Иванов-Петров ([info]ivanov_petrov) wrote,
@ 2008-06-16 07:26:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:science3

Условия науки по Альфонсу Декандолю
http://wolf-kitses.livejournal.com/92361.html
"Декандоль не ограничился академическим анализом социальных влияний, но определил 20 (в первом издании 18) конкретных условий, благоприятствующих развитию науки, своего рода признаки социальной среды, дружественной к развитию таланта (думаю, что не только научного)."

Перефразирую и перевожу текст 19 века в нумерованный список - условия научной деятельности в стране:


1. наличие у большого процента населения достаточных средств к существованию, позволяющих заниматься наукой
2. существование давней духовной культуры и культуры восприятия, которая во многих поколениях направлена на изучение природной реальности, а не на духовно-религиозные предметы
3. хорошо организованная система начального и особенно среднего и высшего образования, стимулирующая исследования и поощряющая молодых людей и профессоров, преданных науке
4. богатая и хорошо организованная база для научной работы (библиотеки, обсерватории, лаборатории, зоопарки, коллекции)
5. свобода высказывать и публиковать любое мнение по крайней мере на научные темы, без каких-либо неприятных последствий
6. общественное мнение, благоприятствующее наукам и тем кто ими занимается
7. свобода выбирать любую профессию, в первую очередь свобода от материальной нужды и классовых утеснений
8. религия, которая не считает своим основным принципом авторитарность
9. широко распространённое владение иностранным языком
10. независимость малых стран или федераций маленьких независимых стран
11. близость развитых стран
12. многочисленность академий и научных обществ
13. привычка к путешествиям, особенно в другие страны

---------------------
автор - это такой замечательный ботаник 19 века http://en.wikipedia.org/wiki/A._P._de_Candolle (это статья преимущественно об отце, Огюсте-Пираме, а список - его сын составил)

PS число пунктов поменялось при редактировании - не обращайте внимания, 13 так 13, ну какая разница



(Post a new comment)


[info]occuserpens
2008-06-16 03:31 am UTC (link)
http://en.wikipedia.org/wiki/A._P._de_Candolle

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 03:45 am UTC (link)
а, спасибо, та ссылка сдохла, сейчас заменю

(Reply to this) (Parent)


[info]meaerror
2008-06-16 04:31 am UTC (link)
Выходит, что условия для занятия наукой в стране есть, а все почему-то поют..

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 04:39 am UTC (link)
насколько я понимаю, п. 1 - это когда человек имеет средства - свои - чтобы самому заниматься наукой. Такого процента нету... Да и наукой уже не так заниматься принято.
3,4 - под сомнением
6 - тоже
9 - ? но допустим
12 - не проходит

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]meaerror
2008-06-16 09:06 am UTC (link)
1 - та же математика не требует крупных материальных вложений. Я этот пункт понимаю как отсутствие необходимости в выматывающем зарабатывании куска хлеба и наличие досуга, так скорее.

3, 4, 6, 9 - лучше, чем во времена автора; при желании доступно

12 - а много академий - это сколько?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ivanov_petrov, 2008-06-16 09:10 am UTC (Expand)

[info]mura_vey
2008-06-16 05:00 am UTC (link)
Так и 6, и 7 под сомнением. И 9, и 13.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]meaerror
2008-06-16 09:07 am UTC (link)
Сомнение похвально. Это ключ к познанию. )

(Reply to this) (Parent)


[info]velobos
2008-06-16 06:19 am UTC (link)
вы страну не уточнили :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]meaerror
2008-06-16 09:07 am UTC (link)
Да все в порядке со страной. У Ломоносова учИтесь. ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]velobos, 2008-06-16 10:08 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]meaerror, 2008-06-16 11:34 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]velobos, 2008-06-16 11:41 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]meaerror, 2008-06-16 11:45 am UTC (Expand)

[info]occuserpens
2008-06-16 04:44 am UTC (link)
ИМО, #1 если сейчас и имеет какой-то смысл, то только применительно к гуманитариям.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 04:47 am UTC (link)
да, п. 1 - из совсем другой эпохи. когда люди занимались наукой за свой счет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

в том то и проблема что сейчас не заниаются за свой сче
[info]freedom_of_sea
2008-06-16 08:00 am UTC (link)
Лорд Кельвин небось в пересчете на нынешний курс миллиарды тратил. А Рокфеллер?
Я часто думаю почему Гейтс и Баффет решили лечить а не учить...

(Reply to this) (Parent)


[info]velobos
2008-06-16 06:20 am UTC (link)
отчего же? опосредованно это имеет отношение к любой форме - если денег много, голодных тоже уменьшается количество, ну и т.д., вплоть до грантов на науку :)

(Reply to this) (Parent)


[info]mike67
2008-06-16 05:22 am UTC (link)
Прямо коммунизм... Я бы добавил еще про условия для обеспечения принципа избыточности, т.е., чтобы кроме ученых высокого уровня мог существовать и "фон". Еще насчет пятого пункта: он не позволяет отсечь профанов. Нужны внутренние научные институты цензуры.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 07:14 am UTC (link)
кстати http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom0823/d082324

это про п. 6 "Сегодня, по мнению 44% наших сограждан, ученые стали менее авторитетны. В этом особенно убеждены люди, имеющие среднее специальное и высшее образование (50 и 52% соответственно), относительно обеспеченные (49%), а также жители Москвы и других мегаполисов (62 и 52% соответственно). Примечательно, что эту точку зрения чаще разделяют и те респонденты, у которых среди родных или знакомых есть люди, занимающиеся наукой (таковых в нашей выборке 12%) – 55%."

да, про фон и фильтры - это очень стоящие замечания

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mike67
2008-06-16 11:07 am UTC (link)
Интересное исследование. Там, правда, говорится, что несколькими годами ранее о падении авторитета заявлял больший процент, но это, скорее всего, объясняется постепенным исчезновением людей, которым есть, с чем сравнивать. И постепенной маргинализацией этой темы с точки зрения многих.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ivanov_petrov, 2008-06-16 11:16 am UTC (Expand)

[info]philtrius
2008-06-16 05:32 am UTC (link)
Наборъ благопожеланiй, чтобъ не сказать благоглупостей. Точка зрѣнiя ограниченнаго и оптимистическаго позитивизма. И внутренне противорѣчивая — если у кого-то есть средства и досугъ, то у другихъ есть нужда и классовое угнетенiе.
А вотъ что такое религiя, которая не считаетъ своимъ основнымъ принципомъ авторитарность? Кто бы могъ мнѣ объяснить?

(Reply to this) (Thread)


[info]cherstn
2008-06-16 06:18 am UTC (link)
А какие критерии составил бы не ограниченный и оптимистический позитивист? Попробуете?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]philtrius, 2008-06-16 06:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 06:27 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]philtrius, 2008-06-16 06:42 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]flying_bear, 2008-06-16 07:00 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]roman_rogalyov, 2008-06-16 07:37 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 08:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]flying_bear, 2008-06-16 08:46 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 08:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]roman_rogalyov, 2008-06-16 08:53 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 09:02 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]flying_bear, 2008-06-16 08:26 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]roman_rogalyov, 2008-06-16 08:56 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]flying_bear, 2008-06-16 09:33 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]roman_rogalyov, 2008-06-17 07:13 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]philtrius, 2008-06-16 03:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2008-06-16 07:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 07:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]philtrius, 2008-06-16 03:07 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 04:02 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]cherstn, 2008-06-16 07:21 am UTC (Expand)

[info]flying_bear
2008-06-16 06:55 am UTC (link)
Отличный список. Видно, что человек понимал. "И ботаники чувствовать умеют".

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 07:17 am UTC (link)
Особенно занятно, что это - сколько помню - первая полрвина 19-го. Впрочем, этот самый Альфонс Декандоль - ну очень был умный. Просто на рдкость

(Reply to this) (Parent)


[info]alien_lv
2008-06-16 09:21 am UTC (link)
Буду придираться.
- Эти критерии ранжированы по степени важности или просто свалены в кучу?
- Есть ли среди них решающие и второстепенные? (Например, последний. Кант, как известно, всю жизнь сиднем сидел.)
- Не слишком научно: каковы количественные критерии большинства пунктов?
- Пункт 5. Что считать "неприятными последствиями"? Костер инквизиции или нападки коллег? Кое-где в США учение Дарвина под запретом. Это приятные последствия? Насколько это стимулирует или тормозит науку в США?
Ну, и так далее...
Как ни забавно, практически НИ ОДИН из критериев не удовлетворялся в России времен Лобачевского. (Эхе-хе...)

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 09:24 am UTC (link)
деритесь, если угодно.
Я не ранжировал.
Это первая половина 19 века. помилуйте, ну куда Вы с этими анахронизмами придираться-то хотите?
ну и так далее. Вы, кажется, очень драться хотите, более чем разговаривать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

очень драться хотите - [info]alien_lv, 2008-06-16 03:54 pm UTC (Expand)
Re: очень драться хотите - [info]ivanov_petrov, 2008-06-16 03:59 pm UTC (Expand)
всласть поспорить - [info]alien_lv, 2008-06-16 08:07 pm UTC (Expand)
Re: всласть поспорить - [info]ivanov_petrov, 2008-06-16 08:09 pm UTC (Expand)
Таки да!
[info]cherstn
2008-06-16 11:21 am UTC (link)
В Российской империи времен Лобачевского науки не было.

P.S. А мы с Вами с одного раёна племени? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: Таки да! - [info]alien_lv, 2008-06-16 03:55 pm UTC (Expand)
Re: Таки да! - [info]cherstn, 2008-06-16 04:05 pm UTC (Expand)

[info]memoryscopy
2008-06-16 01:28 pm UTC (link)
Похоже, как-то еще не сильно проглядывались соцзаказы и вливания со стороны милитаризьма и национальных амбиций. Экий романтичный ботаник век.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivanov_petrov
2008-06-16 01:39 pm UTC (link)
да, тогда жили несколько более по-человечески

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…