Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Фритц Рингер. Закат немецких мандаринов

Текст о немецкой гуманитарной профессуре 1890-1930 гг.

"Согласно моей гипотезе, как правило, мандарины достигают главенствующего положения в обществе только при определенных условиях. Прежде всего, они могут выполнять функции правящего класса только на определенной стадии материального развития своей страны. Расцвета эта группа достигает на промежуточном этапе между преимущественно аграрной экономической организацией общества и полномасштабной индустриализацией. В этот период обладание ликвидным капиталом в значительных объемах еще не стало широко распространенным или общественно признанным условием для притязаний на высокий социальный статус, в то время как наследственные титулы, основанные на землевладении, хотя и сохраняют свое значение, но уже не являются обязательным условием для получения такого статуса. В этой ситуации полученное образование и профессиональный статус могут стать одним из заметных оснований для претензий на такое социальное положение, которое бы могло составить конкуренцию традиционной аристократии"

Ясное дело. Происходит смена устройства сообщества, старые страты выпадают в андерграунд, новые еще не сомкнулись, и в сообщество массово проникают эксплеренты. К чему искать частные причины, когда есть общие.
Тем самым полкниги - зря потрачено. Эх, Рингер...

"Мандарины-интеллектуалы всегда боялись, что наука может быть поставлена на службу ограниченным практическим интересам, будь то интересы монархов-камералистов, религиозных течений, влиятельных бизнесменов или представителей "определенных" социально-политических кругов. Влияние таких "утилитарных" групп давления представлялось им опасным, ибо оно подрывало самый идеал чистого знания. Морализирующие аргументы в поддержку нации, "общего интереса" и правового и культурного государства казались им гораздо менее серьезной угрозой абстрактной свободе науки."

Да, вот это не в бровь.

"Сам термин "материализм" применялся ими на самом деле не для определения формальной философской позиции, его употребление не ограничивалось историческим материализмом марксистов или же характерной для XIX в. тенденцией к объяснительным схемам, заимствованным из физических наук, которую ее критики называли материалистической. Напротив, это слово чаще всего использовалось для обличения того, что Зеринг называл "господством материальных интересов", имея в виду преувеличенное значение, которое стало придаваться экономике, а также другие низменные соображения, которыми руководствовались в своих действиях отдельные лица и целые социальные группы. Конечно, в "материализме" такого рода были повинны в первую очередь "массы". "

Ага. Слово "материализм" заменяет и рационализм, и практицизм, и экономизм, и что хошь.

"Представители социальных наук в Германии в 1920-е гг. занимались научной деятельностью в чрезвычайно напряженной и нестабильной атмосфере. Научное сообщество в политическом отношении было как нельзя более разобщенным, самые основания традиции мандаринов, казалось, были поставлены под сомнение. Писать о правительстве, экономике или обществе означало по необходимости вступать в ожесточенные дебаты о современных политических альтернативах. Господствовавшее ощущение кризиса было настолько глубоко, что даже сами методы анализа в социальных науках, а не только результаты исследований, приобретали непосредственную политическую значимость. Все проще становилось распознать партийную ориентацию автора по его методологическим установкам в избранной дисциплине. Качество исследований от этого не выигрывало."

А?

"Примером может служить дискуссия о будущем социологии. В одной из предыдущих глав мы рассматривали некоторые сочинения, в которых Конрад Гениш [33] и Карл Беккер[34] сообщали о планах Министерства культуры Пруссии реформировать немецкое образование. В 1919 г. Беккер включил в одну из таких брошюр призыв поддержать социологию, доказывая необходимость межфакультетских программ в университетах [35]. Эти новые курсы должны были противостоять чрезмерной специализации и усиливавшейся тенденции к делению на отдельные дисциплины в немецкой науке и направить научные исследования на решение насущных проблем современной социальной и экономической жизни. Беккер считал, что наука должна стать более восприимчивой к современным проблемам, а разрыв между академическим миром и остальным обществом должен быть преодолен. Он также говорил о необходимости интеллектуального "синтеза", о соединении результатов разрозненных и зачастую весьма эзотерических исследований в общие теории, которые имели бы какую-то значимость. Он поддерживал "социологический" подход в предлагавшихся им междисциплинарных курсах, поскольку верил в то, что социология была бы особенно продуктивна в качестве того самого синтеза, о котором он говорил. По всей вероятности, основным образцом для "синтетической" социологии Беккера были "Община и общество" Тённиса[36]. Во всяком случае, из высказываний Беккера следует, что он имел в виду достаточно общую "социально" направленную и самым решительным образом ориентированную на современность дисциплину, которая бы действительно идеально подходила на роль синтеза в модернистском понимании."

И дальше о драке между гуманитариями - Беловом, Тённисом, Леопольдом фон Визе, Шпанном...

"Отмар Шпанн[47]. Его претензии к современной социальной теории, в особенности к работам Тённиса и Вебера, сводились к тому, что сочинения последнего основываются на "натуралистическом" или "индивидуалистическом подходе" [48]. <...> Опираясь на корпоративные традиции и наследие романтизма, Шпанн намеревался продемонстрировать моральное и логическое превосходство национального и коммунального "целого" перед его отдельными членами."

Просто ну очень современно мыслили ребята. Или это сейчас думают как козлы, совершенно устаревшие мысли? Прямо и не знаю.

"Многие интеллектуалы вели себя так, как будто немецкой науке угрожала непосредственная опасность быть растленной грубейшей формой позитивизма, хотя тому не было ни малейших свидетельств. Риторические нападки на "натурализм" и другие воображаемые бедствия стали восприниматься как залог будущей продуктивности исследований, в то время как достижения настоящего момента часто носили характер стандартных обобщений на тему превосходства "целого" или значения духовного начала."

нет, ну сейчас очевидно, что слово "позитивизм" надо заменять на "постмодернизм"

"Альфред Вебер говорил о "проклятии", которое, "кажется, отделяет мир разума и духа (das Geistige) от политики, низводит политику лишь до уровня практической эффективности, до уровня гибкости бизнеса, лисьей хитрости, взаимной пользы" [91]. Подобно Майнеке и в соответствии с модернистской доктриной, Вебер датировал разрыв интеллекта и политики 1870 годом, а не революцией 1918 г."

Интересно. 1870...
Tags: books5, culture2, education, history5
Subscribe

  • Тяга к творчеству, развившаяся из жадности

    Постыдная бедность обычной жизни... Наука в прошлом веке стала массовой профессией, и заниматься ею стали люди, статистически неотличимые от всех…

  • Непонимание

    Может быть странный вопрос, но мне давно интересно: Как вы понимаете, что чего-то не понимаете? Мы сейчас не берём в расчёт простейшие случаи —…

  • Расколдовывание

    Прежде мир расколдовывали, а теперь его оцифровывают (C) zh3l

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Тяга к творчеству, развившаяся из жадности

    Постыдная бедность обычной жизни... Наука в прошлом веке стала массовой профессией, и заниматься ею стали люди, статистически неотличимые от всех…

  • Непонимание

    Может быть странный вопрос, но мне давно интересно: Как вы понимаете, что чего-то не понимаете? Мы сейчас не берём в расчёт простейшие случаи —…

  • Расколдовывание

    Прежде мир расколдовывали, а теперь его оцифровывают (C) zh3l