ago

[info]050778

November 15 2007, 15:35:59 UTC 4 years ago

Догоняют потихоньку

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 15:40:23 UTC 4 years ago

может, отстают?

[info]albiel

4 years ago

[info]050778

4 years ago

[info]050778

4 years ago

[info]050778

4 years ago

[info]psilogic

November 15 2007, 15:56:34 UTC 4 years ago

[ показывает коэффициент интеллекта входящий в норму взрослого американца ]

- вот это, скорее всего, гон или опечатка (слово "норма" или слово "взрослого" тут лишние).

По языковым способностям достигают уровня трехлетнего ребенка. По некоторым тестам, связанным с движениями, обезъяны достигают уровня 4-5-летнего ребенка.

[info]psilogic

November 15 2007, 15:58:12 UTC 4 years ago

Хотя, в принципе, если проходить один и тот же тест на IQ много раз, можно тупо "натренировать"... но это все не то...

[info]budilnik

4 years ago

[info]budilnik

4 years ago

[info]bdag_med

November 15 2007, 15:58:18 UTC 4 years ago

http://ethology.ru/library/?id=263 - Светлана Бурлак - прекрасный специалист, Фридман, кажется, тоже, но я не биолог, судить не могу.

[info]kobak

November 15 2007, 16:44:39 UTC 4 years ago

Очень интересно, спасибо за ссылку!

[info]amarao_san

November 15 2007, 16:13:03 UTC 4 years ago

Не верю. В воспроизведение звуков верю. В называние предметов верю. В способность к абстрактному мышлению - нет.

[info]ex_ex_zhuzh

November 15 2007, 16:25:10 UTC 4 years ago

звуков как раз они не воспроизводят, у них голосовые связки по-другому устроены.

[info]amarao_san

4 years ago

[info]amarao_san

4 years ago

[info]109

4 years ago

[info]amarao_san

4 years ago

[info]kissens

November 15 2007, 17:34:07 UTC 4 years ago

довольно убедительно раскритиковал эти обезьяньи истории Пинкер.

оказывается, «говорящие» обезьяны довольно глупые, они плохо решают разные задачи вроде «как достать банан», а те которые достают банан хорошо, почему-то научиться разговаривать не могут» - это замечательно :)

[info]albiel

November 15 2007, 17:53:42 UTC 4 years ago

У людей так же.

[info]kissens

4 years ago

[info]kissens

4 years ago

[info]memoryscopy

November 15 2007, 17:35:05 UTC 4 years ago

Интересно было бы упомянуть о длительной депрессии Коко по поводу смерти ее друга и "высказывание", что он "там, откуда не возвращаются" - или что-то вроде, не помню. Это похлеще "плохого туалета". Вроде ведется некий apeproject (не помню точно) на каком-то острове. Но там не гориллы, а, кажется, бонобо.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 17:56:34 UTC 4 years ago

такого в явном виде не помню. это уж совсем фантастика... то есть приписывание наших значений знакам обезьяны

[info]malchikk

4 years ago

[info]letit_be

November 15 2007, 17:36:03 UTC 4 years ago

вот интересно, как тут отличить дрессировку и обучение. эпизод с куклами, если это не просто подражание виденному у людей - впечатляет. нарисованный игрушечный динозавр - прям не верится что-то. вообще, это очень интересная тема - где начинается разум.

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 17:57:09 UTC 4 years ago

об этом копья и ломают.

Anonymous

November 15 2007, 18:11:16 UTC 4 years ago

"Он делал всё, что мог в его положении – пытался научить амслену служителей" -- !!!!

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 18:16:29 UTC 4 years ago

да. я тоже заметил. отличная фраза

[info]malchikk

4 years ago

[info]arnold3

4 years ago

[info]d_igor_po

November 15 2007, 20:15:13 UTC 4 years ago

Сомнения здесь вызывает вот что:
-- если обезъяны имеют интеллект, чтобы овладеть языком на уровне 2-3 летнего ребенка, почему этот интеллект не проявляется в дикой жизни?
-- если они способны обучаться языку и обучать друг друга, почему у них в природе нет своего языка?
-- если они играют в куклы, почему не играют в куклы в природе?
и. т. п.
Вообще, почему такой потенциал НИКАК не реализуется, пока извне кто-то не обучит обезьяну языку?

[info]ivanov_petrov

November 15 2007, 20:18:55 UTC 4 years ago

а кто сказал, что не проявляется?
а почему должен быть?
почему должны играть?
и т.п.
То есть у вас есть собственные представления, как оно должно быть. Не известно же, верны ли ваши представления и предустановки.
В том и вопрос - откуда уверенность, что ТАКОЙ потенциал? Ну, учит 2000 знаков. и что? То есть удивительно, но и собаки команды понимают.

[info]d_igor_po

4 years ago

[info]malchikk

4 years ago

Anonymous

4 years ago

[info]rednyrg721

November 15 2007, 22:54:15 UTC 4 years ago

У Сильверберга был хороший рассказ на эту тему, "Папа и шимпанзе". Похоже, предвосхитил он эти открытия. Или тогда как раз что-то подобное обсуждалось. Ссылка вот:
http://www.lib.ru/INOFANT/SILVERBERG/47-14.txt

[info]rednyrg721

November 15 2007, 22:56:31 UTC 4 years ago

А нет, рассказ то 1984 года, не заметил сразу. Значит уже в курсе он был об исследованиях, наверное...

[info]vyrviglaz

November 15 2007, 23:45:03 UTC 4 years ago

"Человеком себя считала и сама Уошо. «Она такая же личность, как и мы с вами», говорит о Коко Пенни Паттерсон. В эксперименте по разграничению фотографий на две категории - "Люди" и "Животные", Вики, знающая всего-то три слова, свое фото уверенно клала в группу "Люди" (как и все другие «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент). Фото своего собственного «не говорящего» отца она также уверенно и с видимым отвращением клала в группу "Животные" вместе с фотографиями лошадей и слонов. "

После этой фразы про отца я похоже потерял последний смысл в жизни.


[info]ivanov_petrov

November 16 2007, 04:45:10 UTC 4 years ago

да, эту штуку на классификацию я помню

[info]budilnik

November 16 2007, 11:50:10 UTC 4 years ago

ого, какое тут обсуждение, намного побольше, а главное, намного поинтересней, чем у меня! :)

[info]ivanov_petrov

November 16 2007, 15:31:28 UTC 4 years ago

статья хороша. то есть не как научная, а как задевающая... ну и задевает

[info]gaiwan

November 17 2007, 02:29:28 UTC 4 years ago

История с обезьянами плюс вот это - и кирдык

[info]ivanov_petrov

November 17 2007, 07:25:11 UTC 4 years ago

да, автор жжот. мысли про отрицательный отбор давние, но поданы горячими

[info]marina_fr

4 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…